Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
10 апреля 2009 года

Из тлена запустения

/ Как государственным и религиозным организациям объединить усилия по сохранению памятников церковного зодчества?


Возможно, полностью восстановленный храм в Онежье увидит только следующее поколение жителей деревни...

Если церковь в Лялях представляет собой полное запустение, то часовню в Средней Отле энтузиастам удалось восстановить по

В российских средствах массовой информации в последнее время активно обсуждается проект федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Казалось бы, документ, подготовленный Минэкономразвития РФ, касается специфической сферы – имущественного статуса культовых объектов. Однако развернувшаяся в СМИ дискуссия демонстрирует заинтересованность в законопроекте большого количества наших сограждан. Причем не только людей глубоко верующих, священнослужителей, высших иерархов Русской православной церкви, других традиционных конфессий. В обсуждении активно участвуют и представители российской интеллигенции, которых волнует будущее тысяч храмовых построек – памятников истории и архитектуры. Наши корреспонденты попытались сквозь призму нового законопроекта взглянуть на проблемы, связанные с сохранением исторического наследия нашей республики.

Вокруг законопроекта

В постсоветской истории первым основополагающим документом, связанным со свободой вероисповедания, стал Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году. Тогда же Русская православная церковь, другие конфессии поставили перед государством вопрос о возврате им храмовых построек, объектов культового назначения. Речь шла как об исторических зданиях, принадлежавших церкви еще до Октябрьской революции, так и возведенных начиная с 90-х годов ХХ столетия. Ведь храмы, построенные верующими на свои деньги и пожертвования в последние годы, как бы автоматически продолжали национализироваться – принадлежали не церкви, а государству. Оставляя за собой право собственности, государство все культовые объекты передавало приходам и монастырям лишь в «безвозмездное пользование».

После неоднократных просьб рассмотреть этот вопрос в 2001 году Правительство РФ приняло соответствующее постановление. Но в нем отсутствовал четкий порядок передачи имущества от государства церкви. Правда, до этого некоторые храмы официально как бы закрепили за церковью. В стороне от этого процесса не осталась и Республика Коми. В 1999 году Госсовет РК передал Сыктывкарской и Воркутинской епархии 36 церковных зданий и сооружений.

– Но поскольку законодательство, регламентирующее механизм этой передачи, оставалось несовершенным, многие переданные церкви объекты «зависли в воздухе», до сих пор в собственность епархии так и не оформлены, – говорит секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии игумен Филипп. – К сожалению, не разрешает эту проблему и новый законопроект, поскольку и в нем отсутствует четкий механизм передачи имущества в церковную собственность.

Развернувшееся обсуждение выявило и другие прорехи нового законопроекта. Например, остается неясно, какой налог на обретенное имущество должны заплатить религиозные организации. Если их уравняют с коммерческими структурами, то многим приходам, особенно сельским, налоговое бремя будет не по карману. Игумен Филипп не скрывает и опасений, связанных с процедурой оформления имущества. К примеру, чтобы получить постройки и земли в собственность, религиозная организация должна обратиться в уполномоченный орган (предполагается, что им станет Росимущество) с заявкой, обосновывающей право на получение имущества. При этом оформление всего пакета документов она должна оплачивать за счет своих средств. А это немалые деньги – десятки, сотни тысяч рублей. Таких сумм у большинства приходов нет и не предвидится.

 

Если передавать, то что?

Что же конкретно в нашей республике предлагается передать церковным организациям? К сожалению, в официальных структурах перечня объектов и имущества, подпадающего под действие нового законопроекта, отыскать не удалось.

По сообщению из епархии, сейчас в республике зарегистрированы и действуют 156 приходов Русской православной церкви и семь монастырей. Во многих приходах за последние 15 лет возведены новые храмы. Кроме того, в Коми насчитывается еще более 200 храмовых построек дореволюционного периода. За прошедшие годы из них восстановлены лишь единицы: Стефановский и Михайло-Архангельский храмы в Усть-Выми, Вознесенская церковь в местечке Кируль в Сыктывкаре, храмовый комплекс в деревне Важкуръя  Корткеросского района. Подавляющее число исторических объектов нуждается в восстановлении.

