У прилавка |
13 ноября 2009 года |
Купила сотовый -оказался ворованным.../ Общественники Сыктывкара пытаются поставить заслон реализации краденых телефонов
«Купила внучке на день рождения сотовый телефон за две тысячи рублей. Продавец в магазине сказал, что на самом деле такой телефон продается за восемь тысяч рублей, но вот этот аппарат стоит в четыре раза дешевле, правда, продается без сопроводительных документов. Действительно, в витрине был выставлен точно такой же, но намного дороже. Меня, конечно, это насторожило, но внучка давно мечтала о таком телефоне, а с моей пенсией восемь тысяч и за полгода на него не накопить. Я бы и не решилась, но как раз назавтра у внучки был день рождения, и я рискнула, а через два месяца пришли из милиции и забрали телефон, сказали, что он краденый. Две тысячи рублей магазин мне вернул, но внучка теперь перестала со мной общаться. Знакомые посоветовали обратиться в суд и взыскать с магазина компенсацию за моральный вред, но в адвокатской конторе мне сказали, что это невозможно по закону. Неужели это действительно так? Валентина Н., г.Сыктывкар». Кто рискует - тот пьет валерьянку Прокомментировать факты, изложенные в этом письме, мы попросили заместителя председателя Коми региональной общественной организации «Общественный контроль», занимающейся защитой прав потребителей в столице республики, Сергея Торопова. По словам Сергея Торопова, в их общественную организацию с подобными заявлениями обращались не единожды. Так, например, в апреле этого года с просьбой защитить свои права обратился покупатель, который в январе 2009 года купил у индивидуального предпринимателя Максима Ермакова (магазин «Мобил Макс») сотовый телефон. В апреле этот телефон у покупателя изъяли работники милиции, поскольку телефон оказался ворованным. Суд удовлетворил исковые требования и взыскал с Ермакова стоимость телефона. Однако, по мнению адвокатов общественной организации, недобросовестного продавца в этом случае следовало бы оштрафовать и взыскать с него помимо стоимости телефона компенсацию за моральный ущерб. Но в суде удалось взыскать в пользу истца только сумму стоимости телефона. Все дело в том, что подобные случаи не регулируются Законом «О защите прав потребителей», поскольку полулегальные и нелегальные товары не рассматриваются как некачественные, а потому невозможно взыскать с ответчика (с недобросовестного продавца) ни компенсацию за моральный вред, ни административные штрафы, Как считает Сергей Торопов, это несправедливо, По существу, конечно, сотовый аппарат в рассматриваемом случае был исправным, и его нельзя было отнести к некачественным товарам, но ведь потребитель не мог им пользоваться, хотя и заплатил за него запрашиваемую сумму, а значит, моральный ущерб был очевиден. В настоящее время на федеральном уровне готовится новая редакция Закона «О защите прав потребителей», и, возможно, отношение к таким случаям будет пересмотрено. Но пока подобные истории происходят не только с приобретателями сотовых телефонов, но точно также и с теми потребителями, которым «посчастливилось» купить ворованные автомобили, компьютеры, бытовую технику. За ценой не постоят - Бесспорно, что потребители в подобных случаях в какой-то мере справедливо несут ответственность за приобретение нелегальных товаров. Недаром в народе говорят, что скупой платит дважды. Но почему эту ответственность не разделяют и продавцы? - задается вопросом Сергей Торопов. Он предлагает два варианта решения проблемы. Необходимо либо штрафовать недобросовестных продавцов, либо обязать их страховать свою деятельность. Сейчас штрафы налагаются в зависимости от суммы сделки, а Сергей Торопов предлагает назначить строго фиксированную сумму независимо от стоимости товара, - Нарушил закон - плати штраф в сумме 20 тысяч рублей, даже если реализовал «нехорошую вещь» всего за две тысячи рублей, Только таким способом можно защитить потребителей недорогих товаров, - считает С.Торопов. Если потребитель с невысокими доходами купил некачественную вещь на маленькую сумму, то ему, как правило, некогда ходить по судам, отстаивая свои права. Но он не может позволить себе и нанять адвоката, поскольку его услуги ему явно не по карману. Только оформление искового заявления и посещение адвокатом одного судебного заседания оценивается в три тысячи рублей, Между тем подобные процессы длятся на протяжении четырех-пяти заседаний. Какой смысл потребителю тратить за возврат двух тысяч рублей гораздо большие деньги? Причем нет никакой гарантии, что суд встанет на сторону истца. Недобросовестные продавцы знают это и действуют без оглядки на закон. Как «обелить» товары с темным прошлым? Отследить происхождение товара можно было бы и другим способом. Допустим, купил гражданин сотовый телефон, а через неделю ему понравился другой, между тем сопроводительные документы на телефон он успел уже потерять. В таком случае добросовестный приобретатель мог бы вполне легально сбыть с рук свой телефон в определенной торговой точке, где принимали бы товар без документов, но взамен потребовали предоставить личные паспортные данные. Кроме того, на ситуацию благотворно могло бы повлиять введение практики обязательного страхования своей деятельности для коммерсантов. - Если продавец рискует и берет на реализацию товар без документов - пусть идет в страховую компанию и платит взносы за свою ответственность. В таком случае, если к нему придут и скажут, дескать, товар у вас оказался ворованным, то он мог бы направить пострадавшего в страховую фирму, и там бы ему выплатили причитающуюся сумму. Сегодня есть очень много таких профессий, представители которых страхуют свою деятельность. Арбитражные управляющие, например, нотариусы, оценщики... Почему бы и предпринимателям не страховать свою деятельность за продажу сомнительных товаров? - пожимает плечами С.Торопов. О реализации в Сыктывкаре краденых телефонов «Общественный контроль» сообщил в республиканское управление Роспот-ребнадзора. Представители общественной организации изложили свои предложения, следуя которым можно было бы в дальнейшем исключить подобные случаи и защитить граждан от сомнительных приобретений. Сотрудники управления обещали изучить предложения и принять соответствующие меры. Ольга САЖИНА. |