Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
14 августа 2014 года

Валентина Кичигина: "Волонтеры пока боятся потерять независимость"

Два года назад, в Год молодежи, в республике был организован Координационный совет детских и молодежных волонтерских объединений Республики Коми – организация, призванная поддерживать добровольческое движение. О том, чего удалось достичь за этот срок, о задачах и проблемах координационного совета наш сегодняшний разговор с его куратором Валентиной Кичигиной.

– Валентина, почему вообще возникла необходимость в создании подобного совета? И можно ли говорить уже о каких-то позитивных результатах работы?

– Впервые о необходимости создания такой организации речь зашла еще в конце 2011 года, когда на неформальной встрече кураторы волонтерских объединений высказали пожелание создать структуру, которая бы объединяла все добровольческие организации. В первую очередь это было вызвано необходимостью активнее лоббировать интересы волонтеров на уровне власти. Тогда же мы совместно начали прорабатывать положение и структуру новой организации. Эта инициатива была поддержана на заседании молодежного проектного комитета при Минобразования РК, а в апреле 2012 года уже прошло первое собрание совета.

Надо сказать, что первоначально в совет вошло совсем немного организаций, а если конкретно, то 43 человека. Если учитывать, что в среднем каждую организацию представляют один-два человека, то это где-то чуть более 20 волонтерских объединений. Почему ребята не спешили под крыло вновь созданной организации? Осторожничали: боялись потерять свою независимость, боялись, что в совете им начнут указывать, направлять. Но время показало, что мы не собираемся ущемлять чьи-то права, а наоборот только помогаем решать возникающие проблемы. Сейчас в совет входит уже 71 человек. Но, конечно, это пока не все волонтерские организации республики.

– В чем конкретно заключается ваша помощь волонтерам?

– На данный момент наша задача сводится к образовательной и методической поддержке. Организуем для добровольцев различные мероприятия с приглашением федеральных экспертов из других регионов, которые делятся опытом работы, поддерживаем законодательные инициативы добровольцев республики. Так еще в 2012 году в составе рабочей группы мы работали над Концепцией развития добровольчества в республике. Направили ее в Госсовет Коми, но вопрос с ее утверждением надолго «завис», потому что с этим документом должны были ознакомиться все заинтересованные министерства и ведомства, с которыми планировалось взаимодействовать. В общем, в первоначальном виде Госсовет концепцию не поддержал по той причине, что недостаточно были проработаны формы взаимодействия с различными структурами. Ничего удивительного в этом нет: мы писали, опираясь на подобные документы других регионов, в частности Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где волонтерство хорошо развито и уже полноценно работают координационные советы и центры. К тому же среди членов рабочей группы не было юристов, мы не могли учесть юридических тонкостей. В этом году весной мы снова возобновили работу над концепцией, дополнили ее и вновь отправили на рассмотрение в Госсовет. Сейчас ждем ответа.

– Какие новые возможности предоставит волонтерам эта концепция?

– Утвержденная концепция позволит принять закон о поддержке и развитии добровольчества в республике. Это в свою очередь позволит сформировать нормативную базу в области развития добровольчества, а также даст какие-то гарантии поддержки со стороны правительства. А пока концепции нет, каждое объединение варится в собственном соку. Работа строится на личных контактах. Если бы была концепция, можно было бы рассчитывать и на финансовую помощь правительства.

– О какой конкретно финансовой помощи идет речь?

– В первую очередь это материальная поддержка начинающих организаций. Ведь любому объединению нужно где-то собираться. Пока кто как может выходит из положения: где-то волонтерам предоставляют кабинеты при организациях или учебных заведениях, где-то ребята сами ищут помещение… Выделение денег на аренду помещений – это уже решение одной из самых серьезных организационных проблем. А сейчас поддержку получают только зарегистрированные некоммерческие организации.

– А где вообще волонтеры находят деньги на реализацию своих проектов? Ведь любой, даже самый низкобюджетный проект требует затрат.

