Из первых уст |
26 декабря 2008 года |
Тамара Ломбина: "Весь негатив оставьте за порогом"
Безусловно, каждый родитель может утверждать, что он прекрасно знает своего ребенка. Но так ли это на самом деле? Задумываемся ли мы о том, что происходит с маленьким человеком, часами просиживающим у телевизора или компьютера? А что чувствует ребенок, впервые севший за парту, впервые столкнувшийся с чужой волей взрослого – учителя? Как понять, способен, а главное – открыт ли он для новых знаний и комфортно ли ему в школе? И что такое детская депрессия? Об этом и о многом другом – наш разговор с заведующей лабораторией «Одаренные дети» КРИРО и ПК, членом Союза писателей России, педагогом, психологом, почетным работником общего образования РФ, автором уникальной программы для детей «Читайка», замечательной мамой и дважды бабушкой – Тамарой Ломбиной. – Тамара Николаевна, мои знакомые с нотками восхищения, разумеется, говорят, что вы – «ненормальная» мама... – Это потому, что я отношусь к матерям, которые «включены» в своих детей с первого дня их рождения и до своего последнего часа. Кстати, именно с моих дочерей, с домашних игр и занятий и начались первые шаги программы «Читайка». А сегодня – это огромный труд, своего рода ноу-хау, который я оставлю детям и внукам. Я говорю о программе по обучению чтению с учетом психофизиологии ребенка... – Звучит, прямо скажем, строго... – А на самом деле это очень интересно. Сегодня все бросились на поиски одаренных детей. Те, кто никогда серьезно не занимался психофизиологией ребенка, впадают в заблуждение, что одаренных детей нужно искать. И потом, дескать, эта великая кучка станет элитой нации и совершит продвижение России. Но те, кто серьезно занимается психологией дошкольного и школьного возраста, притом учитывая все достижения в этой области, мыслят иначе. Я хочу сказать, что любой нормальный ребенок, родившийся без патологий у здоровой мамы, может стать одаренным. Просто его нужно правильно развивать и обучать. Вот этим мы и занимаемся уже 15 лет, и наш опыт доказывает: ребенок, которого развивали и обучали «правильно», становится личностью многогранной и, главное, разнообразно одаренной. – К этому мы обязательно вернемся. Вот любопытно: сегодня очень много говорят о детях индиго, которые якобы обладают новыми необычными психологическими характеристиками. Что вы об этом думаете? – Дети индиго – это другие дети, они очень креативные, гипер-активные и практически неуправляемые. Они становятся такими в связи с тем, что все в мире меняется очень быстро. В большинстве случаев благодаря телеэкрану, этому «виртуальному взрослому» – так мы будем его называть, эти дети видят и поглощают слишком много «непросеянной» информации. Того, что не должны видеть ни в коем случае. В ребенке формируется так называемый «тоннель взрослости», который ему страшно вредит. Индиго иначе воспринимают жизнь, они не подчинены дисциплине, они высокомерны и не сомневаются в своей значимости. Но их эмоциональный интеллект на нуле, они не общаются, не адаптируются в социуме в период обучения, они не испытывают потребности в общении, им не нужны другие. В былые времена таких детей отправляли учиться в коррекционные школы. Сегодня картина обстоит иначе. Родители, осознавая особенность своего чада, зачастую бросают свою жизнь к его ногам, пытаются развивать в них какую-нибудь способность и в большинстве случаев совершают громаднейшую ошибку. – Почему? – Потому что дети должны развиваться по всем параметрам. Представьте, что этот ребенок, абсолютно не развитый эмоционально, в силу различных причин когда-нибудь останется один. И кем он станет? Что сегодня происходит практически в каждом доме, в каждой семье? Утром встали – включили телевизор, пришли с работы – включили, выключили перед сном. В выходные телевизор работает с утра до вечера. Страшнее не придумать. А ведь природа задумала ребенка, сообразного самой себе. И он приспособлен для того, чтобы общаться со всем, что сообразно природе. Например, устал от общения – и покажет, что устал, прекратит разговор. А вот с зомбирущим его экраном он не может этого сделать. Экран «подсаживает» ребенка, завладевает его вниманием, но отключает возможность уйти, отдохнуть. Известный исследователь доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, более двадцати пяти лет занимающаяся вопросами духовно-нравственного развития детей и будущего России, в своих трудах отметила, что в конце восьмидесятых мальчики стали