Из первых уст |
21 марта 2008 года |
Марина Истиховская: "Партийность пошла Госсовету на пользу"
Пожалуй, еще никогда депутаты Госсовета Коми не демонстрировали такой заинтересованности в обратной связи. Начавшиеся еще с прошлой весны многочисленные прямые линии по самым злободневным темам, акции, депутатские десанты позволили жителям Коми поверить в то, что их мнение имеет значение, что они тоже могут участвовать в законотворчестве и влиять на улучшение своей жизни. Мы попросили подвести итоги минувшего парламентского года, рассказать о перспективах работы Председателя Госсовета РК Марину Истиховскую. – Марина Дмитриевна, чем как Председателя Госсовета Коми вас порадовал прошедший парламентский год, чем огорчил? – Первый год для нового созыва всегда очень значимый. У нас и, думаю, у избирателей был ряд опасений. Смогут ли пять фракций найти точки соприкосновения и наладить конструктивную работу? Будут ли депутаты, прошедшие в Госсовет по партийным спискам, работать с избирателями в муниципальных образованиях? И третье традиционное опасение – проблема преемственности предыдущего и нынешнего созыва. Что касается последнего, то я уже неоднократно отмечала: план нормотворческой деятельности 2007 года выполнен на 100 процентов. Меня радует очень высокая активность депутатов четвертого созыва. Одной из принципиальных и характерных особенностей нынешнего созыва я бы назвала активную работу депутатов с жителями республики. Даже со стороны, от граждан, слышим: «Похоже, в кабинетах вы не сидите». Действительно, в прошлом году депутаты Госсовета провели почти 800 встреч с населением! Это не личный прием, а большие коллективы, чаще всего на выезде, в муниципальных образованиях. У этой ситуации есть еще одна положительная сторона – мы все больше вовлекаем жителей республики в законотворческий процесс. Вообще, считаю, что партийность Госсовета пошла ему на пользу, стимулировала активность народных избранников, повысила ответственность за принимаемые решения. Если раньше только депутат отвечал перед избирателями за свою работу, то теперь еще и партия несет солидарную ответственность. Между самими фракциями появилась некая конкуренция. Именно конкуренция, а не борьба. – Вы все время говорите о том, что фракциям удалось наладить контакты между собой, есть понимание. Но на сессиях постоянно вспыхивают какие-то конфликты. Такое чувство, что Госсовет все-таки еще лихорадит… – «Лихорадит» отдельных депутатов, а не Госсовет. В целом на работу Госсовета это не влияет. Хотя это – как раз к вашему вопросу о том, что меня огорчает. К сожалению, четвертый созыв пока еще не может гордиться соблюдением регламента Госсовета и этических норм. Одно дело, когда регламент нарушается неосознанно, в пылу дебатов. И совсем иное – когда депутат систематически получает предупреждения и все равно сознательно идет на нарушение регламентных норм. Поэтому я поставила задачу наладить постоянную, а не только в рамках сессий работу комиссий по регламенту и депутатской этике. – Количество принятых в прошлом году парламентом Коми законов впечатляет – 108. Но смогут ли они качественно улучшить жизнь населения республики? – Каждый наш закон работает на улучшение качества жизни. Как в социальной сфере – предусматривающий определенные меры поддержки населения, так и в сфере экономики – нацеленный на увеличение доходной базы бюджета, создание новых рабочих мест. И все же я убеждена: предметом отчета депутатов должно быть не количество принятых законов, а то, насколько мы смогли продвинуться в решении той или иной проблемы. Именно поэтому Программа нормотворческой деятельности Госсовета на 2008 год, которую мы приняли на февральской сессии, принципиально отличается от прежних. В ней четко определены приоритеты нашей работы. Напомню, их пять: повышение качества жизни граждан республики, обеспечение инвестиционной привлекательности Коми, совершенствование работы местного самоуправления, молодежной и семейной политики, государственного управления. Каждое направление – это пакет законопроектных предложений. – Что касается семейной политики, то, судя по всему, работа идет полным ходом. Вы в последнее время провели три круглых стола по этой теме... – Да, в Сосногорске, Усинске и Ухте. На них прозвучал ряд предложений, которые достойны внимания с