Но в законопроекте нынешнее состояние церковного имущества, имеющего вековую и более историю, никак не учтено. Как и то, за счет каких средств должны проводиться восстановительные, реставрационные работы. Вопрос принципиальный, если учитывать, что многие объекты церковного зодчества находятся под государственной охраной как памятники истории, культуры, архитектуры. Об этом свидетельствуют и специальные охранные доски, прикрепленные к стенам некоторых из них.

Еще один вопрос, вызвавший дебаты, касается такой оговорки в законопроекте: «Передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после решения о предоставлении расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений». Это значит, что судьба если не большинства, то многих объектов культового назначения в ближайшие годы не претерпит значительных изменений. Ведь выселить обосновавшиеся давным-давно в церковных стенах дома культуры, библиотеки, котельные практически некуда, в муниципалитетах новых или свободных помещений для их переезда нет.

 

Рецепт сохранения

Вот лишь несколько иллюстраций подобного положения дел. Свидетелем абсурдного, кощунственного обретания котельной в стенах храма недавно стала вся страна. По центральному телевидению неоднократно демонстрировались кадры о пожаре в Подъельске. И в каждом сюжете на заднем плане зрители наблюдали торчащую чуть ли не из церковного купола и дымившую трубу сельской котельной. Между прочим, храм в Подъельске – образец русского классицизма. Он находится на государственном учете. То есть на учете не котельная с дымящей трубой, а сам храм. По словам С.Павлюшина, начальника отдела по охране объектов культурного наследия Минкультуры РК, это означает, что после проведения соответствующей экспертизы церковь в этом селе имеет все шансы попасть в число охраняемых государством объектов. Вопрос в другом: стоит ли добиваться такого рода охранной грамоты для культового здания, если под его сводами работает котельная? После трагедии в Подъельске создана православная община, которая требует перевода котельной в другое помещение. Но в поселении для нее сейчас подходящего здания нет. Получается замкнутый круг.

Православная община не так давно создана и в соседнем с Подъельском селе Сторожевск. И здесь верующие делают попытки возвратить хотя бы часть здания массивного, вместительного храма Введения Пресвятой Богородицы. Стоит упомянуть, что строительство величественной каменной церкви в этом большом вычегодском селе было завершено уже после «исторического выстрела» с крейсера «Аврора»: ее освятили в 1918 году. После чего вскоре национализировали. В божьем доме в Сторожевске издавна размещаются Дом культуры и библиотека. О переезде этих учреждений ввиду отсутствия хоть каких-либо свободных площадей речь не идет.

Заведующая отделом культуры администрации Ижемского района Татьяна Попова согласна, что нравственно-этические нормы, конечно, не позволяют храмы использовать под досуговые центры. Но на это приходится закрывать глаза. Не от хорошей жизни. Сегодня в Ижемском районе несколько домов культуры – в Мошъюге, Бакуре, Ласте – занимают церковные здания дореволюционной постройки. И как бы это кощунственно ни звучало, наличие хозяев в лице учреждений культуры хоть как-то позволяет содержать здания в более-менее приличном виде, ремонтировать, обновлять их. А вот оставшейся без хозяев красе и гордости Ижемского края – Преображенской церкви в райцентре помочь нечем. Районные власти ценой больших усилий в минувшие годы смогли изыскать средства лишь на ее консервацию. Теперь, по словам Т.Поповой, никаких полномочий у муниципалитета на восстановление храма нет: он передан церкви. И в ближайшие годы вряд ли здесь начнутся восстановительные работы. Счет средств на эти цели идет на многие миллионы рублей.

В Княжпогостском районе, наоборот, все сохранившиеся культовые исторические объекты освобождены от светских хозяев. Некоторые из них переданы епархии и православным общинам. По словам заместителя главы администрации района Елены Нофит, необходимость их скорейшего восстановления очевидна. Но в нынешних условиях у муниципалитета нет на это ни средств, ни полномочий. Поэтому каждая община ищет и пытается применить свой рецепт выживания и возрождения.

 

Купола в Онежье

В этом плане заслуживает внимания уникальный опыт возрождения храма в княжпогостской деревне Онежье. В число пяти объектов церковного зодчества из Княжпогостского района, взятых под государственную охрану, входит и церковь Рождества Богородицы из этой деревни. Это единственный в Коми образец церковной архитектуры с элементами в стиле модерн. Храм стоит на высоком живописном берегу реки Вымь. Один из приделов многоярусного каменного здания был освящен еще в 1856 году. А завершилось строительство каменной церкви с колокольней в 1911 году. По рассказам, расписывали стены храма Александр Сорокин и его сын Питирим – будущий великий ученый.

