Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
29 марта 2013 года

Удорская Молдавия

/ Как живут в поселке Чим выходцы с берегов Днестра и Прута?


Коллективный портрет удорских молдаван.

Большой барабан и богатое угощение - непременные атрибуты любого народного торжества.

Сергей Ожог, родственник Надежды Чепраги.

Молдавская свадьба в поселке Чим.

Поселки лесозаготовителей Усогорск, Благоево, Междуреченск, выросшие в удорской тайге в 70-е годы после подписания соглашения о сотрудничестве в сфере лесоразработок между СССР и братской Болгарией, до сих пор называют удорской Болгарией. А вот еще один, тоже по-своему уникальный, населенный пункт Удоры называют удорской Молдавией. Это лесной поселок Чим.

До и после трагедии

Этот поселок прогремел на всю страну в 2009 году. В начале лета группа школьников-младшеклассников вместе с учительницей пошла к ближайшему озеру на прогулку. Отдохнув на природе, собрались домой. Но два Андрея – Василенко и Мелещук – словно сквозь землю провалились. Поиски родителями и жителями поселка пропавших детей никаких результатов не дали. Уже вскоре к ним присоединились многочисленные спасатели, в Чим приезжали специалисты из Сыктывкара, даже из других регионов страны. Близлежащие к Чиму леса прочесывали и в следующее лето. К затянувшемуся поиску даже привлекали ясновидящих и экстрасенсов. Но все попытки найти мальчишек оказались тщетными, об их судьбе так до сих пор ничего не известно.

Это трагическое событие, можно считать, стало самым значительным в истории поселка. На время оно заслонило все другие, предшествовавшие и последующие. Но жизнь не стоит на месте, одни события уступают место другим. На Удоре в последнее время вновь заговорили о Чиме. Но уже совершенно в ином ракурсе. На этот раз в центре внимания оказались чимские молдаване. Вернее, то, как вдали от исторической родины, в северной глухомани, они взялись возрождать национальные традиции и обычаи. И в этом деле преуспели.

У родных
Надежды Чепраги

Лица необщее выраженье у Чима с первого раза разглядеть невозможно. Особенно сейчас, зимой, когда и улицы, и дома поселка завалены толстыми сугробами. Типичный лесной поселок застроен типовыми двухэтажными домами. Почти впритык к жилью расположен и весь необходимый соцкульт-быт. Здание Дома культуры в Чиме едва ли не самое большое. Здесь и назначили мне встречу радетели молдавской культуры.

Открыв входную дверь, сразу же попадаешь в актовый зал очага культуры. Увы, после уличного холода надежды отогреться в этом «очаге» не оправдываются, во вместительном помещении лишь чуть-чуть теплее, чем за его стенами. Но вскоре замечаешь, что холод куда-то отступает. Всю ширину одной из стен занимает панно, с цветущим лугом, по которому льется песня. «Это Надежда Чепрага, – говорит, показывая на красивую женщину с настенного панно, директор Дома культуры Светлана Петрова. – Ее портрет – один из символов Чима. Наши молдаване очень любят ее песни. Кроме того, в поселке до сих пор проживают родственники популярной певицы – далекие и близкие».

Хозяйка Дома культуры ведет в самый теплый кабинет своего заведения. Здесь уже собрался костяк молдавской диаспоры Чима. Среди них и Сергей Ожог, сотрудник детского дома и, как выясняется вскоре, родственник звезды советско-молдавской эстрады Надежды Чепраги. Слово за слово…Уже спустя несколько минут трудно поверить, что ты не в солнечной Молдавии, а в заснеженном поселке в центре удорской тайги.

За расцветом – закат...

Обживать удорскую тайгу молдаване начали почти одновременно с болгарами – в конце 60-х годов. С той лишь разницей, что никаких межгосударственных соглашений, чтобы заняться здесь лесозаготовками, им подписывать не требовалось. Молдавия в то время была союзной республикой, и ее жители имели право работать в любом уголке огромного Советского Союза. А на Удору их привел дефицит лесоматериалов. Особенно трудно с ними было в сельской местности. Поэтому молдавский «Колхозстрой» снарядил в Коми группу рабочих, чтобы для нужд южной республики заготовить лес.

Первоначально поселок молдавских лесозаготовителей на Удоре планировалось основать по лесной реке Чим, притоке Лоптюги, в местах еще более отдаленных и глухих. Именно туда и высадился первый десант молдавских лесорубов, там же поставили несколько бараков. Но затем приняли решение о строительстве стационарного поселка ближе к цивилизации. За поселком тем не менее закрепилось название речки, протекающей от него в нескольких десятках километров. В 1969 году на новом месте выросли первые постройки, а уже в 1970 году Чим был зарегистрирован официально.