– Поскольку найти спонсоров не всегда удается, незарегистрированные волонтерские объединения могут участвовать в грантовых конкурсах, но вынуждены при этом использовать расчетные счета дружественных некоммерческих организаций.

– Насколько востребованы у волонтеров организуемые вашим советом мероприятия?

– Проходят они достаточно массово. Вообще, лидеры добровольческих объединений уже начинают понимать, что без обмена опытом, без специального обучения работать трудно, и порой даже организация разваливается именно по причине отсутствия необходимых знаний для ведения работы. К примеру, у нас есть волонтеры, которые работают в чрезвычайных ситуациях. В частности, на базе УГТУ есть объединение, которое помогает пожарным службам бороться с лесными пожарами. Все-таки это небезопасная для жизни работа, вполне могут возникнуть какие-то проблемы. Поэтому мы объясняем ребятам, что на осуществление этой деятельности обязательно должны составляться договоры. Благое дело – это благое дело, но надо, чтобы волонтеры были юридически защищены.

К тому же есть такая проблема, как профессиональное «выгорание». Человек может уйти на каком-то этапе волонтерской работы, потому что ему становится скучно. Если бы объединение могло позволить себе пригласить специалиста для проведения семинара или организовать крупное мероприятие, то можно было бы еще как-то «зацепить» тех, кому наскучило однообразие в работе, и оставить их еще хотя бы на год-два. Но на это нужны деньги, которых у добровольцев нет. И вот тогда на помощь приходит наш координационный совет. Недавно у нас прошла «Ассамблея добра», куда были приглашены эксперты из других регионов. Ребята с удовольствием принимали участие в семинарах, уезжали наполненные новыми идеями и желанием работать. Помимо ассамблеи мы ежегодно проводим конкурс «Доброволец года», который направлен на популяризацию добровольчества и определение лучшего волонтера в каком-то направлении. Это стимулирует. В последнюю неделю апреля уже не первый год проводим «Весеннюю неделю добра». Каждый день этой недели тематически как-то обозначен: День донорства, День служения молодежи и т.д. Участвует обычно вся республика. В общем, мы создаем для волонтеров возможности заявить о себе на уровне республики и России. Иначе это будет тот самый застой, который и приводит к охлаждению.

– Возможно, потеря интереса происходит еще и потому, что, как правило, волонтерские организации выбирают какую-то узкую нишу для своих дел, и ограниченность деятельности потом и порождает скуку.

– Действительно, большинство волонтерских организаций работают в одном, максимум двух направлениях. Это ограничивает возможность переключения с одного вида деятельности на другой. В таких случаях многое зависит от грамотной работы куратора, его умения каждый раз по-новому организовать работу волонтера. Но нужно понимать, что и руководителям организовывать работу каждый раз по-новому тяжело, так как это никем финансово не поддерживается, а чем больше направлений в работе, тем сложнее ее контролировать, направлять, изыскивать средства. А молодые хотят самореализации, хотят чувствовать удовлетворение от работы, чтобы это был взаимообогащающий процесс: я отдаю, при этом получаю моральное удовлетворение и развиваюсь как личность.

– Насколько стабильны волонтерские объединения республики, есть ли такие, которые существуют уже давно и успешно?

– Есть такие, которые, казалось бы, хорошо и без проблем работали, но ушел куратор, и все развалилось. Но все же больше таких, которые справляются с кризисами и продолжают работать. В числе таких старожилов – организация «Свет добра» при КГПИ. У них есть проект «Театр особых людей» под руководством Марины Афонасенко. Все актеры этого театра – дети с разными формами инвалидности. Есть еще Ассоциация детских общественных объединений РК под руководством Василия Андреева. Но это зарегистрированная организация, и потому может участвовать в грантовых конкурсах. Так что им в финансовом плане полегче.