В 1923 году он был закрыт и передан под клуб. Но местные жители, сохранившие в себе богобоязненное чувство, очаг культуры в стенах храма проигнорировали, не стали ходить сюда. Это, по мнению нынешних обитателей Онежья, и спасло церковь от разорения. Клуб обустроили в другом месте, а в храме разместили колхозный склад. В 1999 году по постановлению Госсовета РК здание было передано в собственность епархии.

В том же году настоятелем храма Рождества Богородицы стал отец Антоний (в миру Андрей Головин). Выпускник института культуры, уроженец Санкт-Петербурга, он прошел непростой путь от культработника до послушника и иеромонаха. В Онежье его потрясли прекрасные очертания пришедшего в запустение здешнего храма, очаровали дивные пейзажи окружающих мест. И он принял решение – остаться здесь жить.

Начинать пришлось с нуля. Самая большая проблема, с которой столкнулся сельский батюшка, заключалась в отсутствии людей. Если в пору строительства храма в Онежье проживало более тысячи человек, то к началу XXI столетия здесь осталось лишь около полусотни сельчан. Красноречивый факт: единственный в деревне ребенок дошкольного возраста вынужден на школьном автобусе каждое утро ездить в детский сад соседнего села Шошка. Некому стало приходить и на службы в церковь, некому и помочь восстанавливать ее.

Слухом, как говорится, земля полнится. О восстановлении храма в Онежье прослышали знакомые отца Антония из разных уголков России. И потянулись сюда на подмогу. За прошедшие десять лет добровольные помощники из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других мест помогают восстанавливать памятник истории и архитектуры. В храме возобновились службы, подняты новые позолоченные главки куполов. Некоторые из помощников по соседству с храмом и обжились. Хотя работы здесь еще непочатый край, но из тлена запустения церковь уже возрождается. Теперь вокруг нее сосредоточена вся жизнь почти обезлюдевшей деревни. В церковной пекарне выпекают даже хлеб для онежцев.

 

Гуляет ветер...

Совершенно иная картина еще в одной вымской деревне – Ляли. О том, что здешний храм Богоявления Господня тоже является памятником архитектуры, напоминает охранная дощечка на его стенах. Но внутри двухэтажного каменного великана гуляет ветер, кружит снег. Настежь распахнуты двери, зияют пустыми глазницами оконные проемы. В конце 80-х годов в Лялях была создана православная община. Впервые за много лет сюда приезжал священник. Его проповеди окрылили было местный люд, они побелили стены храма, как сумели, закрыли окна. Взялись перестилать полы, восстанавливать иконостас. Но все пошло насмарку. Праздно шатающаяся молодежь не находила лучшего места для своего времяпрепровождения, чем под сводами храма. Немногочисленные верующие не могли противостоять погромам и безобразиям. Так в церкви снова воцарилось запустение.

Не так давно окормлять общину в Лялях назначен священник Борис Прокофьев. Он проживает в Сыктывкаре и в вымской деревне бывает лишь наездами. Батюшка по-своему пытается обратить внимание на проблемы церкви Богоявления.
К примеру, на средства благотворителей выпускает приходскую газету. Открыл банковский счет. Но пока все усилия начать восстанавливать храм ни к чему не привели. Памятник классицизма продолжает разрушаться.

 

Часовню – на дрова

Нет памятника – нет и проблемы. Примером такого отношения к архитектурным и историческим памятникам стали действия бывшего главы сельского поселения Кожмудор в Усть-Вымском районе. На Коквицкой горе до недавнего времени значились несколько культовых архитектурных построек. Одна из них – деревянная Троицкая часовня в деревне Лыаты – была отнесена к памятникам республиканского значения. За прошедшие десятилетия без присмотра и пригляда деревянные хоромины изрядно пообветшали. Средств на их восстановление не поступало. Тогда глава поселения и принял решение пустить их на дрова. За пять-семь лет такая участь постигла три культовых здания. По словам нынешнего главы поселения Надежды Каракчиевой, некоторые бабушки, узнав, что их хотят обеспечить дровами, сделанными из божьих домов, напрочь отказались от такой помощи. Но желающих воспользоваться дешевыми дровами все же нашлось достаточно.

