Общество |
17 декабря 2013 года |
Опекуны нуждаются в опеке/ Почему сирот, которым находят новые семьи, возвращают в детские дома?
Ежегодно в детские дома республики из приемных и опекунских семей возвращают по шестьдесят и более детей. Как это ни удивительно, но зачастую именно близкие родственники (тети, бабушки, сестры) отказываются от детей, ссылаясь на трудности их переходного возраста. А некоторые опекуны уже на этапе знакомства с ребенком, не смущаясь, заявляют о своем потенциальном праве на возврат подопечного в стены детского дома… Подготовку семей к усыновлению обсуждали в конце минувшей недели на необычном совещании, инициированном директором регионального некоммерческого благотворительного фонда «Сила добра» Татьяной Козловой. Необычность совещания заключалась в том, что представители разных ведомств – агентства по социальному развитию, региональной прокуратуры, Госсовета РК, Министерства образования и Минздрава Коми, Общественной палаты РК и т.д. собрались по инициативе общественной организации. Поясняя этот шаг, Т.Козлова продемонстрировала видеоролик, на котором был запечатлен момент передачи ребенка из детского дома в опекунскую семью. Заходясь в истерике и упираясь, мальчик кричал: «Я не хочу!» – Наверняка такое происходит и в других детских домах республики, – с тревогой в голосе заметила Татьяна Козлова. – Хотя в таких случаях нужно учитывать интересы не только приемных семей, но и прежде всего самого ребенка. А хочет ли он оказаться в этой семье? Насколько она готова его принять? Последние два-три года во многих муниципалитетах республики стала работать школа приемных родителей. По мнению заместителя руководителя агентства по соцразвитию Елены Романец, занятия уже позволили снизить количество возвратов детей в интернатные учреждения. Специальная подготовка в этой школе строится по определенной программе. Занятия длятся от 40 до 80 часов, по завершении которых будущие опекуны проходят психологическое тестирование на готовность стать замещающим родителем. В этом году, например, такую подготовку прошли 176 человек. Безусловно, предварительное обучение дает необходимое понимание возрастной психологии детей, особенно тех, которые никогда не знали, что такое семья, папа и мама. Но есть один важный нюанс. Согласно закону такие курсы могут не посещать близкие родственники ребенка или семьи, уже воспитывающие приемных детей. Между тем зачастую так называемое вторичное сиротство, причем не только в республике, но и по всей России, возникает именно с подачи кровных родственников, которые в какой-то момент перестали справляться с капризами подростка. – Реакция ребенка, который находился до этого в интернате, на смену его жизненной обстановки может быть неадекватной. Опекуны могут даже подумать, что ребенок не совсем нормальный, а на самом деле это такая реакция на смену общей обстановки и общего жизненного уклада. Ребенок привык жить по расписанию, а тут он попадает в атмосферу семьи. Все, в том числе и близкие родственники, обязаны проходить специальную подготовку, – считает Елена Романец, отмечая, что и в дальнейшем семья должна находиться под наблюдением специалистов. На базе многих детских домов работают службы сопровождения замещающих семей, которые оказывают помощь в адаптации ребенка к новой обстановке. Но чтобы обязать всех без исключения приемных родителей проходить обучение, нужно внести соответствующие поправки в федеральный закон, обратила внимание Е.Романец. Кроме того, необходимо законодательно изменить и срок, который отводится на устройство ребенка в семью кровных родственников. Сейчас на это отводится 30 дней, но этого крайне недостаточно, считают специалисты. – Иногда мы просто не успеваем за месяц найти родственников ребенка, которые находятся в других регионах. Были факты, когда практически останавливали автобус с ребенком, которого уже отправляли из приюта в детский дом, поскольку звонила его сестра или тетя и просила не отдавать малыша, пока она не приедет из другого города, – рассказала заместитель соцагентства. Поиски близких родственников, считает Е.Романец, необходимо продлить хотя бы до трех месяцев. Министр образования Коми Владимир Шарков со своей стороны настаивает на том, что приоритет в воспитании ребенка необходимо отдавать все же его биологическим родителям. Дело в том, что почти 90 процентов детей, находящихся на попечении государства, являются так называемыми социальными сиротами при живых родителях, которых по разным причинам лишили родительских прав. В качестве положительного примера министр привел опыт Белоруссии, где непутевым родителям, прежде чем разлучить их с детьми, отводится два года. Все это время семья находится под пристальным наблюдением разных специалистов, в том числе службы занятости, чтобы у родителей была возможность зарабатывать на жизнь. В случае чего ребенка могут временно поместить в детский приют, но вся межведомственная работа белорусских специалистов направлена именно на сохранение семьи, чего, увы, не скажешь про наших специалистов. Приемные родители Наталья и Анатолий Мясоедовы также отметили, что большой проблемой является отсутствие работы между заинтересованными ведомствами. По их словам, именно это разобщение принесло им немало проблем и затормозило процесс передачи ребенка в их семью. Делясь опытом, супруги заметили, что приемных родителей надо готовить не к воспитанию детей в общем, а к жизни с конкретным ребенком – больше сообщать информации об особенностях его характера, здоровья, наклонностях и т.д. Подводя итог обсуждению, участники круглого стола приняли решение о разработке списка рекомендаций по корректировке федерального законодательства, который передадут депутатам Госсовета Коми. В частности, директор сыктывкарского детского дома-школы №2 Владимир Сурков считает, что необходимо вводить санкции против приемных родителей, которые избавляются от детей, возвращая их в детские дома. Кроме того, на встрече решили, что ключевые моменты – знакомство, встречи с кандидатами на роль опекунов и момент отъезда ребенка в новый дом должны фиксироваться на видеокамеру. Ольга КЕРМАС. |