Давно и успешно работает волонтерский молодежный клуб «Алфей» в Усинске, которым руководит Антонина Вокуева. Члены клуба занимаются профилактикой наркомании и пропагандой здорового образа жизни. Вероятно, секрет долгожительства «Алфея» в том, что, хотя у них и узкая направленность, но очень разнообразные формы работы. Выступления перед молодежной и подростковой аудиторией, проведение массовых акций способствуют личностному росту волонтеров. Тут ведь возможность преодоления страха перед большой аудиторией, развитие коммуникабельности, умения убеждать, ораторских качеств. Согласитесь, не только для молодого человека, но и для зрелого это возможность постоянных маленьких побед над собой. А это ведь главный движущий стимул для любого.

– Это действительно открывает большие возможности для личностного роста, чем, например, работа с детьми с синдромом Дауна, где нужна масса терпения и целеустремленности, а результаты бывают незначительными…

– Соглашусь только отчасти, потому что волонтерское объединение «От сердца к сердцу», которое работает с этой категорией детей в сыктывкарском отделении реабилитации «Надежда», тоже существует и занимается этим достаточно давно.

– Возможно, это за счет того, что волонтеры – студенты университета, которые в будущем планируют посвятить себя подобной работе. К тому же студенты заканчивают вуз, уходят, а им на смену приходят другие…

– Но ведь каждого нового волонтера надо снова обучать. Просто куратор этого объединения Наталья Бутрим нашла правильный подход: она предлагает ребятам различные направления. Ее волонтеры одновременно реализуют несколько разных проектов. Но, вероятно, это возможно еще и потому, что «От сердца к сердцу» – официально зарегистрированная организация.

– Вы сейчас бросили клич в социальных сетях о наборе волонтеров для помощи беженцам с Украины. В чем эта помощь будет заключаться?

– Волонтеры будут работать непосредственно с семьями, поскольку нужна будет помощь в расселении людей. Мы приглашаем юношей, так как потребуется физическая сила. И нужна будет помощь девушек в работе с детьми: приезжим надо будет оформлять документы и на это время куда-то оставлять детей. Наши волонтеры будут организовывать детские досуговые программы и просто нянчиться, пока родители заняты делами. Главное – создать для приехавших к нам людей атмосферу уюта и тепла, чтобы они почувствовали, что им тут рады.

– А как выглядит наша республика на фоне других регионов в плане развития волонтерского движения?

– Волонтерство пока у нас развито слабо. Во многих регионах уже действуют концепции и законы о поддержке волонтерства, у нас же все это пока стоит и не движется с мертвой точки. У них если создается центр поддержки добровольчества, то он уже включает в себя практически все объединения. У нас же при Сыктывкарском университете создан центр поддержки добровольчества, но привлечь туда массово волонтеров республики пока не удается. Потому что, как я уже говорила, многие боятся потерять независимость. В Санкт-Петербурге, например, все волонтерские объединения находятся под структурой одного центра. Им легче организовывать масштабные мероприятия. У нас же каждое объединение делает свое небольшое дело – и ладно, а вот что-то большое сделать уже трудно.

– Как Вы думаете, какие ниши у нас еще не заняты волонтерами, где еще требуется их помощь?

– Нужна помощь в силовых структурах, пожарным и т.д. Кроме того, у нас практически не развито волонтерство третьего возраста – в отличие от других регионов, где это направление развито даже больше, чем молодежное. У них это очень поддерживается, потому что это не только позволяет решать с помощью пожилых людей какие-то социальные проблемы, но и самим волонтерам дает возможность почувствовать себя еще нужными обществу. Например, бабушки из интернатного учреждения для пожилых людей посещают детей в домах ребенка. Согласитесь, это прекрасная возможность отдать свою любовь и заботу тем, кто в них нуждается, и самим почувствовать себя нужными. У нас пока это не работает.

Беседовала Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

Волонтерство пока у нас развито слабо. Во многих регионах уже действуют концепции и законы о поддержке волонтерства, у нас же все это пока стоит и не движется с мертвой точки. В Санкт-Петербурге, например, все волонтерские объединения находятся под структурой одного центра. Им легче организовывать масштабные мероприятия. У нас же каждое объединение делает свое небольшое дело – и ладно, а вот что-то большое сделать уже трудно.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 98 (5173)
14 августа 2014 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»