Из первых уст |
7 ноября 2013 года |
Игорь Ковалев: "Сцена просто так не отпускает"
Сегодня вряд ли кто сможет ответить, почему Государственный театр кукол Республики Коми родился и получил прописку в Воркуте. Так сложилось. Но благодаря этому здесь выросло не одно поколение настоящих ценителей театрального искусства. Последние полтора десятилетия этот маленький храм Мельпомены переживал не самые хорошие времена: уходили актеры, старели куклы, копились долги. К счастью, с недавних пор ситуация во многом изменилась к лучшему.Как и чем сегодня живет и дышит единственный в республике профессиональный театр кукол? Об этом и многом другом наш разговор с новым директором театра заслуженным артистом РФ Игорем Ковалевым. – Игорь Алексеевич, Ваше имя прежде всего ассоциируется с Воркутинским театром драмы, где Вы сыграли практически все главные роли. У Вас более чем успешная актерская планида, и вдруг – такие разительные перемены: директор театра кукол... Вообще, расскажите немного о себе. Почему, например, Вы, человек, родившийся в Таджикистане, выбрали Воркуту? – Учился в Душанбе и Ленинграде. Как актер начинал, и весьма успешно, в Русском академическом театре им. Маяковского в Душанбе. Любопытно, что у меня не было цели становиться артистом, с детства я мечтал стать режиссером. Но в какой-то момент мне посоветовали, прежде чем становиться режиссером, вкусить актерского хлеба. Вкусил, и вот уже более 35 лет я на сцене как драматический актер. Сыграл немыслимое количество ролей, много лет назад еще подсчитывал – больше 150. Большинство здесь, в Воркуте, куда я приехал в начале 1980-х. Забавно, когда-то на этой сцене я играл Даниса в «Тартюфе», а спустя годы его отца – Оргона. Сыграл самого, наверное, «молодого» в истории российского театра чеховского Иванова, мне тогда было 33 года. Да многих – от Тома Сойера до Сирано де Бержерака. Гамлет вот не состоялся: режиссера Евгения Степанцева забрали в Киров, когда он задумал спектакль, я уже читал пьесу. Наверное, придет со временем и Лир, посмотрим. Скажу без ложной скромности: как актер, я всегда был обласкан режиссерами, а их в Воркуту приезжало немало. Простоя не было никогда, актерская жизнь всегда шла бурно, но вот этого – сделать что-то самому – мне всегда не хватало. И с мечтой стать режиссером я долго не расставался, хотя и в этом плане как-то реализовывался: что-то ставил в Душанбе, в Воркуте ставил детские спектакли, работал и как режиссер частного театра. Однажды, к слову, мечта почти сбылась, я поступил на режиссуру к театральному педагогу и режиссеру, воспитавшему плеяду выдающихся деятелей культуры, Александру Музелю, что было безумно сложно. Но к тому времени, когда меня зачислили, Музель умер, я автоматом попал к Льву Додину (известный театральный режиссер – М.Щ.), но потом взвесил, как с двумя детьми буду мотаться по общагам… – Да, но директор театра и режиссер – весьма разные должности. Как Вы все-таки при такой успешной карьере в театре драмы решились на перемены? – Повела творческая жилка, попытка разобраться в процессах, до того неведомых, в той же экономике, например. Если серьезно, я всегда был неравнодушен к театру кукол, дружил с его актерами, руководителями, переживал все его потрясения. Мало того, я даже ставил в этом театре как режиссер. Лет 10-12 назад Игорь Шпектор, тогдашний мэр Воркуты, предлагал мне возглавить театр, он видел во мне руководителя. Но тогда я был категорически против, настолько это было не мое. К тому же я был на пике актерской карьеры, еще хотелось играть и играть. Но сегодня, когда театр в очередной раз «осиротел» без руководителя, я решился, тем более что драма в это время находилась в простое в связи с ремонтом. Плюс ко всему у меня были опасения, что после ухода с должности директора театра Марии Балмастовой, возглавившей к тому времени республиканскую филармонию, могут поставить абсолютно чужого, далекого от театра и не болеющего за театр человека. Повод для таких опасений, во всяком случае, был. Еще я подумал, что моя энергия, опыт и умение видеть ситуацию принесут пользу. Кстати, не надо думать, что