Общество |
26 сентября 2008 года |
Служить бы рады/ Насколько развито сегодня кадетское образование в Коми?
С 90-х годов прошлого века кадетские классы в новой России, возрождающей дореволюционные традиции, стали появляться и в общеобразовательных школах, подведомственных Министерству образования. Республика Коми не стала исключением. На волне подъема кадетские формирования существовали в Ухте, Воркуте, Сосногорске, Емве, Сыктывкаре. Прошли годы, и оказалось, что перспективы, открывавшиеся перед кадетским образованием, не такие уж радужные. Где-то оно сохранилось благодаря энтузиастам и стечению обстоятельств, а где-то и вовсе приказало долго жить... Выпуск первый и последний В Воркуте инициаторами открытия кадетского класса в общеобразовательной школе № 39 были казаки. В 1996 году кадетский класс открывали со свойственной воркутинцам помпезностью, и учителя не без оснований надеялись на помощь со стороны казацкого сообщества. Но очень скоро стало ясно, что школе придется рассчитывать только на свои силы, поэтому в последующие годы новичков уже не набирали. Однако ребят, которые принимали присягу в 5 классе, бросать на полпути было равносильно преступлению, поэтому вплоть до выпускного вечера по окончании 11 класса учащиеся носили звание кадетов. Формой воркутинских кадетов обеспечивали исключительно за счет родителей. Многие из них этим тяготились, и когда кадетский класс отгулял выпускной бал, все вздохнули с облегчением. Директор школы №39 Надежда Гужавина считает, что иначе и быть не могло. «Я считаю, что для существования кадетских классов в общеобразовательной школе должны быть созданы специальные условия. Должны быть специально разработанные учебные программы, особая методика преподавания, дополнительные помещения, дополнительные штаты для педагогов, дополнительное финансирование – ничего этого у нас не было», – говорит Надежда Анатольевна. Отсутствие нормативно-правовой базы, а именно типового положения «О кадетских классах в общеобразовательных школах», считает основной причиной расформирования кадетского класса и бывший директор ухтинской школы №18 Валентина Кононова. В Ухте в кадетский класс с 1996 года ребят набирали с 9 класса. Учения, смотры, стрельбища и походы проводили при помощи сотрудников Комитета по делам ГО и ЧС. В кадетских классах обучались исключительно юноши. Последний выпуск был в мае нынешнего года. По словам Валентины Николаевны, под конец учебного года не было уже никаких сил вытягивать кадетский класс. Серьезной проблемой стал пошив формы. Костюмы заказывали в специализированной мастерской, входящей в систему УФСИН. Кадетов обшивали со скидкой, но и по сниженным ценам в этом году комплект формы обошелся бы каждому учащемуся в 16 тысяч рублей. Обязанности военрука здесь исполнял пожилой человек, майор в отставке Александр Платунов. Он переехал жить в Санкт-Петербург, и подобрать другого человека на это место так и не получилось. «В школе преподают практически одни женщины, мужчины не соглашаются работать на зарплату по ставке учителя общеобразовательной школы. Даже пенсионеры», – сетует Валентина Николаевна. – Нам нужна была помощь со стороны городских властей, но, к сожалению, мы ее так и не дождались, – огорченно вздыхает Валентина Николаевна. – 40 подростков мы спасали от улицы, и нам было очень жаль закрывать кадетские классы. Для нас, учителей, эти ребята всегда были опорой. Под патронажем МЧС В эжвинской школе №31 первый кадетский класс для пятиклассников открыли в 2004 году. Набирали и мальчиков, и девочек. Сейчас в этой школе уже 4 кадетских класса. В 2005 году при наборе был бешеный конкурс. На 25 мест оказалось 120 желающих. Пришлось ввести жесткий отбор. Не брали троечников и детей, которым были противопоказаны физические нагрузки. В эжвинской школе кадет должен соблюдать негласный кодекс: не курить, не употреблять нецензурные выражения, относиться с уважением к