Приезд молдаван на Удору пришелся на годы настоящего промышленного бума в этом районе. Здесь в то время развернули работу мощные лесоперерабатывающие предприятия, прокладывались дороги… Не только бетонные, асфальтированные, но и железные. После ввода в строй железной дороги от Микуня до Кослана на Удоре появилась еще одна магистраль: через Урдому до Вендинги. Эта ветка проходила через Чим, здесь появилась своя станция, любой житель отдаленного лесного поселка мог выехать на «большую» землю, навестить родные пенаты на берегах Днестра и Прута. Кроме пассажирского состава курсировало множество грузовых поездов, перевозящих главным образом лес. В эти годы и заготовка, и вывоз леса были подчинены плану, выполнению соцобязательств. С этого же времени в удорской районной газете на пару десятилетий прописались фамилии молдавских передовиков производства – Куку, Сырбу, других.

Педагог Мария Георгиевна Спик приехала работать в Чим в конце 80-х годов. По ее словам, поселок в то время был уже интернациональным, хотя большинство все еще составляли молдаване. Население превышало тысячу человек, здесь была обустроена вся социальная инфраструктура, работали музыкальная, спортивная школы. Трудно было поверить, что уже вскоре с Удоры начнется «великий исход» болгарских и молдавских лесозаготовителей, многие поселки захиреют. А в Чиме закроется градообразующее предприятие – мощный леспромхоз.

В отличие от болгар из соседних с Чимом поселков, молдаване не торопились оставлять обжитый ими уютный таежный уголок. Уезжали главным образом те, у кого в Молдавии жили дети или родители. Трогаться с насиженного места подстегивали и другие обстоятельства. Удорские молдаване предчувствовали, что после объявления исторической родиной независимости им, многие годы бывшим в отлучке, будет непросто получить гражданство. Опасения впоследствии подтвердились. В 1991 году на карте постсоветского пространства появилась новая страна – Молдова. Но удорская Молдавия не исчезла и после этого.

Замуж за... памятник

Евгения Ивановна Бекарук переехала в Чим уже из независимой Молдовы. На Удору перетянул обосновавшийся здесь сын. А с молдавскими Флорештами долго не могла расстаться из-за мамы. Пожилую женщину непросто было уговорить на путешествие в далекую Коми. «Но приехав в Чим, мама воспряла, – рассказывает Евгения Ивановна. – Лес за околицей, огороды, опоясавшие поселок, дружелюбные люди – все ей пришлось по душе».

Евгения Ивановна стала далеко не единственной молдаванкой, навсегда простившейся с родиной. По приблизительным подсчетам, около 25 процентов трудоспособного населения Молдовы, одной из самых бедных в Европе стран, трудятся сейчас за ее границами. Молодежь едет главным образом в Румынию. «Как будто там медом намазано, – рассуждает молдаванка из Чима. – Это все плоды неуемной пропаганды на сближение с Румынией. На латинскую графику хотят перевести даже молдавский алфавит. Ставку в этих планах делают на молодых. Потому как все молдаване нашего возраста горой стоят за Россию».

О жизни в нынешней Молдове Евгения Ивановна знает не понаслышке. И может рассказать немало любопытного. Было интересно узнать от нее, что в Молдове до последнего времени была и своя Юлия Тимошенко. Так прозвали депутата молдавского парламента поэтессу Леониду Лари. Экзальтированная особа, «осознав» себя румынкой, развелась с русским мужем и принародно пошла под венец за другого. Ее избранником стал один из национальных героев Молдавии Штефан чел Маре, 47 лет правивший молдавским княжеством. Лари не смутило то, что молдавский господарь почил в бозе аж пятьсот лет назад. Для задуманного акта она выбрала памятник Штефану Великому в центре Кишинева. При огромном стечении народа депутатша в подвенечном платье в сопровождении попа пришла к памятнику, постучала по нему обручальным кольцом, что, по всей видимости, и означало бракосочетание. А затем на подъемном устройстве поднялась до княжеской головы, чтобы запечатлеть на ней поцелуй. «Ошабашили жизнь в Молдове, коли за памятник замуж выходят», – выносит вердикт политикам своей страны жительница Чима.

Ностальгия по родине

В Чиме после распада советской страны размеренная жизнь тоже было съехала с привычной колеи. Население уменьшилось наполовину. С этого же времени здесь по сию пору зияют пустыми глазницами покинутые и развороченные дома. После закрытия леспромхоза мужчины подались на вахты. А большинство женщин вмиг превратились в домохозяек. «Не было бы счастья, да несчастье помогло…»  – так говорят теперь жители поселка о переводе сюда из деревни Сельыб детского дома. Для его размещения именно в Чиме отыскалось комфортабельное здание бывшего детского сада. «Теперь наш детский дом стал «градообразующим предприятием», около полусотни человек он обеспечивает работой», – говорит заведующая детдомом Мария Георгиевна Спик.

