Из первых уст |
10 апреля 2009 года |
Игорь Васильев: "Депутаты к нам с Марса не прилетают..."
В сегодняшнем интервью член Совета Федерации от Коми, вице-президент Фонда поддержки партии «Единая Россия» Игорь Васильев комментирует несколько законодательных новинок, рассказывает о проектах, которые намечено осуществить в Коми, и о том, удается ли на посту сенатора помогать конкретным людям. Разговор с Игорем Владимировичем по традиции последнего времени начался с обсуждения экономического кризиса. – Независимые эксперты высказывают мнение, что аналогов подобного рода кризиса в мировой истории еще не было. Собственно говоря, не было и похожих усилий, которые предпринимают сейчас государства – как поодиночке, так и совместно – в поиске выхода из кризиса. На мой взгляд, должна быть консолидация всех усилий по преодолению этой ситуации. Консолидация должна заключаться в четко выработанном плане правительственных действий, который согласован с ведущими политическими силами страны. Нужно понимать, что мы обязаны сделать в этот период, и максимально постараться избежать метаний в ту или иную сторону, не зависеть от наших сиюминутных прихотей. Мы уже были свидетелями того, что государство выделило значительные средства на поддержание финансового рынка, практически на сохранение банковской системы страны. Как бы ни критиковали политические оппоненты и некоторые экономисты эту позицию, нужно признать, что спасение банковского сектора – это в том числе и защита интересов конкретного человека. Сколько предприятий через банковскую систему получают зарплату, кредиты, регулируют свою выручку, рассчитываются с поставщиками и партнерами… То, что правительству удалось сохранить банковский сектор почти полностью, не допустить резкого обвала курса иностранных валют, – тоже действия, которые предполагали под собой защиту интересов населения. Но здесь всегда есть дилемма – высокие процентные ставки на кредиты. Конечно, хорошо бы давать промышленности дешевые займы. Но такой подход работает только в условиях низкой инфляции. Основные средства, которые находятся в банках, – деньги населения в виде вкладов. И, как минимум, банки должны сохранять эти средства, а не подвергать девальвации за счет того, что будут выдавать кредиты под четыре процента, а уровень инфляции составляет 14-15 процентов. На примере того, каким образом правительство в лице финансового блока действовало по отношению к банковской системе, вкладам населения, курсу иностранных валют, видно, что план, который реализует правительство, приносит свои результаты и в долгосрочной перспективе позволит с минимальными потерями преодолеть кризис. – А как, по-вашему, выглядит Республика Коми на фоне остальных регионов в период кризиса? – Будучи сырьевой республикой, на мой взгляд, Коми в меньшей степени страдает из-за кризиса, поскольку основные продукты, производимые на ее территории, по-прежнему востребованы на рынке. Это позволяет компаниям, работающим в регионе, поддерживать определенный уровень ликвидности. Гораздо хуже складывается ситуация в перерабатывающей промышленности. Хотя и у нас есть определенные проблемы, например угольная отрасль, которая полностью завязана на металлургии. – Ситуация в Воркуте сейчас не самая лучшая, о чем заявляет и руководство «Северстали». Себестоимость воркутинского угля слишком высока, но металлурги пока выручают своих воркутинских коллег, покупая их продукцию. Правда, не известно, как долго это продлится… – Когда в политсовете регионального отделения «Единой России» проходило обсуждение антикризисной программы правительства, одним из острых моментов было то, что в программе отсутствует отдельная строка, посвященная угольной отрасли. Это замечание достойно того, чтобы быть услышанным на федеральном уровне. И здесь не нужно забывать одну важную вещь: кризис рано или поздно закончится, и вновь будут востребованы и металл, и уголь. Но эти производства так устроены, что, остановив их однажды, восстановить в одночасье будет непросто. И в правительстве, и в компаниях «Северстальресурс» и «Воркутауголь» хорошо