предпочитать зло добру, а через несколько лет к ним «присоединились» и девочки. Мы проводили тестирование с дошколятами: нужно было нарисовать свой дом. Дети нарисовали мебель, собаку, кошку, телевизор. А родителей на рисунке не было. О чем это говорит? О том, что рядом с детьми нет нас, взрослых. Мы заменены экраном. Этим «виртуальным взрослым» – сексуально озабоченным, вульгарным, развязно-веселым, агрессивным, кровожадным... – Мрачноватая картина. А ведь учеными доказано, что, если вы в течение дня меньше восьми раз обняли, поцеловали ваше чадо, он уже ущемлен... – Да, не говоря уже о ситуации, когда вы пришли и вылили на него все раздражение и злость, накопленные за день. Нет, весь негатив должен оставаться за порогом. Семья – небесная церковка на земле, здесь ребенку должно быть хорошо... Ребенок до семи лет – это настолько другое существо... Многие родители не знают этого. Его мир похож на мир сказки, его мышление синкретическое, не понятийное, как у взрослого человека. А почему? Потому что до какого-то времени, пока «не включено» левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление, у ребенка доминирует правое, как у всех гениев и талантов. Известно, что все талантливые люди – правополушарные. Ребенок обладает такими возможностями, что разговаривай с ним на тысяче языков – и он будет говорить на тысяче, занимайся с ним чем угодно, но не заставляй, а заинтересуй... – Тамара Николаевна, напомните, как зародилась идея, даже можно сказать больше – философия вашей программы «Читайка», и как результат – лаборатория «Одаренные дети». – От моего страстного, неуемного желания учиться всегда. От увлечения ТРИЗ-педагогикой, психологией... Вообще наша программа «Читайка» родилась не благодаря чему-то, а скорее вопреки. Современные психологи утверждают, что духовно-нравственные основы воспитания возможны только в момент формирования понятийного, то есть мыслительного аппарата у ребенка. А мы доказали, какие чудеса происходят при погружении ребенка в сказочную ситуацию с использованием фольклора. О русском фольклоре не зря говорят, что это евангелие от народа – с точки зрения нравственности... Программы «Читайка» и «Грамотейка» – это путешествие ребенка в сказку, где он учится различать добро и зло, помогать добру. Он постоянно попадает в ситуацию, где нужно преодолеть козни отрицательных героев, где ему всегда помогут добрые герои и где непременно он и сам будет помогать другим. А герои наших сказок – куклы: кот Алфавит, волшебница Читайка и сударыня Грамотейка, ашипка Бизграмоткина, Федот-Наоборот и т.д. Мы работаем с тем, что умеет ребенок, а у маленьких детей прекрасно работает периферийное внимание, ему предлагаются яркие словесные и зрительные образы. В игре развивается речь, логическое мышление, ребенок много двигается, учится. В результате он приходит в школу и читающим, и считающим. После обучения по «Читайке» дети легко учатся в школе, у них нет страха перед учебой. Говорю об этом с уверенностью, так как программа в течение полутора десятка лет действует в детских садах Сыктывкара и Ухты. Еще при жизни Александра Католикова по ней, еще рукописной, я занималась с воспитанниками школы-интерната. И до сих пор наше сотрудничество продолжается. Это счастье – видеть, как дети становятся более радостными, менее тревожными, как они с нетерпением ждут занятий. Только за пять лет существования лаборатории через это «сказочное» развитие прошло порядка 250 детей. У программы много последователей: 350 дошкольных педагогов республики прошли обучение, многие из них уже не могут представить, как можно учить иначе. У нас занимаются разные дети, мы берем всех и даже запущенных – и родителями, и педагогами. Надо видеть, как после нескольких занятий малыши сюда буквально бегут... Сегодня запись в лабораторию «Одаренные дети» идет на несколько лет вперед. Но заниматься с ребенком можно и дома, индивидуально: вся программа отражена в нескольких изданиях. Высшим признанием для меня было откровение народной учительницы СССР Евгении Бесчастной, написавшей, что «Читайка» не только поможет школьникам, но и учителям начальных классов. Мы сохраняем интуицию ребенка, а это самый главный «подвижник» креативного мышления, и делаем все, чтобы сохранить это состояние ребенка до семилетнего возраста. – Сохранить – от кого? – От тех педагогов, которые ничего не знают о психофизиологии семилетнего человека и которые считают, что, если они научили первоклашку смирно сидеть и