Общество |
17 ноября 2009 года |
Бедная "Аннушка"!/ Столичных водителей протестировали на умение оказывать доврачебную помощь
Если оказывать пострадавшим медицинскую помощь в первые десять минут после автомобильной аварии, пока едет «скорая», то многих можно спасти. Как правило, первыми на месте ДТП оказываются не медики и сотрудники ГИБДД, а проезжающие мимо водители. Но умеют ли они оказывать доврачебную помощь? В минувшую пятницу, 13 ноября, ГИБДД УВД по Сыктывкару провела акцию, в ходе которой водителям предлагалось оказать помощь условному пострадавшему, в роли которого был манекен по прозвищу «Анна». Как отметил начальник отделения пропаганды ГИБДД УВД по Сыктывкару Александр Шидъюсов, акция проводилась в канун Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, который отмечается в третье воскресенье ноября: «Мы уже третий год проводим в рамках дня памяти различные мероприятия, цель которых – привлечь внимание общества к проблеме безопасности дорожного движения. Ведь дорожные аварии лидируют среди причин смерти. Только в Сыктывкаре за три последних года на дорогах погибло 54 человека, 1607 получили травмы различной степени тяжести». Конечно, не все остановленные водители соглашались на тестирование. Первым смельчаком оказался Николай Кубернюк – работник охранного предприятия. Он рассказал, что ему приходилось оказывать доврачебную помощь. Взглянув на манекен, Н.Кубернюк сразу поинтересовался, что с ним. По легенде, «Анна» после ДТП была без сознания. Николай Кубернюк со знанием дела приступил к реанимации: «Надо положить пострадавшего на спину, но никуда не переносить, может быть поврежден позвоночник. Далее надо установить, есть ли пульс, и ждать приезда бригады «скорой помощи». За ходом тестирования внимательно следил врач-реаниматолог, преподаватель школы медицины катастроф Евгений Микуев. Выслушав водителя, он рассказал, что именно надо делать в такой ситуации: «Первым делом надо обратить внимание на то, что пострадавший находится без сознания. У него снижен мышечный тонус, а значит, может запасть язык, тогда будут перекрыты дыхательные пути. Чтобы этого не допустить, надо подручными средствами зафиксировать шейный отдел позвоночника, уложить пострадавшего в восстановительное положение или положение коматозного больного. То есть на бок. Это единственное положение, которое предотвращает как западание языка, так и попадание в дыхательные пути желудочной массы». Следующий водитель, согласившийся проверить свои знания, Сергей Исаков считает, что такие акции необходимы, ведь аварии случаются каждый день, а люди просто не знают, что делать, как помочь пострадавшему. – Месяц назад видел жуткую аварию, машина выехала на встречную полосу, произошло столкновение, – рассказал С.Исаков. – Я даже не знал, чем помочь водителям, ведь они оказались зажатыми в своих искореженных машинах. Сообщил об аварии в «скорую» и спасателям. Тест на спасение «Анны» С.Исаков тоже прошел с ошибками. Поучаствовать в акции согласилась и женщина, правда, она не пожелала назвать свое имя. Ей досталось, пожалуй, самое сложное задание. На сей раз у «Анны» было обильное кровотечение из раны на шее. Женщина-водитель решила, что в этой ситуации надо просто остановить кровотечение, перевязав рану. К ее удивлению, преподаватель школы медицины катастроф пояснил, что при таких травмах необходим жгут. – Есть маленькая хитрость, которая спасет жизнь человеку, у которого артериальное кровотечение из раны на шее. Надо запрокинуть противоположную от раны руку пострадавшего за голову, и жгутом перетянуть и шею, и руку, – объяснил Евгений Микуев. – Тем самым мы передавили поврежденную артерию, а здоровая артерия продолжает функционировать. Молодой водитель, который представился Павлом, за рулем всего два года. Признался, что ему еще ни разу в жизни не приходилось видеть серьезные аварии и тем более оказывать первую помощь. До эксперимента он был уверен, что в жизни бы он не растерялся, смог бы грамотно помочь пострадавшему. Во время обучения вождению он сдал экзамен по медицине на «пять». Однако при тестировании Павел так и не сумел правильно оказать «Анне» экстренную помощь при переломе руки. Посмотрев, как надо было действовать в такой ситуации, Павел пришел к выводу, что количество часов по медицине надо увеличить. С этим полностью согласен и врач-реаниматолог Евгений Микуев, ведь все участники акции оказали первую помощь неправильно: «Понятно, что лучше оказать хоть какую-нибудь помощь, чем вообще ничего не делать. Но еще лучше оказывать правильную помощь. Я сделал для себя вывод, что наши водители не владеют теоретическими знаниями по оказанию доврачебной помощи, а раз нет теоретических знаний, о каких практических навыках можно говорить». Елена МАКИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |