Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
28 ноября 2008 года

Результаты нацпроекта увидели и педагоги, и учащиеся / О переменах, которые принес нынешний год школам и педагогам

республики, рассказывает министр образования Республики Коми Нелли Струтинская


Первый ректор Сыктывкарского госуниверситета Валентина Витязева помнит Нелли Струтинскую еще со студенческих лет будущег

– Современная модель образования должна быть построена таким образом, чтобы результаты деятельности соответствовали запросам общества и экономики, задавали тон высокому уровню качества жизни. Можем ли мы сегодня сказать, что образование республики соответствует этой модели?

– Говорить о том, что у нас все идеально, – это вводить население в заблуждение. Есть результаты, достижения, есть и проблемы на всех уровнях образования. Это заставляет нас искать новые пути развития. Двигаться вперед, внедрять в практику деятельности образовательных учреждений новые финансовые механизмы. Всем хорошо известно, сколько бы ни выделялось финансовых средств на отрасль, их всегда будет не хватать. Республиканский бюджет, участие республики в федеральных проектах и конкурсах значительно увеличивают вливание финансовых средств в образование республики, но темпы современной жизни еще более высокие.

– С этого года система образования республики первой перешла на отраслевую систему оплаты труда. Каковы результаты этой реформы?

– Мы проводим ежемесячный мониторинг, окончательные результаты будем подводить в конце календарного года. Но уже по итогам девяти месяцев можно отметить, что учителя, многие десятилетия получавшие зарплату по единой тарифной сетке, в этом году смогли пополнить свой бюджет за счет так называемых стимулирующих выплат.

Зарплата тех педагогов, кто активно внедряет новые образовательные технологии, обладает опытом, талантом, тех, кто трудится на результат, выросла. Есть и другие примеры: учитель пришел на работу, отчитал урок по учебнику, развернулся и ушел. Конечно, он не должен и не будет получать заработную плату наравне с настоящими профессионалами.

В сентябре внесены дополнения в нормативную базу по оплате труда работников образовательных учреждений: значительно расширен перечень компенсационных выплат, например, за заведование музеями, тренажерными залами, учебными кабинетами. Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда, в частности введены надбавки за выслугу лет, за отраслевые награды, внесены уточнения по дифференциации окладов работников образования в зависимости от квалификационного уровня. Начиная с 1 декабря этого года фонд стимулирующих выплат устанавливается в размере не менее 30 процентов от планового фонда оплаты труда. Для сравнения: прежний размер составлял 17,7%.

– Нелли Леонидовна, можно ли дать общую оценку реализации нацпроекта «Образование» в Республике Коми?

– О нацпроекте говорилось много, и можно говорить еще больше. Вообще роль нацпроекта заключается в главном – это инвестиции в человека. И речь идет не только о денежных средствах. В первую очередь, конечно, приоритетный национальный проект способствовал развитию инновационной деятельности образовательных учреждений, а также формированию государственно-общественного характера управления образовательным учреждением.

– А если говорить о конкретных направлениях нацпроекта?

– К примеру, постоянно растет количество образовательных учреждений, имеющих инновационные программы развития. За три года реализации нацпроекта 69 общеобразовательных школ стали победителями конкурсного отбора «Лучшие школы». Сегодня эти школы являются ресурсными центрами, в которых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал.

Похожая ситуация и в конкурсном отборе среди учителей. Из года в год растет число желающих показать себя, наши педагоги стали смелее, увереннее, что позволяет им побеждать на российском уровне.

Повышается значимость и качество воспитательной работы. Более 6 тысяч педагогов ежемесячно получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. Применение такого метода поощрения позволило устранить сменяемость классных руководителей, улучшить индивидуальную работу с учащимися и родителями.

Благодаря принципу софинансирования, заложенному в основу реализации приоритетного национального проекта «Образование», обеспечена интеграция федеральных, региональных и муниципальных ресурсов. Это способствовало притоку значительного объема финансовых средств в систему общего образования республики и позволило качественно изменить учебно-материальную базу образовательных учреждений, обновить лабораторное оборудование, программно-методическое обеспечение школ, повысить квалификацию педагогов. Приведу лишь несколько цифр: 148 комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка, 46 интерактивных аппаратно-программных комплексов, 56 автобусов и микроавтобусов для перевозки детей для общеобразовательных учреждений, находящихся в сельской местности.

В рамках нацпроекта 349 школ подключены к широкополосному интернету, серьезное внимание уделяется обновлению компьютерного парка образовательных учреждений. В этом году на приобретение компьютерного оборудования из республиканского бюджета выделено более 9 миллионов рублей.

Вместе с тем очевидно, что подключить школу к интернету и оснастить оборудованием – это одно. И совсем другое – получить от этого реальный педагогический эффект. Необходимо, чтобы педагоги использовали компьютер во всех аспектах своей деятельности – как в качестве консультанта, так и в качестве методиста и первейшего помощника в самообразовании.

