Общество |
26 июня 2009 года |
На другом берегу/ Жители двух неперспективных поселков лишены транспортного сообщения с внешним миром
Старожилы сысольских поселков Исанево и Заозерье утверждают, что в свое время здесь обитали представители 112 национальностей. Не знаем, верить ли этим подсчетам, но на северные заработки работников вербовали со всех союзных республик. За последние 35 с небольшим лет население поселка сократилось более чем в три раза. Изначально срок эксплуатации закладываемой производственной базы и жилого массива лесных поселков был рассчитан на 50 лет. Урочный час, очевидно, пробил, поскольку сейчас в поселках не осталось ни одного производственного предприятия, а износ так называемых жилых «стандартов» составляет 75%. Более того, с нынешней весны люди оказались фактически изолированными от «большой» земли. Несколько сегментов стометрового понтонного моста затянуло под воду, а в поселках после «ухода» отсюда ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» до недавнего времени не было ни одного трактора. Голыми руками Несчастье с мостом случилось в декабре прошлого года. Из-за неожиданного потепления на Сысоле пошла шуга, а затем и лед тронулся. Старый мост под напором льдин треснул пополам, в результате чего два понтона ушли на дно. К счастью, оттепель была недолгой, в срочном порядке залили ледовую переправу, и автомобильное сообщение было восстановлено. Весной же люди вновь оказались в роли заложников. Инцидент произошел в конце года, когда и муниципальный, и поселенческий бюджеты были уже сверстаны и утверждены. Между тем стоимость ремонтных работ дорожники оценили в несколько миллионов рублей. Руководитель администрации поселения Любовь Николаевских, которую в конце прошлого года только-только избрали на эту должность, поначалу растерялась. Но заозерских, как известно, голыми руками не возьмешь, да и помощь подоспела, причем с самой неожиданной стороны. В трудную минуту Л.Николаевских поддержали местные мужики, выказав при этом недюжинную инженерную смекалку. Подобралась немногочисленная инициативная группа, которая после недолгих совещаний постановила, что первым делом надо как-то вытянуть затянутые речным илом железные понтоны и выкачать из них воду. Из скудного поселенческого бюджета изъяли 35 тысяч рублей и купили пожарную помпу для откачки воды, а затем уговорили одного из жителей поселка подогнать на общественные работы свой личный видавший виды гусеничный трактор. С помощью этого «ветерана» и подняли понтоны, заготовили бревна для замены старого деревянного настила, теперь осталось только разжиться скобами и штырями для скрепления этого настила. На это ушло два месяца, но теперь новоиспеченный руководитель поселения свято верит в успех провального, казалось бы, замысла. Большая часть дела уже выполнена, а скобы мужики готовы гнуть хоть голыми руками. Но до этого, конечно, не дошло, – добыли где-то старый сварочный аппарат, нашли для его хранения будку-времянку, а штыри и скобы решили смастерить из закупленной подешевле арматуры, в чем охотно согласились помочь бывшие земляки, ныне работающие в одной из оборудованных мастерских в райцентре. Дорога жизни Между тем людей и небольшие грузы трижды в день через Сысолу перевозят на стареньком катере КС-100Д. Списанное плавсредство давно исчерпало свои ресурсы, но другого в распоряжении поселения нет. При ремонте пока обходились без эвакуации в специализированную мастерскую, чинили лодку на месте. Но серьезная поломка может случиться в любой момент, и что тогда? Есть еще один путь, по которому жители двух поселков добираются до автомобильных магистралей. Ездят в объезд по необустроенной лесной дороге через село Вотча. Это 23 километра по зыбучим пескам, рытвинам, колдобинам, коварным лужам и ручьям, кое-где и кое-как укрепленным сучьями, хлипкими обломками каких-то досок. Если не ровен час увязнешь в одной из бесчисленных ям, помощи ждать будет неоткуда. Строительство моста возле Заозерья значится в социально-экономическом плане развития Сысольского района, рассчитанном до 2012 года, но без всяких