Сейчас на Коквицкой горе – в селах и деревнях, входящих в состав поселения Кожмудор, – остался единственный храм дореволюционной постройки. Он расположен в деревне Семуково. Памятник архитектуры тоже требует ремонта. К счастью, благотворители из одной коммерческой структуры начали восстанавливать его крышу. Кстати, ремонт культовых зданий на средства коммерческих организаций широко практикуется в других регионах, во многих крупных городах. К сожалению, в нашей республике таких примеров пока мало. Гораздо щедрее жертвуют благотворители на строительство новых храмов. К примеру, в селе Брыкаланск Ижемского района меценаты собираются профинансировать даже возведение своеобразного архитектурного шедевра – восьмикупольной деревянной церкви наподобие той, которая располагается в знаменитом музее-заповеднике Кижи.

Одна из главных проблем, которые обсуждаются в связи с законопроектом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», как раз касается сферы ответственности государства и церкви в деле сохранения культовых архитектурных памятников.

– Почему до сих пор храмовые здания и комплексы, уже давно как бы находящиеся под защитой государства, не охраняются, не реставрируются? – резонно спрашивает секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии игумен Филипп. – Ведь многие из них при финансовой помощи государства еще можно спасти, восстановить. Как бы то ни было, именно эти храмы до сих пор остаются в нашей республике самыми яркими, значимыми памятниками прошлого. Теперь, когда их скопом и в таком плачевном состоянии передадут церкви, кто должен будет изыскивать средства на их поддержание? Церковь? Но откуда взять такую прорву средств и специалистов?

 

На милость Божью

О том, что законопроект обрекает существование многих памятников лишь на милость Божью, говорят и представители общественности. К сожалению, наша республика прилагает недостаточно усилий, чтобы заручиться финансовой поддержкой из федерального центра на реставрацию объектов исторического наследия. Лишь в прошлом году федеральная финансовая помощь позволила начать ремонтно-реставрационные работы в усть-вымском Михайло-Архангельском монастыре и в двух церковных зданиях в Сыктывкаре. Дойдет ли очередь до остальных? Но и уповать лишь на помощь государства при решении этой проблемы, наверное, тоже не стоит. Тем более в Коми есть примеры, когда исторические объекты были восстановлены силами энтузиастов и без привлечения больших средств. В 90-е годы группа студентов и специалистов из Сыктывкарского университета разобрала и заново подняла два культовых архитектурных памятника – деревянные часовни в княжпогостской деревне Средняя Отла и в деревне Кривое Удорского района. Кстати, второй памятник уникален в масштабах нашей республики: это самая старая деревянная церковная постройка, дошедшая до наших дней еще с XVIII века.

«Самое положительное в новом законопроекте уже то, что он всколыхнул общественность, заставил заговорить о проблемах, которые в последнее время замалчивались, – считает игумен Филипп. – Один важный результат уже налицо: мы получили возможность широко его обсудить. Теперь очередь за законодателями, которым необходимо взяться за серьезную работу по его доработке».

Анна СИВКОВА,

Ольга КЕРМАС.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №60 (3974) - 10 апреля 2009 года

Верьте не жуликам, а олимпийским чемпионам / Выпускники могут проконсультироваться по "горячей линии" Алины Кабаевой

"Северсталь-Ресурс" возглавит Александр Грубман

В доме со шпилем рушатся потолки / На прошлой неделе пострадала квартира Маргариты Гецен

Модульные ФАПы построили на песке?

Обратная связь

 №59 (3973) - 9 апреля 2009 года

Десятый десяток женщины-легенды / Валентина Витязева на один день приковала к себе внимание столичной общественности

Ухта - спортивный город

О содержимом соцпакетов и "зловредных" законах дискутировали члены правления республиканского отделения ВОИ и руководители ведомств

Сохраните "Надежду"!

 №58 (3972) - 8 апреля 2009 года

Физкультура - не второстепенный предмет,считают участники всероссийской научной конференции

По натуре он был первооткрывателем / Ушел из жизни легендарный геолог Георгий Чернов

Для столичных дачников сохранят городской тариф

Поздравление Валентине Матвиенко

Какой дорогой идти к храму? / Осужденные примыкают к различным религиозным конфессиям и течениям

Чай с булочкой вместо завтрака / Решение проблем организации питания школьников во многом зависит от объемов финансирования

По поручению Главы республики

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 60 (3974)
10 апреля 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»