Личное Дело |
5 декабря 2013 года |
Москвич из народа чудь/ Сергей Григорьев повсюду ищет следы легендарного племени
Москвич Сергей Григорьев несколько лет назад увлекся изучением легендарного народа чудь. И надо сказать, в этом преуспел. Именно во многом благодаря ему в переписных листах двух последних российских переписей населения свою национальную принадлежность более двух десятков наших соотечественников обозначили мифологическим словом – «чудь». Чудином, или чудью, считает себя и сам Сергей Григорьев. С Сергеем Михайловичем мы познакомились в Представительстве Республики Коми при Президенте РФ. На встречах коми землячества «Парма», проходящих здесь, он частый гость. Как своего принимают его и коми москвичи. Чудское племя, как считают они, тоже финно-угорское, и когда-то, давным-давно, оно обжило территорию Коми края. В разных уголках нашей республики бытуют десятки легенд и преданий, повествующих о чудском прошлом этих мест. А также о том, как легендарная чудь после прихода сюда новгородских ушкуйников и святителя Стефана Пермского ушла под землю. Вырыли глубокие ямы, подпилили бревна несущих стен своих строений и были, как говорится, таковы. О том, что тот или иной район Коми в древности был населен чудью, сами за себя говорят десятки микротопонимов со словом «чудь», сохранившихся до наших дней. долгое время Сергей Григорьев об этом ничего не знал. Уроженец Хабаровска, он много лет трудился в научно-исследовательском секторе МГУ, в научно-исследовательском институте антропологии, был кино- фоторепортером. В 1996 году Григорьева пригласили работать в Министерство по делам национальностей РФ, где он предложил программу экспедиций по изучению состояния народной культуры в отдаленных, труднодоступных районах страны. Уже в следующий после этого год в составе одной из таких экспедиций он попал в село Нюхча Пинежского района Архангельской области. И был удивлен тем, что местные жители то и дело вспоминают легендарный народ чудь. «Ну ты и чудь!» – нередко доводилось слышать и самому С.Григорьеву. Это заставило взяться за исследование этих мест, их топонимики и антропологии. – За несколько экспедиций в Нюхчу удалось сделать множество снимков жителей этого края, что позволило вывести особый антропологический тип. Я назвал его чудью, – рассказывает С.Григорьев. – Одновременно удалось выяснить, что топонимы, указывающие на чудские заселения, простираются до Западной Сибири и центральных областей России. Мой отец родом из Иркутска, поэтому вполне возможно, что и мои предки когда-то тоже были чудью. Любопытные данные удалось почерпнуть из материалов переписей. Так вот, до двадцатого столетия среди народов России значилась и чудь. Но в переписи 1939 года многие нацменьшинства были упразднены, в данные включались лишь так называемые основные нации. Так окончательно исчез народ чудь. Сбором и систематизацией материалов о легендарном народе Сергей Григорьев не ограничился. С конца 90-х годов он стал постоянно наведываться в таежное село Нюхча. Кстати, оно расположено в нескольких десятках километров от границ Коми, из Удорского района туда ведет грунтовая дорога. До революции в Нюхчу жители Удоры ходили по лесному тракту за солью: рядом с этим селом располагались соляные источники. А теперь едва ли не добрая половина жителей этого района Архангельской области приезжает в Удорский район на заработки. Так вот, С.Григорьев – исключение из этого правила. Он, можно сказать, старается вдохнуть новую жизнь в «депрессивное» северное село. В Нюхче московский «вахтовик», как сам себя называет Григорьев, обустроил музей. С местными мальчишками ездит в экспедиции. А еще построил небольшую судоверфь, где пацанов учит делать северные лодки. Обо всем этом рассказала большая выставка С.Григорьева, организованная в прошлом году в московском Доме национальностей. Одновременно энтузиаст исследует новые пространства, заселенные в стародавние времена чудским племенем. Прошлым летом Григорьев организовал экспедицию в Чудовский район Новгородской области. Анна СИВКОВА. |