это понимают. – Игорь Владимирович, а вы лично, на собственном опыте, ощутили экономический кризис? – Да, я почувствовал тот уровень инфляции, который сложился в стране в последнее время. Он достаточно серьезно бьет по карману: подрастают цены на продукты, проезд, коммунальные услуги. По работе нам оптимизировали расходы на командировки, телефонные переговоры. Но здесь необходимо понимать, что экономия должна быть разумной. Есть необходимые вещи, которые мы не можем отменять из-за кризиса. Например, межпарламентское сотрудничество, контакты между странами. На форуме «двадцатки» уже прозвучало, что нельзя ни в коем случае скатиться в историю, называемую протекционизмом, когда все страны начнут закрываться друг от друга, сокращать торговлю. Потому что это – путь в никуда, тупик. – Сейчас активно обсуждаются два положения, касающиеся депутатов местных уровней. Одно из них, находящееся пока в стадии законопроекта, дает им право отрешать от должности главу местной администрации. Другое положение говорит о том, что членами Совета Федерации с 2011 года могут стать лишь депутаты местных советов. Что вы думаете по поводу дополнительных полномочий народных избранников? – Я бы не стал оперировать таким термином, как расширение полномочий. Давайте посмотрим на проблему шире. Мы с вами с недавних пор живем в условиях демократического общества. Есть устройства гражданской демократии, в которых естественным путем сформировалась система местного самоуправления. На это понадобилось 200-300 лет. А мы живем в новых условиях всего 15-17 лет и уже преодолели огромный пласт стереотипов, наработали некие новые традиции, сшитые пока на живую нитку. Нельзя сказать, что мы решили все вопросы, начиная с нехватки квалифицированных кадров, которые хотят и могут работать, и заканчивая не всегда осознанной позицией граждан, идущих на выборы. Мне кажется, что подобные законы как раз и направлены на то, чтобы ускорять некие процессы формирования местного самоуправления. К слову, недавно Госдума приняла, а Президент подписал распоряжение о том, что на муниципальные выборы своих кандидатов наряду с политическими партиями смогут выставлять и различные общественные объединения. Сейчас идет процесс формирования той самой политической культуры, на которую должны опираться законы, связанные с выборами и местным самоуправлением. Но процесс этот не быстрый. С Марса к нам готовые депутаты не прилетают. В качестве яркого примера можно привести товарищество собственников жилья, где, казалось бы, люди напрямую заинтересованы в управлении собственным домом, могут избирать руководителя ТСЖ, принимать самостоятельные решения. Так вот этот процесс – создание ТСЖ – идет очень медленно, а мы сразу же хотим говорить о более высоких формах самоорганизации. – Кстати, ваши полномочия завершаются уже в декабре этого года вместе с полномочиями Главы республики. Какие у вас дальнейшие планы? – Знаете, существуют две категории людей, которые живут сроками: например, заключенные, которые ждут его окончания с нетерпением, и другие – допустим, депутаты, ожидающие этого момента с ужасом. Я бы не хотел ассоциироваться с героями этой шутки. У меня есть четкий, внятный круг обязанностей, определяемый регламентом Совета Федерации и поручениями Главы республики. Мой график работы расписан вплоть до декабря. И вот когда наступит декабрь, тогда и буду думать о дальнейших планах. – Одна из инициатив, озвученных вами и вашим коллегой сенатором Евгением Трофимовым, касается закона о материнском капитале. Вы предлагаете разрешить использовать эти деньги еще и на лечение больных детей… – Я бы шире поставил этот вопрос – не только на лечение, но и вообще на оздоровление ребенка. Мы с Евгением Никитовичем – так удачно сложилось, что он является заместителем председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению – готовим поправки в законопроект о материнском капитале. Сегодня есть различные бесплатные программы оказания помощи больным детям, есть национальный проект по здравоохранению, развиваются центры высокотехнологичной медпомощи. Но существует