старшим, быть опрятным, заниматься каким-нибудь видом спорта и что самое главное, хорошо учиться. – Минувшей весной мы ездили в Новороссийск на Всероссийский слет кадетов. Добирались поездом, причем в плацкартных вагонах, – рассказывает директор школы Татьяна Шкрабалюк. – Когда наши ребята садилась в поезд, проводницы тоскливо переглядывались между собой, дескать, не из легких предстоит рейс с такой-то оравой. Но мне не пришлось краснеть за своих воспитанников. Зашла в вагон бабушка – мой кадет без разговоров полез на верхнюю полку, уступая свою пожилой женщине. Второй добровольно вызвался устроиться возле постоянно хлопающей входной двери, пожалев молодую даму. И когда мы выходили из поезда, у проводниц были уже совсем другие лица. Нас то и дело переспрашивали: «Откуда такие воспитанные пареньки?» Меня буквально распирало от гордости за них, – говорит Татьяна Пантелеевна. «Спасать ребят от улицы» – этот принцип для администрации школы, конечно, не самоцель, но учителя считают, что появление кадетских классов в школе кардинальным образом изменило даже атмосферу. – Из года в год все труднее становится ладить с детьми. Кадетские классы здорово помогают нам организовать ребят. Грустно об этом говорить, но в семьях родители своими детьми не занимаются. Подростки за пределами школы предоставлены сами себе. На примере учащихся кадетских классов мы хоть как-то подтягиваем всех остальных детей, – делится своими размышлениями заместитель директора школы № 31 Вера Алибаева. Каким образом эжвинской школе удалось обойти те острые углы, наткнувшись на которые, оступились кадетские классы в Воркуте и Ухте? Наверное, Эжве просто повезло. Прежде всего с военруком. Александру Кирилину всего 45 лет, так что есть надежда, что в школе он проработает еще не одно десятилетие и выпестует не одно поколение кадетов. Форма, и парадная, и камуфляжная, для родителей эжвинских кадетов в этом году обошлась всего в две с половиной тысячи рублей. Причем камуфляжную форму родители покупают в магазине. Говорят, что ее можно приобрести и за 500 рублей. Парадную же форму шьют на базе Главного управления МЧС РФ по РК. Сотрудники этой службы проводят в школе занятия и кружки, причем их труд оплачивается по линии родного ведомства. Спасатели помогают и со снаряжением, и с проведением полевых учений и тренировок. С оформлением документации (учебных программ, планов, методики, устава) эжвинскую школу выручила Международная ассоциация дополнительного образования, штаб-квартира которой находится в Санкт-Петербурге. Поездки на всероссийские сборы и соревнования от случая к случаю оплачивала администрация Эжвинского района. – Нам бы еще найти спонсоров, чтобы стадион обустроить, – оптимистично добавляет директор 31 эжвинской школы Татьяна Шкрабалюк. В станице «Сосногорская» Самое многочисленное кадетское «воинство» в Сосногорске. Школе покровительствуют казаки. Первый кадетский класс здесь был открыт в 1999 году по инициативе бывшего главы администрации Валентина Стромцова. Первоначально в классе училось 28 человек, но ежегодно количество кадетских классов увеличивалось, и в 2004 это учебное заведение получило государственную лицензию и официально стало именоваться «Кадетской школой». В этом году школа прошла аттестацию, получила государственную аккредитацию и статус кадетской школы по типу и виду. В кадеты в Сосногорске посвящают уже с 5 класса. В настоящее время насчитывается свыше 180 кадетов из числа учащихся 5-11 классов. Судя по рассказам директора школы Греты Клюжевой, миссию кадетской школы педагогический коллектив связывает не только с тем, чтобы дать учащимся качественное образование, но и воспитать их достойными людьми. Этому во многом способствуют военно-полевые сборы, военно-спортивные игры, которые проводятся в кадетской школе систематически в течение всего года. Самая любимая среди кадетов военно-спортивная игра – «Юный атаманец»: самобытное