гарантий финансового обеспечения. Дело в том, что Заозерье и Исанево наряду с еще одним лесным поселком Ельбаза попали в список неперспективных населенных пунктов Сысольского района, и муниципальные власти не исключают перспективу переселения людей в близлежащие населенные пункты, расположенные на противоположных берегах рек. Но о закрытии данных поселков речь пока не идет. На данный момент в Заозерье и Исанево проживают 992 человека. По оценке заместителя главы Сысольского района Романа Носкова, на переселение такого количества людей придется пожертвовать, пожалуй, половиной годового бюджета всей республики. Кроме того, пройдет не год, не два и даже не десять, прежде чем план переселения удастся воплотить в жизнь. Так что, видимо, перспектива закрытия Заозерья и Исанево реальная, но очень дальняя, а потому и у местных жителей, и у местных властей нет иного выбора, кроме как налаживать сообщение с внешним миром, либо восстановив переправу, либо укрепив объездную дорогу через Вотчу. Муниципальные власти просчитывали оба возможных варианта. Строительство одного километра заасфальтированного дорожного полотна оценивается в 10 миллионов рублей. Чуть дешевле обойдется отсыпка щебнем. Но помимо дороговизны есть еще одно «но». Категорически против этого варианта высказались жители Вотчи. С восстановлением лесозаготовительного производства в поселках вся большегрузная техника будет проходить через село. Так что этот вариант пока отметается. В свою очередь жители Исанево и Заозерья затаили глухую обиду на вотчинцев. Еще недавно они были в равных условиях, поскольку через Сысолу вотчинцы переправлялись на пароме и в межсезонье тоже оказывались в полной изоляции. Но с недавних пор между поселком Первомайский и селом Вотча появился мост круглогодичного действия, который обошелся бюджету почти в 60 миллионов рублей. Найти такую же сумму на строительство моста у Заозерья в нынешних условиях, конечно, нереально. Поэтому муниципальные власти решили поискать понтоны из разряда «б/у». И нашли-таки за пределами республики. Правда, даже самый дешевый из них оценивается в 9 миллионов рублей. Кроме того, еще около трех с половиной миллионов рублей придется потратить на доставку. Переговоры о приобретении понтонного моста уже идут, но муниципальному бюджету такую финансовую нагрузку явно не осилить, поэтому руководству Сысольского района придется заручиться поддержкой республиканского бюджета. С учетом всего этого даже при самых оптимистичных прогнозах заполучить отнюдь не новые понтоны из-за пределов республики удастся не раньше следующего года. По всему белу свету Переправу восстанавливают жители Заозерья, а исаневцы почему-то остаются в стороне. Только ли в 12 километрах, отделяющих два поселка, тут дело? За ответом едем в Исанево, останавливаемся на дороге возле колодца, на самом оживленном и людном месте в поселке. И наше появление не осталось незамеченным. Пять лет назад жители Исанево и Заозерья остались без работы. ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» свернуло здесь свою деятельность, и не в последнюю очередь из-за неудобств с переправой. В течение нескольких недель вывезли всю технику. Людей бросили ни с чем. Оправившись после удара, трудоспособные мужчины подались искать работу на сторону. Из всех исаневских лесозаготовителей работу нашли только 15 человек. Подряжаются вахтовиками на предприятия соседних населенных пунктов, в основном в Бортом-Базе и Визинге. Но многие, как Николай Андрейчук, например, вынуждены соглашаться и на работу в Сыктывкаре. Два года он мотался туда-сюда за 115 километров: 15 суток в вагончике, 15 дома. На бытовые неудобства и зарплату в 10 тысяч рублей не жаловался, ведь многие земляки и этого были лишены. Но вскоре в эжвинском «Севлеспиле», сославшись на временные трудности, объявили, что в его услугах больше не нуждаются. Не отчаивался, помогал супруге заниматься торговлей, но недолго. – Мы забросили это дело из-за бездорожья. При доставке сначала ящики загружаешь со склада – везешь до переправы, выгружаешь на берег и сидишь – ждешь