точки зрения подготовки законодательных инициатив. Это касается необходимости усиления мер поддержки семей, имеющих детей-инвалидов немобильной группы, расширения прав комиссий по делам несовершеннолетних, необходимости увеличения срока оказания государственной помощи выпускникам интернатов и так далее. Мне понравилось, как поставлена работа по семейной политике в Усинске. Они подготовили социальную карту города, где отмечены районы, наиболее опасные с точки зрения совершения правонарушений подростками. Там чаще патрулируют сотрудники милиции, работают участковые, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних. В итоге, я уверена, такая серьезная профилактическая работа даст реальный результат. – Не могли бы вы охарактеризовать деятельность каждой парламентской фракции с точки зрения важности предложенных инициатив? – Мне сложно говорить о том, какая законодательная инициатива является более важной, а какая менее. Они все важные, даже если касаются, например, трех жителей Коми. Исходя из этого я считаю, что все фракции поработали неплохо. Если же говорить в целом о работе фракций… Думаю, будет неправильно, если я, как Председатель Госсовета и член одной из фракций, сейчас начну раздавать оценки другим. Это дело избирателей. Вся соответствующая информация размещена в «Вестнике Государственного Совета Республики Коми» и на нашем сайте. Рекомендую почитать – все вопросы исчезнут, станет понятно, зачем та или иная фракция пришла в Госсовет, чем занимается, насколько активна. – Всем ли депутатам удалось выстроить работу в избирательных округах? Какое значение вы придаете этой деятельности? – Считаю, что это одна из важнейших задач депутатов. Дело даже не в том, что надо отчитываться о своей работе, хотя и это важно. Главное в другом: чтобы принимать правильные решения, нужно не только от глав муниципальных образований слышать, какие проблемы существуют в той или иной сфере. Нужно самому это понять, «пропустить» через себя. Пока не всем удалось выстроить работу с избирателями на высоком уровне. Я же, как Председатель Госсовета, заинтересована в том, чтобы с населением активнее контактировали все фракции, вне зависимости от того, сколько депутатов в их составе. – В нынешнем созыве значительно больше депутатов, работающих на профессиональной основе. Оправдывает ли себя такое увеличение «штатников»? – Абсолютно. Мы постепенно идем к цели, о которой еще лет десять назад только мечтали депутаты Госсовета, – к профессиональному парламенту. Депутат должен работать с законами каждый день, а не только накануне сессии. Очень важна аналитическая работа, помогающая принимать решения при голосовании. – То есть следующий созыв будет полностью профессиональным? – Не стала бы делать подобных заявлений. Но вполне вероятно, что количество депутатов, работающих на профессиональной основе, будет значительно выше установленного сегодня законом предела в 50 процентов. – Но уже сейчас некоторые депутаты жалуются, что места в здании Госсовета для всех не хватает… – Я считаю, что бытовые и материальные трудности – это не повод отказываться от исполнения депутатских обязанностей. Если кто-то в Госсовет шел за отдельным кабинетом и персональной машиной, то он ошибся адресом. Если не хватает комфорта, то, думаю, стоит съездить в район и посмотреть, в каких условиях живут некоторые наши избиратели. Безусловно, мы всегда будем стремиться к тому, чтобы создать достойные условия для работы. Но не надо забывать о том, что мы пришли прежде всего работать на благо избирателей. – В прошлом году вы возглавили Парламентскую ассоциацию Северо-Запада. Это дополнительная нагрузка или еще один плюс в пользу республики? – Плюс с дополнительной нагрузкой. И нагрузка эта легла не только на меня, но и на весь наш депутатский корпус. Однако мы готовы работать, поскольку понимаем: благодаря председательству Госсовета Коми в ПАСЗР нам удалось выйти на новый уровень взаимодействия с законодательными органами регионов. У нас есть возможность ставить на обсуждение те вопросы, которые волнуют жителей республики. Мы получили новые возможности для решения насущных проблем еще и благодаря тому, что в прошлом году я стала членом президиума Совета законодателей России и возглавила постоянную Комиссию по координации нормотворческой деятельности