Культура |
11 декабря 2009 года |
Актеры вынесли сор из-за кулис/ Скандал в академическом театре драмы им.В.Савина становится достоянием общественности
Как правило, театральные склоки редко разбираются на вышестоящем уровне. Театр – большая семья, а мало ли что случается между родственниками. Тем не менее ситуация, сложившаяся в стенах академического театра драмы им.В.Савина, обострилась до предела. НА ДНЯХ на стол министра культуры РК Владимира Юрковского легло сразу два письма: от председателя Союза театральных деятелей республики Галины Миковой и актерской братии в количестве 21 подписанта. Смысл обоих посланий: угроза творческой жизнеспособности коллектива со стороны художественного руководителя театра Татьяны Вырыпаевой и ее ставленника – главного режиссера Бориса Брусенского. Несколько месяцев службы в театре нового режиссера собственно и послужили своего рода детонатором взрыва многолетнего противостояния Татьяны Вырыпаевой и основной части коллектива. В течение последних лет в редакцию «Республики» обращались актеры с просьбой дать огласку «невразумительному поведению руководителя» театра. В свою очередь «Республика» также обращалась в Министерство культуры с просьбой дать комментарии по поводу этих обращений. Ответ был одним: да, в курсе, письменные жалобы от сотрудников театра заполнили уже целую папку... Но... дескать, надо терпеть, причина всему – отсутствие сцены, вот актеры и переживают. Между тем переживать было из-за чего: бесконечные судебные разбирательства сотрудников театра, связанные с увольнениями или необоснованными понижениями тарифных ставок, основательно измотали коллектив. Актер Михаил Липин прошел более полутора десятков судебных процессов и все выиграл. Надо ли говорить, что средства, выплачиваемые на судебные тяжбы проигравшей стороной, могли бы пойти на новые спектакли или гастроли. Сколько потрачено нервов... Татьяну Вырыпаеву обвиняют в раздувании административных кадров (художественный руководитель, исполнительный директор и у каждого по заместителю), в то время как сокращена должность заведующего постановочной частью, что, по оценкам авторов письма, является примером «вопиющей некомпетентности и административного деспотизма». ГЛАВНОЕ, что заставило браться за перо актеров, – это репертуарная политика руководства театра, демонстративное противопоставление молодого поколения актеров старшим товарищам и появление главного режиссера Бориса Брусенского. Фигура Брусенского заслуживает самого пристрастного внимания. Главреж был назначен волевым решением Татьяны Вырыпаевой без какого-либо творческого конкурса, испытательного срока и без согласования с коллективом. В прессу новость о том, что наконец-то в театре появился главный режиссер, просочилась случайно. К проявленному корреспондентом «Республики» любопытству по поводу его персоны Борис Брусенский отнесся весьма настороженно, при этом ни одного театра, где он служил после окончания в 1981 году театрального вуза, конкретно не назвал. Режиссер перечислил ряд поставленных им спектаклей, но на каких подмостках их можно было увидеть, так и осталось тайной. Чаще всего из уст нового режиссера звучало: «это личное», «считаю вопрос некорректным». Из конкретики удалось выяснить только то, что Борис Николаевич был знаком с бывшим руководителем студенческого театра СГУ Александром Курановым. В интернете о творческих заслугах Брусенского упоминается весьма и весьма скудно. При этом – никаких регалий и наград за творческие изыскания. Как сообщается в письме актеров драмтеатра, с 1994 года в творческой биографии режиссера отсутствуют даже намеки на службу в стационарном репертуарном театре, тем более на руководящих должностях. НО И ЭТО могло бы не стать причиной актерского гнева: мало ли как сложилась творческая карьера у человека. А может, у него вот сейчас только крылья и выросли? Увы, к сожалению, все, что произошло далее за все эти месяцы, говорит о том, что творческого подъема у господина Брусенского так и не возникло. На момент нашего знакомства режиссер занимался актерскими тренингами, носившими акробатический характер, со студентами-дипломниками Санкт-Петербургской театральной академии. Эти репетиции проходили накануне сдачи дипломной работы студентов – спектакля «Калевала». Факт занятий с молодыми актерами (собственно пока еще студентами) подобным образом чрезвычайно возмутил приехавшего за две недели до премьеры руководителя курса, режиссера спектакля Андрея Андреева. Профессор театральной академии сказал, что считает крайне некорректным и неэтичным факт вмешательства Брусенского в работу профессионального педагога. Кстати, две недели пребывания Андреева в Сыктывкаре, по его же словам, отняли у него десять лет здоровья. Накануне премьеры его студенты вынуждены были заниматься чем угодно, только не собственно репетициями: убирали строительный мусор, вешали декорации… Возмутило профессора и то, что Татьяна Вырыпаева, ссылаясь на чрезмерную занятость, так и не нашла времени встретиться с ним до премьеры. Стоит ли удивляться, что во время генерального прогона «Калевалы» в театре, за исключением главного художника Эриха Вильсона, исполняющего по совместительству и функции заведующего постановочной частью, не было представителей администрации. МЕЖДУ тем корреспондент «Республики» стала свидетелем прогона спектакля, проходившего непосредственно в день премьеры, что в постановочном процессе просто недопустимо. Прогон шел почти пять с половиной часов по причине полной неготовности светотехника. Несколько раз Андреев, взрываясь, требовал прекратить издеваться над актерами, просил позвонить художественному руководителю и сообщить о неготовности театра принять молодую труппу и новый спектакль. Но руководство театра на звонки не отвечало. Остается только удивляться, как измотанные многочасовой репетицией студенты отыграли «Калевалу». Кстати, после премьеры Татьяна Вырыпаева не подпустила ни одного журналиста к режиссеру, что, согласитесь, по всем меркам выглядит более чем странно. Премьера все-таки… ЕЩЕ одна весомая причина, заставившая взяться за перо авторов письма: вмешательство Бориса Брусенского в работу других режиссеров. Речь идет о Викторе Свиридкине, спектакль которого был предан анафеме со стороны главрежа, и Евгении Малафееве, который работает над «Привидением» по пьесе Г.Ибсена. При этом главреж занимает весьма агрессивную позицию по отношению к этой постановке и ее доброжелательной оценке худсовета театра. Кстати, при утвержденных эскизах декораций и костюмов цеха к работе по их исполнению даже не приступали. Мало того, художественный руководитель театра издает приказ, в котором Е.Малафееву вменяется в письменном виде представить режиссерскую экспликацию спектакля, а также анализ всех ролей. Тем, кто хоть отчасти знаком с театром, понятно, что требуемое – огромный бумажный труд. «Действия руководства театра в отношении Малафеева иначе как травлей или выживанием не назовешь», – отмечается в одном из писем. НЕ ДАЛЕЕ как 5 декабря на сцене театра драмы прошел в каком-то смысле премьерный спектакль «Свадьба с приданым». Почему премьерный? Это первый репертуарный спектакль на новой сцене, в котором была задействована практически вся труппа театра. Для актеров это был праздник, ведь они наконец-то играли на своей сцене. Но ни художественного руководителя, ни главного режиссера театра в этот счастливый момент рядом с коллективом не было. Так и непрочитанной осталась телеграмма председателя СТД РФ Александра Калягина, поздравившего труппу с этим весомым событием. К сожалению, в полном неведении об обращении коллектива в министерство до сих пор остается сама Татьяна Вырыпаева. Во всяком случае, так она сообщила нам по телефону. Что же касается позиции министерства, то журналистам официально обещано служебное расследование в отношении всех вышеизложенных позиций. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |