Общество |
26 сентября 2008 года |
Велопробегом по Скандинавии/ Дальние "покатушки" ухтинских экстремалов
Семеро ухтинцев минувшим летом путешествовали по Европе на велосипедах. Теперь искателям приключений есть о чем рассказывать долгой зимой родственникам, друзьям и сослуживцам. Среди них был и ведущий геофизик ОАО «Севергеофизика» Анатолий Цыганов. Велотуризмом он занимается уже 14 лет. Семеро смелых Свое первое велопутешествие в 1995 году Цыганов совершил в Троице-Стефановский Ульяновский монастырь в Усть-Куломском районе. Затем были поездки по Крыму, по окрестностям озера Байкал, по местам боевой славы возле Куликова поля, на родину Ильи Муромца… И вот наконец докатился и до Европы. С организацией велопробега по Европе ухтинцам помог питерский велоклуб. До Санкт-Петербурга семеро наших земляков (четверо мужчин и три женщины) добирались на поезде, затем, объединившись с московскими и питерскими любителями экстремальных путешествий (всего было 25 человек), проехали на автобусе до финского города Кустави. Здесь и расчехлили заскучавших было железных коней и в течение десяти дней колесили по Финляндии и Швеции. Проехались по нескончаемым Аландским островам, добрались до Стокгольма и по тому же маршруту вернулись назад, в Кустави. Там их уже поджидал знакомый автобус, который и вернул российских искателей приключений в Питер. Основной путь пролегал по Аландским островам – здесь преимущественно живут шведы, а территория принадлежит Финляндии. Именно это сочетание и показалось любопытным при выборе велотура. Друзья давно мечтали совершить «круиз» по Европе. Больше всего хотелось увидеть музей одного корабля в Стокгольме. Когда-то, еще в детстве, Анатолий Федорович читал про этот корабль XVII века под названием «Vasa» и буквально заболел им. Деревянное судно 330 лет пролежало на дне моря под толщей ила и хорошо сохранилось. Минувшим летом ухтинцам посчастливилось увидеть эту легенду своими глазами. По России ухтинские велотуристы привыкли ездить дикарями. Путешествие в Европу было организованным, маршрут отлаженным, и тем не менее ехать в незнакомую страну было рискованно из-за языкового барьера и незнания деталей культуры быта. Страхи оказались небеспочвенными. Так, например, европейцы удивили наших земляков своим педантизмом в вопросах, касающихся прав собственности. – Вдоль жилых домов нигде нет оград, но попробуй залезть на чужую территорию! – изумляется Анатолий Федорович. – Когда проезжали по Швеции, возле некоторых домов наблюдали такие интересные скверики, явно обустроенные мастерами ландшафтного дизайна, что не удержались и решили сфотографироваться на фоне какой-то скульптурки в виде сказочного гномика. Но едва мы присели, позируя, как откуда ни возьмись вышла грозная шведка и стала произносить какие-то резкие выражения в наш адрес. Даже без знания языка было понятно, что она на нас очень сердита. Мы, конечно, тут же ушли от греха подальше, – смеется Анатолий Федорович. Финны же поразили ухтинцев своей щепетильностью в соблюдении порядка. В кемпингах, где останавливались на ночь российские путешественники, хозяйками соблюдалась стерильная чистота. – Одна из них буквально ходила за нами по пятам с мокрой тряпочкой в руках и следила, чтобы мы не набезобразничали, – рассказывает Анатолий Цыганов. Покидая гостеприимный кемпинг, они вздохнули с нескрываемым облегчением. «Хочу в тюрьму!» На третий день европейского путешествия случилось злоключение. Лил дождь, дорога – сплошные горки, вдобавок то у одного прокололо покрышку, то у другого камера сдулась, то и дело простои, а время поджимает. И вдруг при выезде из очередного поселка выяснилось, что одного человека из московской группы в колонне не хватает. Отстал или уехал вперед? Двое руководителей группы отправились на поиски: один вперед, второй назад, покружили по поселку – как сквозь землю провалился. Тем временем вся группа мокла и мерзла, простаивая под холодным проливным дождем. Пришлось ехать в Стокгольм и заявлять в полицию. К счастью, там их ждала радостная весть: по рации сообщили, что заплутавший товарищ нашелся. Позже выяснилось, что у несчастного развязался шнурок аккурат при выезде из поселка. Отстал, пропустил вперед замыкающего, а когда разогнулся – то потерял своих из виду. Товарищ запаниковал и заметался: вместо того чтобы стоять на том месте, где потерялся, как гласит одно из правил ОБЖ, ошибочно начал самостоятельные поиски. Помчался в Стокгольм и, не обнаружив там соотечественников, решил, что если выйдет на автобан, то его арестуют и тут же передадут прямо в руки руководителей группы. Но не тут-то было. Он выехал на автобан, а полицейские вежливо передвинули его на велодорожку. Пытался им что-то втолковать, но те ни бум-бум…Что делать? Стал спрашивать: «Где полиция?» Но по-прежнему никто ничего не мог понять, в конце концов попался один догадливый швед и указал, где находится полицейский участок. Зашел в какое-то помещение с соответствующей табличкой и снова, яростно жестикулируя руками, начал объяснять, в чем дело. Так