изобретение сосногорских кадетов и казаков станицы «Сосногорская». Для участия в этой игре ребята делятся на отряды – в каждой команде собираются учащиеся разных классов: от 5-го до 11-го. Так сложилось, что площадку для игры готовят девятиклассники: целую неделю строят горки, роют в снегу траншеи, устанавливают мишени, прокладывают маршруты, готовят интеллектуальные конкурсы. Победившая в игре команда тайным голосованием выбирает затем особо отличившегося в военно-спортивной игре кадета, который и награждается значком «Юный атаманец». Зрелищно проходят в кадетской школе и смотры строя и песни. Команда-победитель в этом случае получает переходящий кубок. Навыки строевой подготовки со всей строгостью оценивают кадровые военные. В роли наставника кадетов в кадетской школе Сосногорска оказался помощник атамана по работе с молодежью станицы «Сосногорская» казачий сотник Александр Мануйленко. Учителя говорят, что именно он своим примером воспитывает в ребятах те качества, которые присущи настоящим мужчинам. – Приходишь в школу – дети бегут навстречу, наперебой здороваются. Все это ведь несоизмеримо с материальным вознаграждением в виде зарплаты. Быть с детьми – утешение для сердец наших. Мы стараемся разговаривать с ними на равных, чтобы они видели в нас и наставников, и друзей, – говорит сотник Мануйленко. День в кадетской школе удлиненный. Сначала идут занятия по общеобразовательным предметам, как в обычной школе, но форма и дневальные напоминают о том, что здесь учатся кадеты. После уроков начинаются дополнительные занятия по строевой подготовке, стрельбе, рукопашному бою. В расписание кадетов 8-11 классов обязательно входит хореография. Кроме того, кадеты посещают секции бокса, биатлона, футбола, хоккея. Учащиеся школы из года в год становятся победителями спортивных соревнований на уровне республики и России, победителями и дипломантами всероссийских и международных научно-практических конференций наряду со студентами. Будет нацпроект? Кадетские корпуса в Коми существуют или существовали под эгидой Главного управления МЧС РФ по РК, республиканского Комитета ГО и ЧС, республиканского Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН), так называемых казацких станиц. Соответственно каждое учебное заведение руководствуется собственными программами обучения и воспитания кадетов. Как отмечал в своем докладе 12 сентября 2006 года на совещании комитета по образованию Совета Федерации РФ, посвященном проблемам и перспективам кадетского образования в России, председатель Московского суворовско-нахимовского содружества генерал-майор А.Владимиров, существующие в стране кадетские формирования развиваются самопроизвольно. Они создаются под эгидой самых разных ведомств, а потому у всех разные программы обучения, разные методы и способы воспитания, цели и задачи, разная учебно-материальная база, разные штаты, финансирование, а также цены, которые родители платят за форму и прочую атрибутику. Воспитатели же не имеют специального образования. По мнению кадровых военных, кадетского образования де-юре в нашей стране нет. Весь этот хаос и самодеятельность на местах могут привести к искажению самой идеи кадетского движения. По словам педагогов, прежде всего необходимо, чтобы было разработано специальное положение о кадетских классах в общеобразовательных школах. Это позволит ввести в штат школы ставки педагогов-воспитателей, которые будут отвечать за кадетов. Сейчас во всех школах наставники кадетов числятся как педагоги-организаторы дополнительного образования. Но одному человеку, чтобы справиться с таким объемом работы, необходимо прилагать сверхусилия. Однако не все так плохо. На федеральном уровне уже разработана Концепция кадетского образования, и в ближайшем будущем, а именно с 2011 года, развивать кадетское движение планируется в рамках еще одного специально разработанного нацпроекта. Ольга САЖИНА. Фото Лилианы ЭЙХМАН. |