катер. С берега загружаешь на катер, с катера снова выгружаешь на противоположном берегу и снова сидишь – ждешь, чтоб загрузить в машину и трястись еще 12 километров до Исанево. Привез до места – снова тягаешь эти ящики, выгружая у магазина. Так натаскаешься-намаешься, что руки отваливаются, и кажется, что приволок не каких-то полтонны, а все 5 тонн груза. А народ-то спрашивает, почему цены на продукты выше, чем в райцентре, – сокрушается Андрейчук. Разговоры про переселение он слышал, но считает, что это проблемы жителей поселка не решит. – Допустим, переселят нас в Первомайский или в Куниб в такое же неблагоустроенное жилье, как и здесь. Но там и своих безработных хватает. Вот и мотаются наши мужики помоложе кто куда по всему белу свету в поисках работы. И я вместе с ними, – окончательно расстроившись, говорит наш собеседник. – Обустраивайте дорогу, – наконец отрезает он, обращаясь к руководителю поселения. – Будет дорога, глядишь, и производство наладится. Сначала пилораму кто-нибудь поставит, дальше – больше… Михаил Потапов работает на вахте в райцентре. Обладает редкой специальностью оператора-водителя форвардера категории «Д», трудясь в ОАО «Сысолалес». – Не понимаю, отчего некоторые так держатся за насиженные места. Мне кажется, спросить молодых – не раздумывая ни секунды согласились бы переселиться. Сколько можно так жить! Не выехать отсюда ни зимой, ни летом, – громыхнув тележкой, загруженной емкостью с водой, заключает Михаил Иванович. Зинаида Мальцева 10 лет проработала начальником Исаневского лесопункта. В поселке живет с момента его основания. Ей уже под 80 лет, и доживать свой век намерена только здесь. И не столько из-за того, что до сих пор держит корову, двух телят, поросенка, сколько из-за супруга, который 12-й год уже прикован к постели. – Дети нам помогают, не обижают, приезжают каждые две недели. По поводу переселения не переживаю, нас не бросят, если только дорога будет, – рассказывает Зинаида Александровна. А вот супруги Подоровы, Лариса Ивановна и Игорь Константинович, решили не ждать милостей от властей и купили участок земли под Сыктывкаром в поселке Красный Затон. Перевезли туда здание так называемой летней кухни, теперь размышляют, что делать с домом – продавать или тоже перевозить на новое место. Игорь Константинович в свое время был директором Исаневской основной школы, но ее закрыли, и теперь в поселке действует только начальная школа-сад, а ему пришлось подыскивать работу на стороне. Вот уже год, как обретается в Сыктывкаре, живя в разлуке с семьей. В этом году увольняется и Лариса Ивановна, до недавнего времени исполнявшая обязанности директора Исаневской начальной школы-сада. Жаль, но квалифицированные специалисты уезжают из поселка. В предстоящем учебном году в Исаневскую школу поступят два первоклассника, а на следующий – ни одного. Многих исаневцев 12 километров бездорожья, отделяющих их от Заозерья, ввергают в полное отчаяние. А вот жители Заозерья настроены более оптимистично, хотя здесь тоже нет ни одного индивидуального застройщика. Но отрадно уже то, что поселок потихоньку стал обрастать предпринимателями. В Заозерье недавно открылся ОСПК «Сельхозуниверсал», в аренду которому муниципальные власти передали трактор, и теперь кооператив помогает жителям поселков удерживать на плаву личные подсобные хозяйства. С большими надеждами заозерцы взирают на одного из двух предпринимателей, недавно установившего в поселке пилораму. Но более всего люди уповают на возвращение ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и возобновление им лесозаготовок, поскольку близлежащие лесные делянки по-прежнему остаются в долгосрочной аренде за этим гигантом на Вычегде. Так что наводить понтоны есть резон. Поддержали бы заозерских еще и исаневские жители, глядишь, и дело пошло бы в два раза быстрее. Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. На снимках: c помощью этого «ветерана» в Заозерье ремонтируют мост; «Мост будет!» – заверяет Зинаиду Мальцеву и Николая Андрейчука руководитель администрации поселения Любовь Николаевских (в центре). |