Нужно отметить, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» способствует поддержке талантливой молодежи. За три года премии уже получили 108 молодых людей.

В числе получивших премии – победители и призеры международных, всероссийских и республиканских конкурсов, олимпиад, соревнований.

– 2009 год объявлен Годом молодежи. Сколько молодежных и детских общественных объединений в нашей республике?

– В настоящее время более двухсот организаций, из них около сорока зарегистрированы в органах юстиции. Бесспорно, это большая сила молодых людей, желающих каким-либо образом самореализоваться, повести за собой других, организовать значимое молодежное мероприятие.

– Каким образом они могут это сделать?

– Сейчас объявлен отбор мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Республике Коми в 2009 году. Участие в отборе могут принять органы по делам молодежи администраций муниципальных образований республики, молодежные общественные организации, имеющие расчетный счет в кредитных организациях, некоммерческие организации, работающие с молодежью, юридические лица.
С порядком отбора можно ознакомиться на сайте www.shturval.net. Программы-победители получат финансовую поддержку за счет ведомственной целевой программы «Молодежь Республики Коми».

– Произойдут ли какие-то изменения в 2009 году в реализации нацпроекта «Образование»?

– В августе этого года на Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был рассмотрен вопрос о трансформации нац-проекта «Образование» в государственную программу.

В рамках этой программы ряд направлений, которые в течение трех лет финансировались по нацпроекту, сохранятся. В перспективе будут продолжены поощрения лучших учителей, выплаты за классное руководство.

В республиканском бюджете на 2009 год запланировано продолжение мероприятий нацпроекта на региональном уровне – это закупка автобусов и учебного оборудования, внедрение современных образовательных технологий.

В 2009 году будет реализовано новое для республики направление – государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В 2008 году профессиональное училище № 15 г.Сыктывкара представило на данный конкурсный отбор заявку «Развитие и совершенствование инновационного механизма взаимодействия ГОУ НПО ПУ № 15 г.Сыктывкара с базовыми предприятиями при подготовке и переподготовке рабочих кадров по заготовке и глубокой переработке древесины». О реализации этого проекта «Республика» уже подробно писала.

– Единый государственный экзамен до сих пор вызывает в обществе дискуссии. Многие считают результаты ЕГЭ несправедливыми и необъективными. Каково ваше отношение к этой проблеме?

– О ЕГЭ нельзя говорить однозначно. Система оценки знаний имеет много факторов. Да, любой учитель сумеет оценить уровень подготовленности своего ученика и в спорном случае задать дополнительные вопросы. Но есть и другие факты, когда на оценку знаний отрицательно влияет субъективное отношение педагога к ученику. Например, когда идут традиционные итоговые экзамены, учителя зачастую «поддерживают» учеников подсказками, идут на нарушения, чтобы улучшить общие показатели успеваемости по классу, по школе… ЕГЭ – это независимая оценка. Результаты Единого государственного экзамена нужно использовать для индивидуальных оценок достижений выпускников, и это главное его предназначение. При определенных условиях эти результаты можно использовать и для оценки качества предоставляемого общеобразовательным учреждением образования.

– Как будет организован ЕГЭ в этом учебном году? Кто будет обязан сдавать его?

– С 1 января 2009 года вступают в силу изменения в Закон РФ «Об образовании», касающиеся Единого государственного экзамена. В соответствии с данными изменениями единой формой государственной (итоговой) аттестации для выпускников школ становится ЕГЭ.

Сейчас Министерство образования и науки России готовит нормативные документы о проведении экзаменов в 2009 году. Предполагается, что выбор учебного предмета будет зависеть от того, какие предметы требуются, чтобы стать студентом того или иного среднего или высшего профессионального учебного заведения. Например, поступаешь на химфак – сдавай ЕГЭ по химии. На истфак – историю России. Сколько предметов сдавать в форме ЕГЭ дополнительно, решает сам школьник. Хоть все. Во всех случаях основным документом о результативности сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования будет свидетельство о результатах ЕГЭ с указанием количества баллов по каждому учебному предмету.

В республике уже отработана технология проведения ЕГЭ по всем одиннадцати предметам, включенным в перечень: математике, русскому языку, литературе, химии, биологии, географии, физике, информатике и ИКТ, истории России, обществознанию, иностранным языкам.

– Предусмотрены ли иные формы государственной (итоговой) аттестации?

– Да, предусмотрены. В готовящемся для утверждения в Мин-юсте РФ Положении о государственной (итоговой) аттестации выпускников предполагается проведение контрольной промежуточной аттестации с целью проверки полноты и качества освоения госстандарта, определения итоговых отметок и выдачи аттестата о среднем (полном) образовании.