Молдаване из Чима, похоже, удивляются самим себе. Когда жизнь в поселке бурлила, а счет соплеменников шел на сотни, ни о создании землячества, ни о пропаганде народных традиций никто не заикался. А потом, оставшись в меньшинстве, словно встрепенулись. Заговорили о том, как было бы хорошо собираться вместе, вспоминать обычаи, а может, если удастся, показывать их со сцены. «Ностальгия по родине», – в один голос подводят под общий знаменатель энтузиазм своих сородичей и земляков их старейшины Мария Георгиевна Спик и Евгения Ивановна Бекарук.

Начали с воссоздания молдавской свадьбы. Собираясь в свободное время в Доме культуры, вспоминали и репетировали народные напевы, сопровождавшие это действо. И одновременно рукодельничали – шили-вышивали национальные костюмы. В Молдавии что ни село, то со своей изюминкой в костюмах. И с неповторимой цветовой гаммой. Роднит же все это разнообразие богатая вышивка женских и мужских рубах. Кроме жениха с невестой главными людьми на свадьбе являются нанашки – крестные с обеих сторон. Их перевязывают роскошными расшитыми полотенцами с бахромой.

– Подготовка к импровизированной свадьбе особенно пришлась по душе нашей молодежи, – рассказывает Евгения Ивановна Бекарук. – Фантазия бьет ключом, все мечтают облачиться в новые наряды. При этом скидок себе не дают, хотят, чтобы костюм полностью соответствовал народному. А достичь этого не так просто. Взять ту же обувь. Молдаване раньше на ноги надевали окиньш, подобие лаптей, только из кожи. Так наши ребята и их смастерили, из дерматина, от настоящих не отличишь.

Отыскали-таки и огромный барабан – непременный атрибут любой молдавской свадьбы. Испекли и настоящий молдавский хлеб из мамалыги. Особенностью такого каравая является то, что пекут его в чугунке. Принявший форму чугунка хлеб разрезают на кусочки суровой ниткой. Приготовления завершились накануне традиционного на Удоре праздника коми книги. Туда чимские молдаване и снарядили свадебный поезд.

Хорошо сыграли!

Свадебный обряд молдаван зрители встретили на ура. Среди сидящих в зале был и тогдашний Глава республики Владимир Торлопов. После представления он подошел к Марии Георгиевне Спик: «Что же это никто не предупредил, что свадьбу на празднике играть будете? Ведь молодоженам подарок от меня полагается. А я, не знавши, с пустыми руками пришел». Мария Георгиевна с улыбкой рассказывает, что Владимир Александрович объяснения о том, что свадьба была ненастоящая, выслушал с недоверием: «Значит, хорошо сыграли». После этого чимские артисты поверили в свой успех.

А уже прошлым летом в Чиме молдаване сыграли настоящую национальную свадьбу. Площадкой для ее проведения стал весь поселок, зрителями – все его жители. Сакральные звуки свадебного барабана в этот день разбавила игра на чимпое и флуере, очень популярных в Молдавии музыкальных инструментах.

Для завершающего застолья перед Домом культуры построили специальный шатер, украсив его молдавскими коврами и вырезанными из бумаги и раскрашенными цветами подсолнуха. Этот антураж напоминал завалинку молдавского дома, куда часто и выплескивается широкая свадьба. А сколько блюд молдавской кухни за этот день смогли перепробовать гости!

Закуски под «стругураш»

В Коми, наверное, только в Чиме можно попробовать брынзу, которую делают в специальных бочонках. Этот деликатес – дело рук Аурики Васильевны Ожог, кстати, одной из двух чимских хозяек, которые держат на своем подворье коров. К столу подавались и другие изыски молдавской кухни. Например, плацинты, крохотные пирожки из слоеного теста, начиненные картошкой, капустой, творогом, а также вертуты – рулеты с брынзой и знаменитый молдавский мититей – колбаски из говядины.

– Все умеем, вот только молдавское вино на севере ни за что не получить. Ведь здесь нет ни виноградников, ни солнца вдоволь, – сетуют хлебосольные женщины. И тут же, смеясь, выдают секрет, как умудряются из Молдавии привозить к торжествам любимый «стругураш». Разольют вино в бутылки, поставят рядком в баул и наденут в дорогу черный платок. Увидит на границе молдавский пограничник запрещенный арсенал, а женщины тут же ему неопровержимый козырь выдвигают, мол, едем на поминки. Ну, это дело святое, без «стругураша» на таком мероприятии не обойтись. Закивает понимающе страж порядка да и пройдет мимо, «забыв» составить протокол и изъять из багажа «контрабанду».