ничего и не добившись, отчаявшийся путешественник остался сидеть на стуле. И вдруг услышал русскую речь. Кинулся к соплеменнику: «Так и так, брат, выручай! Пусть они меня в тюрьму посадят, я фильм видел «Хочу в тюрьму», там заключенных кормили и поили, а я весь мокрый, продрог, устал и проголодался как собака! Есть хочу, спать хочу, в тюрьму хочу!» Владеющий русским языком «брат» перевел, а шведские полицейские так и покатились со смеху, но долг свой исполнили, нашли по рации российских велотуристов и вернули бедолагу к своим. Но были и приятные открытия. Более всего ухтинских велотуристов поразило то, что везде по всей Европе проложены оборудованные по всем современным стандартам велодорожки. – У себя дома мы привыкли жаться по обочинам автомобильных дорог, а там для передвижения на велосипедах созданы прямо-таки идеальные условия, – говорит Анатолий Цыганов. – Если дорога упирается в какую-нибудь глухую скалу, то и в этом случае прорублен специальный тоннель для велосипедистов. Если друг оказался вдруг... Велотуристы готовятся к поездкам точно космонавты. Группы подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки и способности уживаться между собой. Если в группе нет взаимопонимания и готовности договариваться, любая поездка, даже до ближайшего лесочка, как правило, оборачивается провалом. Разругавшись в пух и прах, группа расползается в разные стороны – каждый едет сам по себе, а одинокая душа, как известно, легкая добыча… Костяк ухтинских велотуристов состоит из четырех человек: Александра Янсюкевича, Анатолия Цыганова, Владимира Ольшевского и Александра Болкина. Этот квартет сросся почти в единый организм. Подорожной своей дружбой все четверо очень дорожат, хотя в течение года практически не видятся друг с другом. У каждого работа, семья… Прежде чем отправиться в дальние странствия, ранней весной, едва сходит снег, группа устраивает так называемые «покатушки» по ближайшим окрестностям. Это и тренировка, и возможность обсудить предстоящий маршрут. Отправляются куда-нибудь на ближайшую лесную поляну. Подолгу сидят и разговаривают возле костра, бывает, ударятся в воспоминания. А ехать куда-то, тем более в чужую страну, в составе большой группы, где толком друг друга никто не знает, без предварительной репетиции, довольно рискованная затея. К счастью, на этот раз все обошлось. «Черт побери» случается на третий день «Жди лиха на третий день» – эта примета сбывается, по словам ухтинцев, с фатальной последовательностью из похода в поход. Стали анализировать, в чем тут может быть дело. Решили, что причина кроется только в одном. Именно на третий день организм реагирует на физические нагрузки. Накапливаемая в мышцах молочная кислота сворачивается в узелки, и поэтому каждый поворот педалями отзывается болезненными ощущениями в конечностях. Некоторые велотуристы не способны с этим справиться на протяжении нескольких дней. Поэтому бывалые путешественники ни в коем случае не рекомендуют увеличивать физические нагрузки на третий день, иначе не оберешься неприятностей. Каким-то непостижимым образом это передается и «железу». Вечно что-то ломается в велосипедах, и тоже именно на третий день. Где и как приобретать запчасти в пути? Путешествуя по окрестностям Байкала, Саша Болкин однажды проколол покрышку. Чтобы купить новую, ему пришлось возвращаться в Иркутск на попутных автомобилях за триста километров от точки их местонахождения. На дальнюю сторонушку ухтинские путешественники отправляются не только ради дорожного драйва. Каждый маршрут – это чья-то давняя мечта. Велотуристы терпят тяготы и лишения ради одной той минуты, когда воочию перед глазами предстает то, о чем когда-то слышали, читали, размышляли. Бывает, что, достигнув цели, путешественники испытывают лишь неимоверную усталость и нестерпимый голод, а подчас и неприязнь в отношении автора идеи, который порой и сам терзается сомнениями, а стоило ли ехать за тридевять земель, чтобы при свидании с мечтой, столько лет будоражившей воображение, думать лишь о еде и сне? Поездка летит в тартарары, если она продолжается дольше двух недель. Какие бы достопримечательности ни открывались путешественникам, по прошествии этого срока впечатления сходят на нет. Никто не способен уже выжать из себя что-либо, кроме раздражения. Общий пробег всего путешествия должен составлять примерно одну тысячу километров, а в день не более 120 километров. Иначе ускользает ощущение радости бытия. В Ухте нет велоклуба, но если он и появится в Коми, то в первую очередь наверняка в этом городе. Ни в каком другом населенном пункте Коми не встретишь такого количества велосипедистов, как в Ухте. Одни гоняют больше из спортивного интереса, другие, как Анатолий Цыганов, пускаются в погоню за впечатлениями. Ухтинские велотуристы признают его своим неформальным лидером, но не испытывают ни малейшей потребности или необходимости в юридической регистрации в качестве общественной организации. Все они очень дорожат своей личной свободой. Ольга САЖИНА. Фото из архива Анатолия ЦЫГАНОВА. |