Кроме того, так называемая традиционная форма предусмотрена только для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также для обучающихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

– Как поступить в вуз с результатами ЕГЭ?

– Для того чтобы поступить в вуз, необходимо иметь свидетельство о результатах ЕГЭ.

Каждый вуз устанавливает свой проходной порог, к примеру 75 баллов. Он будет известен до начала приема заявлений от абитуриентов. Абитуриенты с заведомо непроходными результатами ЕГЭ смогут выбрать другой вуз, где проходной балл ниже.

– Несколько принципиально важных вопросов в части профессионального образования. Сохраняется ли система бюджетных мест в вузах республики или мы переходим на платную подготовку?

– Федеральным законодательством гарантирована на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях. Количество бюджетных (бесплатных для студента) мест по каждой специальности устанавливает не вуз, а государство исходя из социально-экономической целесообразности и обеспечивая отбор самых достойных.

Одновременно с этим, учитывая, что образование является не только социальным институтом, но и экономической услугой, пользующейся большим спросом, государство предоставило вузам право по приему обучающихся по договорам с юридическими и физическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Это позволяет вузам зарабатывать внебюджетные средства и в условиях недостаточного бюджетного финансирования направлять эти средства на развитие своей материально-технической базы, материальное стимулирование работников, привлечение высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров из-за пределов республики.

Стоимость обучения и количество предоставляемых платных мест определяется рыночным законом спроса и предложения на ту или иную специальность. Для примера: падение спроса на самые популярные на сегодня специальности юридического и экономического профиля приведет к сокращению платных мест на эти специальности и падению стоимости обучения.

– Будет ли введено обязательное распределение на работу для выпускников?

– Современная Россия, отказываясь от советского прошлого и переходя к рыночной экономике, в том числе отказалась и от государственного распределения, предоставляя выпускникам право свободного трудоустройства. Но ситуация 90-х годов ХХ века показала, что невозможно ограничиться свободным рынком без государственного косвенного регулирования.

Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение.

Такая практика уже существует, но не в массовых масштабах. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» студент имеет право добровольно заключить контракт на срок до трех лет с конкретным работодателем, в котором определяются обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности.

– На какую стипендию могут рассчитывать нынешние студенты?

– Государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. На 1 октября 2008 г. базовый размер стипендии составляет 1100 рублей, на которые начисляются северные и районные коэффициенты.
В итоге, например, для студентов вузов г.Сыктывкара суммарный размер стипендии составит 1870 рублей. В некоторых вузах в рамках стипендиального фонда размер стипендии увеличивается в соответствии с результатами экзаменов (учеба на «отлично» или «хорошо и отлично»), а также за активную студенческую работу во внеучебное время.

– Для многих родителей существует проблема, как устроить ребенка в детский сад...

– Да, в последние годы в республике наблюдается беби-бум. С одной стороны, это улучшение демографической ситуации и признак экономического роста. Но с другой – необходимость решать новые проблемы. В частности, очереди в детские сады. В республике своей очереди дожидаются более пяти тысяч человек. К сожалению, очередь большая и движется не так быстро, как того хотелось бы родителям. Особенно этот вопрос актуален для столицы. Отсутствием этой проблемы могут похвастаться Воркута, Инта, Печора, Сысольский и Вуктыльский районы.

В начале 90-х годов детей рождалось очень мало. В группах было по 12-15 человек при норме 25. Кроме того, многие женщины, не желая работать за гроши, предпочитали сидеть дома, воспитывать ребенка.

Закрывались группы, закрывались сады – на полупустые детские учреждения финансы не выделялись. Детские сады были перепрофилированы: одни отдали под школы, из других сделали профилактории для пенсионеров, третьи «превратились» в торговые центры…

– Какие меры принимаются для решения этой проблемы?

– Сегодня строительство жилых домов идет семимильными шагами, а вот садики возводятся не так активно. Следует развивать инфраструктуру детских образовательных учреждений. А при застройке новых жилых районов, безусловно, необходимо предусматривать строительство в них детских садов и других учреждений дошкольного и дополнительного образования. Чтобы удовлетворить потребности, нужно открыть более 10 детских садов.

В 2008 году в систему образования возвращено 8 бывших зданий детских садов, до конца этого года планируется вернуть еще 4 здания.

Ну а поскольку мест все равно не хватает, идет нагрузка на другие сады. Для увеличения мест в детских садах проводится так называемое уплотнение. Приходится, к сожалению, высвобождать такие помещения, которые ранее были переоборудованы под зеленые и живые уголки, на их площади создавать дополнительные группы.

– В систему дошкольного образования в этом году вошло новое понятие – «автономное учреждение». В чем заключается его суть, многие родители до сих пор не поняли...