субъектов РФ. Предметом рассмотрения на нем вскоре станет такой больной для всех регионов вопрос, как прохождение законодательных инициатив на уровне Федерации. Пока совместная работа с федеральным центром в этом плане оставляет желать лучшего. – Но вроде в конце прошлого – начале нынешнего года наметился существенный перелом? В частности, была поддержана инициатива Коми по изменению методики расчета компенсаций за посещение детского сада. – Что касается компенсаций за детсад, то это была не законодательная инициатива, а обращение в Минобразования России. Приятно, что на него отреагировали. Значит, мы хорошо проработали вопрос. Что касается инициатив. Сразу после декабрьских выборов в Госдуму спикер российского парламента Борис Грызлов поставил перед своими коллегами задачу разобрать весь портфель законодательных инициатив регионов. В январе у нас телефоны в Госсовете были раскалены от звонков. Каждую нашу инициативу детально проанализировали и по ряду из них смогли доказать, что предлагаемые нами пути решения проблем либо малоэффективны, либо юридически слабо проработаны. Нам предложили, перед тем как вносить на рассмотрение Госсовета ту или иную инициативу, присылать ее в правовое управление Госдумы для получения предварительного заключения. – Но тогда этот процесс станет бесконечным… – Безусловно, это займет дополнительно месяц или два. Но мы готовим инициативы не ради процесса, а ради получения результата. Нужно действительно начинать работать с законодательными инициативами по-новому. Это, кстати, одно из направлений работы Госсовета в 2008 году. Мы надеемся и на поддержку наших депутатов в Госдуме. – Чтобы повысить зарплату бюджетникам, в феврале республика решила разместить облигационный заем, и депутаты это решение поддержали. Но в сознании обывателя: если деньги занимают, значит, не все у нас хорошо… – Занимать деньги – это нормально для бюджетов. Вопрос: превышает ли этот долг какой-то критический предел? В 2003 году, когда только начал работу третий созыв Госсовета, госдолг Коми перекрывал все разрешенные бюджетным кодексом параметры. Займы были краткосрочными. При этом неизменно возникала необходимость срочного гашения – постоянный форс-мажор. За прошедшее время с госдолгом республики был наведен элементарный порядок: он снижен до разрешенных пределов, все краткосрочные займы переведены в долгосрочные. И занимаем мы теперь не у банков, а оформляем облигационные займы, что значительно дешевле. Наши займы пользуются большим спросом на рынке ценных бумаг, потому что у Коми – высокие рейтинги кредитоспособности и ликвидности, подтвержденные мировыми агентствами. Занимая деньги, мы ставим перед собой задачу не допустить секвестр бюджета. Под секвестр, как правило, попадают в первую очередь социальные программы и законы, что недопустимо. – 2008 год – очень важный с точки зрения доработки законодательства по местному самоуправлению. Хватит ли нам времени, чтобы с 1 января 2009 года в полном объеме запустить механизм МСУ в республике? – Год действительно важный, но мы не ограничены рамками этого года в совершенствовании законодательства. Есть несколько болевых точек, которые надо как можно быстрее отрегулировать. Именно поэтому я дала поручение председателю Комитета по законодательству и местному самоуправлению Валерию Жилину составить реестр необходимых изменений в закон о МСУ. Это важно, поскольку на федеральном уровне готовятся парламентские слушания, и мы должны на них обозначить свою позицию. А закон в Коми уже работает: если два года назад колеса «проворачивались», то сейчас уже, образно говоря, «цепляются». У многих получается. Это хорошо видно в поездках по республике. Раньше в аудиториях нам начинали задавать вопросы про дырявые крыши, грязные подъезды, перегоревшие лампочки. Сегодня таких вопросов депутату Госсовета задают меньше. Жители городов и районов знают – это компетенция местной власти… Если же в аудитории много «местных» вопросов, значит, извините, власть не работает. Это очень четкий индикатор. Вопрос о совершенствовании закона о местном самоуправлении включен в Примерную программу нормотворческой деятельности, которую депутаты утвердили на последней сессии. Совместно с Главой республики и правительством мы уже приступили к ее реализации. Беседовала Ольга СМЕРТИНА. |