Владимир Шустиков: "На "Супершипе" адреналин бьет ключом"
Как мы уже сообщали, победителем розыгрыша Кубка Главы Коми по зимним трековым автогонкам «Супершип-2008» по результатам пяти этапов стал двадцатилетний сыктывкарец Владимир Шустиков. Для болельщиков успех этого молодого автогонщика не стал неожиданностью, поскольку и в предыдущих сезонах он неизменно был в лидерах вместе со своим отцом Михаилом Шустиковым, постоянным конкурентом Владимиром Пушкаревым и гонщиками из Кирова. И все же для большинства любителей спорта Владимир Шустиков остается «темной лошадкой». – Родился я и вырос в Сыктывкаре, учился в средней школе №21 с первого по девятый класс, – рассказывает Владимир. – Десятый и одиннадцатый классы заканчивал, обучаясь уже в техническом лицее. А ныне являюсь студентом второго курса Коми пединститута, учусь очно на факультете менеджмента. Но свободное от учебы время почти целиком посвящаю подготовке своей гоночной машины к предстоящим соревнованиям и езде на автомобилях. Когда я управляю хорошей машиной, испытываю наслаждение. На «Супершипе» адреналин бьет ключом и не дает мне покоя, непременно хочется побеждать, в том числе и отца, по примеру которого я и приобщился к автогонкам. Живем мы с ним вместе и после стартов всегда увлеченно обсуждаем все нюансы только-только завершившейся гонки. – В вашей семье все увлекаются автомобилями? – Только мы с отцом. Правда, младшая сестра Ирина тоже умеет ездить на машине и делает это очень неплохо. Но она в отличие от меня может прожить и без управления автомобилем. А вот я своей жизни без машины уже просто не представляю. Кстати, наша мама вообще боится машин. За руль даже не садится и за нас всех постоянно волнуется. Хотя у отца так или иначе вся жизнь связана с автомобилями, он много лет является сотрудником ГИБДД. Сначала работал в дорожно-патрульной службе, сейчас – в отделе технического осмотра. По званию он майор. – С чего ты начинал? – Я сызмальства за рулем. Помню, как отец, управляя автомобилем, усаживал меня, еще совсем маленького, к себе на колени. Он нажимал на педали и держал в руках рычаг коробки передач, а я рулил. Так и выучился. Будучи еще мальчишкой, лихо ездил, используя малейшую возможность управлять автомобилем. И когда настала пора сдавать экзамены на получение водительских прав, за вождение я вообще не волновался. Куда больше беспокоился по поводу знания правил дорожного движения... – Наверняка всех своих экзаменаторов ты знал и сдавал экзамены по знакомству? – Нет! Требования ко мне предъявляли, как и ко всем остальным. Хотя, разумеется, многих сотрудников ГИБДД я знал как товарищей отца. Да и с автогонщиками я был хорошо знаком еще до того, как начал участвовать в гонках. С Александром Борисовым, Александром Лучининым, кировчанами Климом Байковым, Бусыгиным. – Сколько было тебе лет, когда ты начал участвовать в соревнованиях? – Четырнадцать. Это было в 2002 году. На Стефановской площади в Сыктывкаре, где под эгидой местного РОСТО (ДОССАФ) давно проводятся соревнования по фигурному вождению автомобилей. В них нередко принимают участие и подростки. Организаторы соревнований специально приглашают порулить начинающих. Вот я и попробовал свои силы. Мои показатели оказались не хуже, чем у опытных гонщиков. С той поры я стараюсь участвовать в соревнованиях по автоспорту как можно чаще. Участвовал в соревнованиях на сыктывкарском конькобежном стадионе. Это было летом. Помню, формула проведения соревнований была любопытная. Старт давался одновременно для двух машин, находившихся в разных точках трассы. На финише фиксировалось время прохождения водителями двух кругов. Проигравший выбывал из дальнейшей борьбы... А зимой я в первый раз попробовал свои силы на стадионе в Лесозаводском микрорайоне Сыктывкара. Но льда тогда на треке не было. Гоняли просто по заснеженной трассе. Затем мне снова довелось выступать летом, уже в Эжвинском районе города. Ездил на соревнования в Киров. Но участвовать в «Супершипе» мне хотелось больше всего. – Но эти соревнования даже не включены во всероссийский календарь, проводятся в российских городах, которые можно по пальцам пересчитать. И вообще многие автоспортсмены со стажем полагают, что на шипах в четыре с половиной сантиметра ездить несложно, тем более по льду, окруженному огромными сугробами. – Так рассуждают те, кто не участвовал в подобных гонках. Пусть попробуют! Уверен, больше не захотят. Очень важно собраться и проявить себя на старте. Сложно въезжать в поворот. Машины во время гонок часто бьются, да так, что мало не покажется. Поэтому далеко не все автолюбители способны выехать на ледовый трек и набрать максимальную скорость. Это вообще дорогое удовольствие. – Вы ездите на личных машинах? – Многие участники соревнуются на своих машинах с усиленными движками. Нам с отцом машины для участия в соревнованиях предоставили спонсоры. Мне пошел навстречу коллектив сыктывкарского ООО «Артезианский источник». Отцу в прошлом году автомашину предоставил коллектив СМЗ. Марка автомобилей у нас одна и та же – «Хонда», изготовлены они специально для гонок. И стоят такие машины, разумеется, недешево. – Для автоспортсменов это очень затратно – участвовать в гонках? – Для кого как. Посчитайте сами. Вступительный взнос для участия в гонках в размере полторы тысячи рублей оплачиваем мы сами. А вот стоимость бензина и автопокрышек нам оплачивают спонсоры. Владимира Пушкарева, ставшего вторым призером, опекает сыктывкарское ЗАО «Ассорти». За других гонщиков говорить не буду. Далеко не все находят меценатов. Но знаю, что затраты гонщиков выливаются в кругленькую сумму. Почти все выступают на энтузиазме, себе в убыток. Одна шипованная покрышка для гоночного автомобиля стоит восемь тысяч рублей, без диска. А четырех шин, как правило, хватает всего на одну гонку. Некоторые машины после поломок и столкновений требуют серьезного ремонта. – Но механиков, спешащих на помощь пострадавшим автогонщикам, с каждым разом становится все больше. – У нас с отцом механиков нет. Мы сами готовим машины к гонкам. «Колдуем» над ними уже второй год в собственном гараже, бережем их как зеницу ока. Обе «Хонды» держим в гараже, а под окнами квартиры, где мы живем, стоят наши легковушки, на которых мы ездим каждодневно – на работу и учебу, по разным делам. Без машин уже не представляем своей жизни. – Какие призы вручаются победителям «Супершипа»? – Ценные призы. Например – плазменные телевизоры, пылесосы. Но награды и подарки для нас не главное. Куда важнее просто участие. Отец в одно время по возрасту уже «завязал» было с гонками, но не выдержал, вернулся на ледовый трек и снова стал призером. Василий КИЧИГИН. |