– Состояние детских садов в нашей республике, их престижность с точки зрения родителей, реальный спрос – все это обусловило сложившуюся конкурентную среду в сфере оказания образовательных услуг дошкольникам. Всем известно, что существуют сильные детские сады, которые способны обеспечить детям образование, значительно превышающее установленные стандарты. Это получилось за счет организационного таланта руководителей, слаженной работы педагогической команды, активности родителей и выстраивания новых социальных связей.

И если мы хотим добиться эффективного развития образовательных учреждений, то должны, просто обязаны создать для них новые условия существования – такие, чтобы детские сады могли самостоятельно зарабатывать деньги на дополнительные нужды и на реализацию своего образовательного потенциала.

В повседневной жизни детских садов получаются сплошные перекосы. Например, папы и мамы хотят, чтобы их детям давали перед завтраком минеральную воду, на обед дополнительно к меню стакан сока, а на полдник булочку с изюмом, и они готовы за это доплачивать. Но заведующая детсадом не вправе удовлетворить их запросы, так как не имеет возможности оприходовать предлагаемые родителями деньги. Или родители желают, чтобы у их малыша во второй половине дня было дополнительное занятие по английскому языку, и также готовы его оплачивать, но и в этом случае руководитель дошкольного учреждения, к сожалению, не вправе пойти навстречу. Разве не парадокс?

Иными словами, в обществе существует некий спрос на сервисные и образовательные услуги в области образования, но государством они не оплачиваются, нет и других законных механизмов финансирования.

Поэтому активным, творчески работающим детским садам было предложено перейти в новый статус – автономное учреждение. Это во многом расширяет возможности внедрения новых форм воспитания, развития и содержания ребенка, самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности, привлечения родителей к вопросам управления дошкольной организацией.

В Сыктывкаре в новый статус переведены детские сады № 77, 88 и 114.

– Плата за содержание детей в автономных учреждениях гораздо выше. Не все родители могут найти такие средства в семейном бюджете.

– Да, сегодня размер родительской платы составляет не более 20% расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Фактически родители ежемесячно выкладывают за каждое свое чадо от 1200 до 1400 рублей, в зависимости от категории детского сада.
В автономных учреждениях родительская плата за общедоступное дошкольное образование останется на прежнем уровне, предлагаются дополнительные платные услуги по организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Родителям, дети которых посещали детские сады № 88 и 114 до перевода их в статус автономных, если их не устраивают условия пребывания детей в автономном учреждении, предлагаются места в детских садах, расположенных в том же районе.

– В октябре на расширенном заседании Координационного совета по организации круглогодичного оздоровления, отдыха и труда детей и подростков подведены итоги летней оздоровительной кампании. Как вы их оцениваете?

– Каждый год финансирование детского отдыха увеличивается. Всего финансовое обеспечение оздоровительной кампании и занятости детей и подростков из всех источников, включая федеральные средства и средства Фонда социального страхования, в этом году составило 122 млн. 958 тысяч рублей. Отдохнули и поправили свое здоровье за лето более 55 тысяч детей.

– Нелли Леонидовна, хотя 2008 год в России объявлен Годом семьи, ситуация с социальным сиротством в Республике Коми остается сложной. Вы согласны?

– К сожалению, проблема социального сиротства в нашей республике пока так же актуальна, как и в России в целом. Дети, лишившиеся родительского попечения, – это та категория детей, которые всегда находятся под особой заботой государства. Наряду с семейными формами устройства детей-сирот в республике выстроена система образовательных учреждений, в которых они воспитываются.

Около 80 процентов детей, воспитывающихся в этих учреждениях, – социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Поэтому главная задача наших учреждений состоит в том, чтобы создать достойные условия, приближенные к домашним, для развития, воспитания и обучения детей в соответствии с их индивидуальными способностями. Министерством образования реализуются две целевые программы, благодаря которым мы имеем возможность не только одеть, обуть и накормить детей, но и обеспечить им возможность получения качественного образования, оздоровления, летнего отдыха, допрофессиональной подготовки. Реализуя комплекс республиканских мероприятий для воспитанников наших учреждений, мы стараемся выявлять и развивать способности ребят, давая им в дальнейшем возможность реализовать себя.

– Нелли Леонидовна, а вы лично знаете талантливых и одаренных ребят, воспитывающихся в детских домах?

– Да, среди детей, воспитывающихся в наших учреждениях, есть очень яркие и талантливые «звездочки». Ежегодно мы отмечаем 10 наиболее успешных ребят, показавших свои таланты, и оказываем им адресную материальную помощь. Замечательно видеть, как ребята танцуют, поют, рисуют. А какие интересные вещи они делают своими руками!

Сергей НОГИН.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №221-222 (3895-3896) - 27 ноября 2008 года

Вячеслав Шишкин: "Закон в первую очередь должен защищать права потерпевших"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 223 (3897)
28 ноября 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»