Общество |
18 ноября 2009 года |
Об инклюзивном образовании и бюрократической волоките шла речь на круглом столе по проблемам слабовидящих и слепых людей
Нужно ли инклюзивное образование слабовидящим и слепым детям? Этот вопрос стал одним из главных в программе круглого стола, состоявшегося на прошлой неделе в республиканском отделении Всероссийского общества слепых. В обсуждении проблем инвалидов по зрению приняли участие представители министерств образования, здравоохранения, Фонда социального страхования, главного социального ведомства республики, республиканского бюро медико-социальной экспертизы и Агентства РК по спорту и туризму. ИДЕЯ возможности инклюзивного образования детей-инвалидов не первый год обсуждается в республике. Благодаря усилиям председателя ухтинской общественной организации инвалидов, депутата горсовета Маргариты Колпащиковой первопроходцами в реализации этой идеи стали ухтинцы. Сегодня в одной из общеобразовательных школ Ухты сделано все, чтобы вместе со здоровыми детьми могли учиться дети с ограниченными возможностями. В Сыктывкаре эта идея была горячо поддержана активистами общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Особое детство». «Республика» уже писала о том, как в мае этого года руководитель организации Юлия Посевкина вместе с родителями слепого мальчика Саши Изъюрова отстаивала в суде право ребенка на обучение в общеобразовательной школе. Специализированной школы для слабовидящих в республике нет, и для получения среднего образования родителям приходится отправлять своих детей в другие города России, где такие школы есть. А поскольку большинство родителей не желают расставаться со своим ребенком, то дети остаются дома. С некоторыми из них занимаются приходящие на дом учителя, но поскольку они не владеют методикой работы со слепыми, то и уровень полученных детьми знаний не соответствует норме. Некоторые слабовидящие дети вообще не учатся и даже не знают основ грамоты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ республиканского общества слепых Александр Верховод, напротив, инклюзивное образование для слабовидящих детей считает неприемлемым и аргументирует свою позицию тем, что инвалиды по зрению – совершенно особая категория людей, для работы со слабовидящими детьми нужны тифлопедагоги. «Учителя общеобразовательных школ отказываются обучать слабовидящих и слепых детей и имеют на это полное право, – считает он. – У них нет специального образования, они не знают шрифт Брайля и многих особенностей мировосприятия слепых, а без этого невозможно научить ребенка грамоте». Однако и обучение на дому – тоже не выход из положения, потому что уже есть случаи, когда такие дети, проучившись несколько лет, имели хорошие отметки, а на поверку знания имели нулевые. Такие дети не могут в дальнейшем получить профессиональное образование и найти свое место в жизни. В то время как ребята, получившие образование в специализированной школе, успешно адаптируются, многие получают высшее образование и самостоятельно зарабатывают себе на жизнь. Кроме того, очевидным плюсом обучения в интернате в отрыве от родителей Александр Верховод считает хорошую социальную адаптацию детей. Сплошь и рядом можно наблюдать, как плохо приспособлены к жизни слабовидящие дети, живущие рядом с родителями, которые слишком их опекают. Жизнь в интернате, где с ребятами занимаются психологи и специальные педагоги, приучает ребенка к самообслуживанию, умению самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью трости. Среди членов общества слепых есть немало тех, кто, окончив специализированную школу, получил впоследствии подходящую профессию и сейчас успешно трудится. В то же время открыть свою специализированную школу в республике – вопрос не такой простой, как многим представляется. В первую очередь потому, что слабовидящих и слепых детей у нас не так уж много, и открытие такой школы экономически нецелесообразно. Обучение одного слепого ребенка обходится очень дорого, к тому же требуется подготовка специалистов, поэтому учеба за пределами республики обходится намного дешевле. НА КРУГЛОМ столе была также озвучена проблема медицинского обслуживания инвалидов по зрению. Незрячему человеку попасть на прием к врачу бывает сложно по той причине, что не всегда можно достать номерок, и приходится приходить в поликлинику не один раз, что для слепого весьма непросто. Заместитель министра здравоохранения Зинаида Косова пообещала посодействовать в том, чтобы слепым людям номерки откладывались по телефонной просьбе. В который уже раз была поднята проблема бюрократической волокиты в процессе получения инвалидом средств реабилитации. Сегодня для того, чтобы слепому человеку получить, к примеру, трость, нужно оформить индивидуальную программу реабилитации, а для этого – пройти медицинскую комиссию, сдать все анализы. Зачем создавать дополнительные трудности для незрячего человека, которому хождение по врачам – настоящее испытание, только для того, чтобы получить трость или специальную аппаратуру для чтения электронных книг? Люди не идут оформлять индивидуальную программу реабилитации только из-за этой волокиты. Еще одна проблема, которая обсуждалась на круглом столе, это невозможность получить путевку на лечение в специализированные санатории для слепых и слабовидящих в Геленджике, Пятигорске и подмосковном городе Быково. Еще не так давно обществу слепых выделялось достаточно таких путевок. Но после того как люди стали отказываться от соцпакетов, путевок стало выделяться значительно меньше. Галина ГАЕВА. |