смотреть пустыми глазами, они уже чего-то добились. Добились: на корню убили его интерес к учебе. Родители начинающих школьников нередко рассказывают, как ребенок пошел в школу радостный, а через полгода – синяки под глазами и абсолютно никакого интереса учиться. Полтора десятка лет моей работы с дошкольниками и начинающими школьниками привели к пониманию ужасной вещи: дети, совершенно не готовые к школе, быстро утрачивают познавательный интерес, теряют смысл жизни. Я думаю, что каждому учителю нужно знать психофизиологию ребенка, с которым он работает. Сколько бы проблем лопнуло как мыльные пузыри, если бы все учителя придерживались главного принципа: не навреди, помоги. Никогда бы никто не заставлял ребенка сидеть столбом, зная, что он напрягается и не может выполнять все приказы. Зная, что у него зарождается отвращение ко взрослым, которые его подавляют. Воздействие хорошо в меру: на сопротивлении формируется личность, но когда личность подавляется, это может привести к необратимым последствиям. – Несколько лет назад российский министр образования объявил на всю страну, что он собирается начинать школьное обучение... с пяти лет. Причем готовить детей должны были школьные учителя. Известно, что вы были в числе самых активных противников такой идеи, благодаря которым этот закон не был принят. – Да, везде, где только было возможно, я и мои коллеги-единомышленники по всей России ставили заслон этому нововведению. Но высшие чиновники от образования нашли выход: если официально разрешить невозможно, то внедрим рекомендательным способом. Теперь все школы имеют право набирать детей на платной основе и обучать пятилеток как первоклашек. Два раза в неделю малыши эти сидят по 4 урока, а ведь на эти грабли мы уже наступали. В 1980 году в СССР был проведен широкомасштабный эксперимент по обучению шестилеток, охвативший 50 тысяч детей. Результаты показали, что после обучения в условиях, приближенных к школьным, у 92% процентов детей снизился вес, у 48% – ухудшилось нервно-психическое здоровье. В конце года порядка 40% учащихся были отчислены из-за психоневрологических отклонений, им понадобилась помощь психиатров. Но самое-то печальное, что сейчас разрешено школьным учителям платно «готовить» детей с пяти лет к школе. И они готовят! Сажают детей два раза в неделю по четыре часа за парту, и дети сидят, сидят и получают отвращение к учебе на всю оставшуюся жизнь. Нельзя заставить ребенка делать то, что ему еще не по силам, не по возрасту. Так и получается, что ползет по стране все тот же пресловутый эксперимент по «уравниванию возможностей», подготавливая еще более безграмотных россиян. – Но возьмем ваш метод обучения детей читать в школе раннего развития «Читайка». Ведь вы тоже обучаете детей с раннего возраста, и даже не с пяти, а с четырех лет. – У нас это, еще раз подчеркиваю, происходит в игре, ребенок играл, играл и научился читать и писать. Притом все это происходит радостно, в сказке. Вы же знаете, что сегодня мы занимаем 27 место в мире по грамотности? Почему? Потому что наши дети учатся читать фонетическим, звукослогательным способом. Ребенка заставляют слушать звук, а к самой букве ученик приходит намного позже. В результате логопеды сегодня говорят: если ребенок неграмотно пишет, значит, у него неправильно сформирован речевой аппарат. Если неправильно пишет – что-то не так с моторикой. А глухонемые дети, которые обучаются «буквенным» способом, через зрительный канал, как это было во всех школах в былые времена, тем не менее сегодня самые грамотные. Известный психолог, руководитель лаборатории социальной психологии при НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета Людмила Есюкова, проведя исследования, утверждает: ребенок должен сначала видеть букву, считывать ее, как графический знак. Тогда буква будет отпечатываться в памяти, и ученик станет писать грамотно. А что делается в наших школах? Сначала ребенок встречается со звуком и, как следствие, пишет по сути дела транскрипцию. Отсюда и «агурец», и «карова», и «сабака»... – Тамара Николаевна, а что бы вы пожелали нашим читателям в канун Нового года? – Жить жизнью ребенка, читать ему вслух (даже если он уже умеет читать сам), обсуждать прочитанное, разговаривать с ним, вместе рассматривать окружающий мир, восхищаться и находить в окружающем удивительное и прекрасное. А самое главное – верить, верить, верить и еще раз верить в вашего ребенка. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |