Общество |
7 сентября 2013 года |
С участием добровольцев тушили огонь в тайге работники Комитета лесов
В. Дробахин.
В. Осипов.
В минувший вторник, 3 сентября, в конференц-зале Коми лесопожарного центра подвели итоги прошедшего лета. Если жителей Коми жаркая погода радовала, то для лесоводов это был неудачный сезон, «неожиданно тяжелый», как заметил руководитель Комитета лесов РК Василий Осипов. – Довольно сильно горели леса в северных районах, – добавил он. Затем директор лесопожарного центра (он входит в структуру Комитета лесов) Владимир Дробахин подробно отчитался о борьбе своих подчиненных, а также добровольцев с пожарами в парме. Он продемонстрировал журналистам слайды в подтверждение своих слов о том, что по сравнению со статистикой за последние пять лет в этом году было в 1,9 раза больше лесных пожаров. Всего за лето тайга вспыхивала 563 раза. В этой статистике 53 процента составляют пожары, спровоцированные грозами. «Система грозопеленгации регистрировала до 1600 молниевых разрядов в сутки», – пояснил выступавший. Журналисты обратили внимание, что на соответствующем слайде указано: один процент возгораний – ОАО «РЖД». Оказывается, действительно работники железной дороги иногда неаккуратно сжигают порубочные остатки или старые шпалы возле путей, а следствием становятся возгорания прилегающих участков леса. По словам представителей Комитета лесов, по подобным поводам было возбуждено несколько десятков уголовных дел. В прошлом году, к примеру, осудили двух работников подразделений «РЖД». В.Дробахин упомянул и о том, что прошедшим летом больше применяли малую авиацию (самолеты «Сессна», L-200, Ан-2, «Вильга», вертолеты Ми-8, Ми-2 и другие). Их использовали для воздушного патрулирования и переброски пожарных в отдаленные северные районы. Оперативно обнаружить возгорания в парме помогал не только авиационный, но и космический, и наземный мониторинг. ПО словам В.Дробахина, в течение сезона было три пика напряженности: с 3 по 10 июля, потом с 23 по 28 июля, когда в сутки тушили до 30 пожаров, с 7 по 10 августа (до 70 пожаров). Самая тяжелая обстановка сложилась во время третьего всплеска в Ухтинском и Сосногорском районах. – Сильно там горело, – добавил В.Осипов. – Но удалось полностью отвести угрозу от населенных пунктов. Были и выходы лесных пожаров к трассам ЛЭП, к газопроводам… Как пояснили специалисты, во всем мире в тушении лесных пожаров участвуют многие структуры – это общепринятая практика. В том же Сосногорском районе, например, где сложилась проблемная ситуация, очень выручили лесоводов сотрудники аварийных бригад ОАО «Северные магистральные нефтепроводы». – Хочу всех поблагодарить за участие и помощь, – заметил В. Дробахин. Больше других пострадала от огня территория Троицко-Печорского района, в лесах которого произошло 82 пожара. Почти столько же возгораний в тайге было в Печорском, Сосногорском и Усть-Куломском районах. В пяти муниципалитетах пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации (Сосногорск, Печора, Усинск, Усть-Куломский и Троицко-Печорский районы). В иные сутки привлекали до 600 добровольцев из числа местных жителей и работников предприятий. Как добавил заместитель руководителя Комитета лесов Руслан Ульянов, за весь сезон таким образом подключали к тушению около 20 тысяч человек. – Они работали не бесплатно, – уточнил В. Осипов. – С каждым мы заключали договор гражданско-правового характера, и в первую очередь производили расчеты с добровольцами. КОНЕЧНО, основной акцент в лесопожарном центре делают на укрепление собственных штатов парашютно-десантной пожарной службы. Планируется увеличить ее с 90 до 130 человек. Леса горели, как уже говорилось, на севере Коми, в безлюдных труднодоступных местах. Туда перебрасывали на вертолетах специалистов лесопожарного центра, мобильные бригады из лесничеств. – Дважды приглашали соседей – кировчан и архангелогородцев, – добавил В.Осипов. – Перед этим они сами мне звонили и предлагали помочь. Представьте, в каких условиях работали десантники и парашютисты-пожарные – жара за тридцать градусов, гнус, дым. Неподготовленному человеку очень трудно выдержать в таких условиях… По оценке руководителя Комитета лесов, бороться с пламенем в труднодоступных районах помогло беспрецедентное маневрирование силами и средствами. В итоге выгоревшая площадь оказалась меньшей, чем в 2011 году, когда была очень схожая ситуация. – В дальнейшем, как уже сказано, мы хотим расширить штаты десантников и парашютистов, но федеральное финансирование для этой цели нам не увеличивают, – посетовал Р.Ульянов. А В.Дробахин заметил, что этим специалистам приходится проводить в тайге на тушении пожаров больше 50 дней. «Эта работа очень тяжелая и опасная, поэтому у нас и наблюдается текучка кадров», – сказал он. А В.Осипов рассказал, что, когда создавали лесопожарный центр, то задумывали его как универсальную структуру. Чтобы выполнять и лесохозяйственные работы, и сотрудничать по контрактам с газовиками, энергетиками и нефтяниками. – Когда мы начинали формировать предприятие таким образом, то в федеральном центре не до конца нас понимали, – продолжил В.Осипов. – А потом оценили эффект подобной универсальности и мы неожиданно оказались в передовиках. Руководитель Комитета лесов сказал и о том, что, кроме лесопожарного центра есть еще 32 лесничества, работники которых «по полной программе реагировали на все вызовы стихии». После столь напряженного сезона кредиторская задолженность лесопожарного центра перевалила за 110 миллионов рублей. На вопрос о причинах роста долгов руководитель Комитета лесов ответил, что «задолженность – дело обыденное» потому что финансирование было рассчитано на «среднюю горимость». В итоге вместо 104 миллионов потратили более двухсот «потому что горели». Интенсивное использование вертолетов для отправки десантов в северные районы тоже влетело в копеечку. В. Осипов все же признал, что столь большая задолженность – это «болезненная тема». Поскольку труднее будет готовиться к следующему сезону. «Рассчитываем, что Рослесхоз вовремя оплатит все выставленные нами счета», – резюмировал он. Репортеры не могли не вспомнить про аварию лесопатрульного самолета L-200, который в конце июля совершил вынужденную посадку в Ижемском районе. Тогда оба члена экипажа получили травмы, но, к счастью, серьезно не пострадали, а корпус патрульного судна полностью обгорел. В.Дробахин пояснил, что в связи с этим летным происшествием приезжала комиссия Международного авиационного комитета (МАК). Эксперты рассматривают три причины инцидента: техническое состояние самолета, погодные условия или ошибка экипажа. Через месяц итоги расследования обнародуют на официальном сайте МАК. Сергей СЕВРУК. |