я разорвал все связи с театром драмы. Сцена просто так не отпустит, у меня есть законные выходные, когда я могу играть и готов к этому. – Многие известные актеры сегодня становятся руководителями театров. Это тенденция нового времени? – Раньше я тоже не мог понять, зачем таким артистам, как Табаков или Соломин, возглавлять театр. А сегодня посмотрите: Олег Меньшиков – руководитель театра им. Ермоловой, Евгений Миронов возглавляет Театр наций, Сергей Безруков – художественный руководитель Московского областного дома искусств «Кузьминки»… Просто все сообразили, что тот театр, который сегодня стоит на менеджерах, – не то. Антреприза обязательно что-то недодаст, потому что работа идет скачками, набегами. Артисты понимают это лучше всех. В роли руководителей они преследуют одну цель – сохранить репертуарный театр, где есть своя труппа, которая вызревает в этих стенах и на которую можно рассчитывать. Театр, в конце концов, это создание своей атмосферы. – На международном фестивале «В гостях у «Мойдыся», прошедшем недавно в Сыктывкаре, сложилось впечатление, что в республиканском театре кукол совсем крошечная труппа. – Да, и председатель жюри фестиваля Станислав Железкин тоже отметил, что мы самый маленький театр кукол в стране. Похоже, так и есть, у нас же всего шесть артистов, в их числе и ученики, и мастера сцены. А тут открываешь программку приезжего театра, а там 10 заслуженных артистов, 14 народных… Я знал наш театр кукол, когда артистов в нем было не меньше, чем артистов в воркутинской драме. И как-то упустил момент, когда так резко все сломалось. Казалось, еще при режиссере Алманове – лет пять-шесть назад – в театре было 6-8 актеров-мужчин, потом кто уехал, кто возглавил свои детские театрики в Воркуте. Когда тотально не было денег, актеры уходили искать заработки. Ставки в результате сократились, а между тем люди, играющие сегодня очень много, устают, изнашиваются. У нас есть несколько ставок, но мы будем брать только специалистов-кукольников. Актер-кукловод – это вообще особая специальность. – Может, ваши проблемы не особо видны, потому что вы далеко от столицы республики? – Возможно, хотя сегодня категорического «нет» на мои вопросы я не слышу. Другой разговор, что просить чего-то нереально, все сверстано на пять лет вперед, и штатное расписание не поменяется. Единственное, что я могу сделать, – добрать штат или выучить специалистов. Но не все так мрачно, как может показаться. Мы много ездим, к тому же пытаемся получить гранты. Сложно? Да. Но не верьте тому, кто скажет, что вот, дескать, он такой бессребреник и все отдает театру, ничего не прося взамен, – в этом есть большая доля лукавства. Я человек амбициозный, и проигрыши – не в моем духе. В эту историю я собираюсь вкладываться так же, как и в свои роли. В конце концов, не боги горшки обжигают, к тому же мне очень помогают актеры. Поймите меня правильно, я никому не завидую, хотя есть в России и муниципальные театры, на спектакли которых выделяется по полтора миллиона рублей – и делай что хочешь. У нас другая ситуация. Тем не менее сделать можно многое. – Например? – Продолжать приглашать интересных режиссеров, вырастить мастеров по изготовлению интересных, сложных кукол. В театре нет конструктора кукол, есть только бутафор, которая хорошо знает свое дело, но она не делает механики. – Похоже, вы уже сделали первые шаги на пути к обновлению театра, я имею в виду замечательный спектакль «Алые паруса», который был показан в рамках фестиваля. – Да, нам удалось выиграть грант и пригласить очень востребованного, многогранного и дорогого художника-постановщика Андрея Запорожского, обладателя театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска», который и сделал нам потрясающих кукол. Многие не верили, что Запорожский, который нарасхват во всем мире, приедет. Но он приехал к нам, причем прямо от Льва Додина – из Малого драматического театра Европы, где ставил «Подростка». А поставил «Алые паруса» главный режиссер костромского театра кукол Михаил Логинов – человек, умеющий создавать атмосферу, побуждающую на фантазию, поиск. Музыку