О национальной молдавской кухне, разнообразной и очень вкусной, сейчас уже имеют представление многие удорчане. Ее популяризации помог и праздник урожая «Роада», традиционно устраиваемый в Чиме. Знают и любят в районе и самодеятельный коллектив «Поамэ», что с молдавского переводится как «виноград». Без искрометного «жока» с «юханьем» (с громкими гортанными звуками, которыми танцоры сопровождают свои действия на сцене) теперь не обходится ни один праздник. Кроме свадебного молдаване возродили, показали и другие обряды своего народа: крестины, встречу Рождества и весны... Молодежь, которой в молдавском землячестве большинство, сделала музыкальные аранжировки народных песен, некоторые из них звучат сейчас со сцены в популярном стиле рэп.

Уже несколько раз чимские молдаване представляли Удору и на фестивалях за пределами района. «Мы, конечно, болеем за свой коллектив, но никогда на первое место не претендуем, – рассуждает Евгения Ивановна Бекарук. – Считаем, что на подобных смотрах самодеятельных коллективов в Коми пальму первенства всегда должны отдавать представителям коренного народа. Это их земля, а значит, коми фольклор и традиции вне соревнований и баллов».

С Путиным без «э»

В том, что объявленный в 90-е годы «депрессивным» поселок не закрылся и не влачит жалкое существование, многие считают, заслуга энергичных молдаван, своими песнями и традициями помогающих его жителям приободриться, воспрянуть. Они же сами с таким первенством соглашаются неохотно, вспоминая и перечисляя других жителей поселка, вдохнувших в него новую жизнь.

Сейчас, как и прежде, Чим остается интернациональным поселком, здесь проживают русские, белорусы, узбеки, азербайджанцы, дагестанцы… В начале 2000-х, после переезда сюда из Дагестана семьи Исаевых, в Чиме оживилась и спортивная жизнь. Хаджар Исаев, увлеченный вольной и рукопашной борьбой, начал тренировать двух своих сыновей, других местных ребят. Уже вскоре чимский спортсмен-универсал Заур Исаев стал чемпионом мира по кикбоксингу, чуть позже завоевав первое место в российском чемпионате и по рукопашному бою. И хотя семья Исаевых сейчас уже не живет в Чиме, она все еще продолжает здесь оставаться на слуху.

Под конец встречи молдаване заинтриговали. «А вы знаете, что в Чиме Путин жил?» – задали каверзный вопрос. Однако долго ломать голову над ним дальней гостье не позволили. Оказалось, действительно, В.Путин достаточно долго проживал в этом удорском поселке. Правда, звали его Виктор. Путиным молдавский лесоруб стал в Чиме: здесь каким-то образом исчезла последняя буква «э» из его фамилии. Позже оплошность исправили, выдав документ, где он уже значился под настоящей фамилией «Путинэ». Вполне возможно, что эту метаморфозу с фамилией своего земляка, превратившего его на время в тезку Президента России, творческие молдаване в будущем обыграют и со сцены.

Анна СИВКОВА.

Фото предоставлено сотрудниками чимского Дома культуры С.Петровой и Т.Ануфриевой.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №54 (4931) - 29 марта 2013 года

Терра инкогнита / Экологи Коми просят Главу республики прояснить ситуацию с ботаническим садом КГПИ

В Воркуте тоже напишут тотальный диктант

Началась акция "Георгиевская ленточка"

В Сыктывкаре открыли "Звезду"

Местные авиалинии снова заработают

Скачки на льду Печоры

На лямпах и оленьих упряжках

Сыктывкару не место на голубой карте мира / Власти большинства российских регионов - за запрет гей-парадов

Готовы ли абитуриенты к труду и обороне?

Устанавливать счетчики никто не спешит

В опустевшем доме у Марины Асташиной осталась квартира, где жить нельзя

 №53 (4930) - 28 марта 2013 года

"Юрган" готов к перезагрузке / 1 апреля зрители увидят передачи телеканала в новых интерьерах

Новые - на линию, старые - в ремонт / В Сыктывкаре обновляют автобусный парк

"Краса Инты" прошла без купальников / На городском конкурсе красоты запретили "растлевающее" дефиле

Не пугайтесь сирены

 №52 (4929) - 27 марта 2013 года

Юристы, психологи и кукла Тильда участвуют в социальных экспедициях в сыктывкарские поселки

"Коми войтыр" ратует за установку памятника Питириму Сорокину к 125-летию со дня рождения выдающегося ученого

Двери не выдержали / Открытие "Макдоналдса" в Сыктывкаре вызвало ажиотаж

Ни курить, ни рекламировать / В Госсовете Коми поддержали ужесточение антитабачного законодательства

Валерию Торопову дали президентский грант

Пожарный из Усть-Цильмы спас четверых

Осужденные и волонтеры помогут детям

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 54 (4931)
29 марта 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»