Общество |
18 октября 2012 года |
Второй не значит вторичный/ Для преподавания коми языка не хватает кадров и методических пособий
В минувший понедельник в малом зале Госсовета РК прошло очередное заседание исполкома межрегионального общественного движения «Коми войтыр». Основной темой обсуждения для членов исполкома, съехавшихся из всех городов и районов, стали проблемы, связанные с преподаванием в общеобразовательных школах республики второго государственного языка. Об актуальности этого вопроса много говорилось на прошедшем в начале нынешнего года съезда коми народа, а он был включен и в резолюции этого форума. С нового учебного года коми наряду с русским стал преподаваться практически во всех школах республики. И сразу же в этом процессе обнаружилось немало проблем, о чем «Республика» подробно рассказывала 12 октября этого года. По мнению членов исполкома, опасения, что школьники, особенно русскоязычные, будут игнорировать уроки коми языка, не оправдались. Языковой нигилизм, как показало обсуждение, чаще всего проявляют родители коми детей, считая, что эти уроки – дополнительная и неоправданная нагрузка для их чад. Именно это привело к ситуации, когда после обязательного введения уроков коми языка в школах резко сократилось число детей, изучающих коми язык как родной. Напомним, что сейчас в школах республики осуществляется три варианта обучения коми языку. Самый облегченный – со второго класса, где упор делается лишь на ознакомление с языком. Не очень обременителен для постижения и второй вариант – коми язык как государственный, он предполагает обучение с первого класса. И лишь третий вариант – коми язык как родной – требует больших усилий и времени для его изучения. Понятно, что многие родители, даже в исконно коми селах, посчитали необязательным хорошее знание родного языка и определили своих детей в классы с первым и вторым – облегченными вариантами обучения. Но даже при этом остро встал вопрос с обеспечением учебниками по коми языку. Особенно – с методическим материалом. Как было отмечено на заседании, проволочки с доставкой учебников до мест допускают некоторые районные и городские управления образования. В то же время в республике сейчас не осталось и профессионального центра по созданию учебно-методического сопровождения уроков коми языка. Кабинет коми языка, десятки лет работавший в республиканском институте усовершенствования и переподготовки кадров (КРИРОиПК), был закрыт, специалисты, работающие в этом направлении, сейчас наперечет. На заседании исполкома принято решение обратиться в Министерство образования РК с просьбой о скорейшем открытии в стенах КРИРОиПК кафедры коми языка. Члены исполкома перед прошедшим заседанием провели анализ преподавания коми языка в школах нескольких городов и районов. Был отмечен положительный опыт школ Воркуты, Ухты, Сыктывдинского и Усть-Куломского районов. При кадровом голоде ознакомление школьников с языком коренного народа в северных городах взвалили на себя учителя-добровольцы, часто не лингвисты и не филологи. Чтобы поднять престиж учителей коми языка, решено в ближайшее время провести в Сыктывкаре съезд учителей коми языка. Члены исполкома МОД «Коми войтыр» обсудили и другие вопросы. В частности, проблемы деятельности дошкольных учреждений в селах республики. Из-за предписаний надзорных органов многие образовательные учреждения в глубинке закрываются, а их руководители вынуждены без конца платить штрафы и отстаивать свою позицию в судах. От этого страдают прежде всего дети. Подобная ситуация сложилась в Корткеросском и Удорском районах. Верхом абсурда члены исполкома посчитали подобные предписания надзорных органов в Ижемском районе, где даже в райцентре отсутствует система канализации. Можно предположить, что эти вопросы будут в центре внимания и делегатов ежегодных конференций коми народа, стартовавших в республике в октябре. Анна СИВКОВА. |