к «Алым парусам» написал композитор из Воркуты Динар Хаматнуров – автор музыки более чем к 20 спектаклям театров России и зарубежья. – Понятно, что «Алые паруса» – шаг на пути привлечения в театр старшей, подростковой аудитории. И все-таки почему Вы начали с Александра Грина, которого сегодня вспоминают все меньше и меньше? – Даже не потому, что мне обидно, как в нашей стране обошлись с этим произведением, которое не вошло в школьную программу. Да, сказка рекомендована для дополнительного чтения, но кто же читает летом? В итоге замечательнейшая повесть-феерия, написанная потрясающим языком, «пролетает» мимо многих. Между тем, помимо романтического ореола, в ней так много суровой и весьма поучительной правды жизни! Теперь подростки и взрослые, проигнорировавшие в свое время эту дивную сказку, смогут посмотреть ее в нашем театре. – Если обратиться к истории, театр кукол – вообще искусство для взрослых. У нас же его традиционно почему-то связывают с детьми. Тем не менее, если посмотреть афиши российских театров кукол, то мы увидим, что «взрослых» спектаклей в них не намного меньше, чем спектаклей для детей…. – Да, это здесь почему-то привыкли к тому, что театр кукол – детский. И его ниша – только детский репертуар. Между тем первое, что спрашивают актеры, которых приглашаешь в Воркуту: что у нас в вечернем репертуаре? Есть ли «Гамлет», «Ромео и Джульетта»? Нет? Зачем же тогда и ехать – играть зайчиков? Но будьте уверены, у нас будет и театр для взрослых. И он будет на слуху. Тем более что нельзя артисту все время играть колобков и мышек, он не подрастает на этом материале. Повторюсь, в театре кукол возможно сделать очень и очень многое. Представьте только, например, какое разнообразие кукол вообще существует в мире: перчаточные, гапитно-тростевые, планшетные, мимирующие, ростовые, вертепные, тантамарески… Спектакли для взрослых – это вообще другое. Другая душа, другая механика, техника. Другая психология, эстетика, если хотите. – Любопытно, а что сегодня ставят в театрах кукол для взрослого зрителя? – На кукольную сцену очень хорошо ложится Шекспир, Лопе де Вега. Вообще можно ставить абсолютно все, другое дело, что пьес для театров кукол пишут не так уж и много. – Вы как-то обмолвились, что собираетесь ставить спектакль по произведениям Александра Вертинского... – Да, мне хочется, чтобы на сцене звучала хорошая музыка, несущая атмосферу особой эстетики Серебряного века. Представьте: струны, пальцы пианиста, белая сорочка, фрак – все изящно, пусть и слегка манерно. Песни Вертинского, рассказывающие о его болях и радостях. Предварительно у нас уже были переговоры с режиссером Михаилом Логиновым, который, напомню, поставил нам «Алые паруса». Он в свое время делал Вертинского, занимался им. – В спектакле будет звучать голос знаменитого «русского Пьеро», как его называли современники? – Нет, песни Вертинского будут исполнять два певца, пока я не могу назвать их имен. Еще очень бы хотелось поставить спектакль по коми эпосу, где главным героем будет Пера-богатырь. Мне очень нравится этот герой: замечательный охотник, умелый воин, хитрый. Сегодня после каждого популярного импортного мультика в продаже появляются куклы-герои. Возможно, мы тоже создадим сильный образ, такую куклу, которая станет одним из символов коми культуры. Предложение о постановке этого проекта рассматривает питерский режиссер Антон Лабушкин, который поставил с нашим театром спектакль «Жемчужина Кохару». – У Вас четверо сыновей, кто-нибудь из них вышел или собирается выйти на театральную тропу? – Да, младший сын Иван ждет не дождется окончания школы, мечтает стать кукольным артистом. Побывал в Санкт-Петербурге, в мастерской Руслана Кудашева, увидел, как движут куклами… Теперь мечтает о театре. Возьму его в труппу, под свое крыло после школы, отправлю учиться. А там посмотрим. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Я никому не завидую, хотя есть в России и муниципальные театры, на спектакли которых выделяется по полтора миллиона рублей – и делай что хочешь. У нас другая ситуация. Тем не менее сделать можно многое. |