немало проблем, возникающих у детей, когда необходимы средства именно на оздоровление. Скажем, встречаются разные формы такого заболевания, как астма, и ребенку просто необходимо ездить на море, дышать чистым воздухом и так далее. Поэтому возникла идея: почему бы не разрешить родителям использовать часть материнского капитала на такие цели? Ведь они ничуть не хуже, чем образование, ипотечное кредитование, а иногда становятся даже первоочередными задачами. Конечно, это все должно происходить под контролем государства, по разработанным процедурам, чтобы не приводить к определенным спекуляциям и злоупотреблениям. Но есть и еще одна составляющая. Важнее, чем слово «мама», для ребенка ничего нет. И почему бы эти средства не использовать для лечения и оздоровления мамы. Мы с Евгением Никитовичем подумали на эту тему и сейчас занимаемся тем, чтобы это не было простым сотрясением воздуха, а стало оформленной идеей в виде законопроекта. – Как вице-президент Фонда поддержки партии «Единая Россия» вы занимаетесь региональными программами. Планируете ли в ближайшее время осуществить в Коми новые проекты? – Любая программа, которую мы затеваем сначала как благотворительную, потом привлекаем какой-то бизнес, должна трансформироваться в следующую вещь: депутатам регионального, местного или федерального уровня нужно доказать, что у какой-то проблемы существует решение и в том виде, который предлагает и реализует фонд. Такую последовательность действия я стараюсь реализовывать, будучи вице-президентом фонда. Пять лет назад во многих регионах мы начали осуществлять проект «Здоровье нации». Вместе с социально ответственным бизнесом мы организовывали передвижной медицинский пункт. Специальный автомобиль, оборудованный медицинской техникой, по определенному графику приезжал в отдаленные села, деревни, в которых даже не было фельдшерско-акушерских пунктов. По результатам обследования людям назначали лечение или отправляли на дополнительное обследование. Во многих регионах при поддержке нашей фракции этот проект стал региональной программой. В республике мы хотим реализовать новую программу, связанную с утилизацией медицинских отходов. Специальный аппарат стоимостью от 10 до 100 тысяч долларов – в зависимости от объема, позволяет собрать все отходы с больницы и под воздействием высокой температуры превратить их в брикет, который можно не боясь отправлять на свалку бытовых отходов и даже использовать в строительстве. Эту программу, например, уже поддержали депутаты в Нижнем Новгороде, в бюджете нашлись относительно небольшие деньги, и сейчас, по моим данным, почти все медицинские учреждения Нижнего Новгорода будут оборудованы такими аппаратами. – Игорь Владимирович, по работе вы часто общаетесь с людьми, которые приходят к вам за помощью. Скажите откровенно, удается ли действительно им помогать? Иногда кажется, что такие приемы ни к чему не приводят, и люди ходят как заведенные по кругу – от одного чиновника к другому… – Ко мне обращаются с разными проблемами. Недавно, например, приходила пенсионерка из Сыктывкара Галина Александровна, просила помочь. Она вместе с мужем-инвалидом проживает в аварийном доме, давно не пригодном к проживанию. Наши граждане не привыкли обращаться в суды, отстаивать там свои интересы. Мы просто не умеем этого делать. Поэтому люди приходят в общественную приемную в надежде, что им будет оказана помощь. Что касается реальной помощи, могу сказать, что – да, помочь конкретному человеку удается. Ведь бывает, что из-за неподготовленности, скажем, по каким-то юридическим вопросам он стучался не в те двери. Если мы возьмем на себя часть груза по сбору бумаг, переговоров с чиновниками, поиска юридической консультации – разве это нельзя назвать конкретной помощью? Нужно научиться слушать людей по-настоящему, быть сопричастным к их проблемам. Ведь и наша молодость, наши возможности – не вечны, все мы когда-то станем пожилыми людьми, возможно, будем нуждаться в чьей-то помощи. И нам бы тоже хотелось, чтобы к нам относились с уважением, по-человечески… Беседовала Ольга КЕРМАС. |