Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
21 сентября 2012 года

Рыба мрет, а ущерб меньше МРОТ?

/ Эксперты считают, что браконьеров наказывают слишком мягко


Так выглядит рыба, пораженная электротоком.

"Урожай" браконьеров.

Рыбачить с помощью электроудочки на территории Коми запрещено, как и по всей России. Нарушителей закона наказывают по статье 256 Уголовного кодекса РФ, но на деле мало кто из браконьеров несет уголовное наказание. И обусловлено это целым рядом причин.

Нарушитель платит и спит спокойно

Недавно по решению Сыктывдинского районного суда наказаны трое сыктывкарских браконьеров, которых инспекторы отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству задержали с поличным на Вычегде близ деревни Парчег. Нарушители должны будут выплатить в пользу государства... чуть больше шести с половиной тысяч рублей, несмотря на то, что орудовали электроудочками.

– Судебная практика по всей России в отношении рыбаков-браконьеров весьма незначительна. Не часто дела доходят до суда, а если и доходят, то обвинительные приговоры выносятся редко. Подсудимые осознают свой проступок, раскаиваются, добровольно возмещают ущерб, и суд рассматривает это как смягчающее вину обстоятельство. Так произошло и в этом случае, – говорит ведущий специалист-эксперт отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Николай Величко.

Между тем по закону для браконьеров, добывавших рыбу с применением электротока, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет. Могут наказать также исправительными работами на срок до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Но так сурово в республике пока никого не наказывали. В прошлом году к уголовной ответственности привлекли команду судна «Бурун». Буксир-толкач рыбинспекторы обнаружили на Вычегде возле одного из населенных пунктов Сыктывдинского района. Экипаж ловил рыбу запрещенными сетями. Двоих речников осудили на два года, правда, условно. Ущерб был оценен всего в две тысячи 288 рублей.

Штрафы надо повышать

В нынешнем году одним из самых громких стало дело, рассмотренное Усть-Вымским районным судом. Каждый из двух браконьеров, фигурировавших в деле, должен будет выплатить по 50 тысяч рублей штрафа. В большинстве же случаев нарушители отделываются административными штрафами. Все дело в том, что тарифы, по которым рассчитывается размер ущерба, не менялись уже несколько лет, и в конечном итоге сумма оказывается весьма незначительной.

– Многие стражи правопорядка сомневаются, а стоит ли возбуждать дело, если и так понятно, что сумма ущерба будет меньше МРОТ. Тем более что все заранее знают, как будут развиваться события. Нарушители легко расстаются с тремя тысячами рублей, а если дело доходит до суда, то тут же признают свою вину. Суд же, учитывая, что браконьер впервые привлекается к уголовной ответственности, прекращает дело, – в свою очередь сокрушается начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Леонид Носов.

Из 32 случаев, когда сотрудники отдела направляли материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, в 19 случаях отказали из-за того, что сумма ущерба была несущественной. В общей сложности за истекший с начала года период было возбуждено всего шесть уголовных дел, и только два из них затем направили в суды.

Мало кого пугают и штрафы. Физические лица за нарушение правил рыболовства платят от одной до двух тысяч рублей, предприниматели – от 10 до 15 тысяч рублей. Юридические лица, которые загрязняют, засоряют или вообще разрушают среду обитания рыбы, наказываются штрафом от 200 до 400 тысяч рублей. Этот вид штрафа был введен два года назад, размер же остальных не менялся с 2001 года. Именно тогда в Кодекс об административных правонарушениях в последний раз вносились изменения, касающиеся нарушения правил рыболовства.

– У нас в России самые либеральные правила рыболовства. На Кипре, например, я видел возле реки, в которой водится форель, плакаты на английском и греческом языках, из которых следовало, что вылов форели в этом месте считается незаконным. Нарушителям там грозит четыре месяца принудительных работ или штраф в 20 тысяч евро, – приводит пример для сравнения заведующий лабораторией ихтиологии и гидробиологии Института биологии КНЦ УрО РАН Александр Захаров.

Сокращенные штаты

В республике (с учетом малых рек) общая протяженность рек составляет 500 тысяч километров плюс 50 тысяч квадратных метров озер. При этом в штате отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству насчитывается всего 41 инспектор. (Кстати, еще до 2005 года рыбоохраной занималось ФГУ «Комирыбвод», тогда численность инспекторов составляла от 90 до 100 человек). Техника, которая находится в их распоряжении, не обновлялась уже лет десять. Но все надеются, что ситуация изменится к лучшему, поскольку каждая группа, выезжающая в рейд, теперь обеспечивается видеорегистратором. Приобретают также фотоаппараты и диктофоны. Отныне фиксировать нарушения инспекторам стало проще, а это значит, что и в суде им будет проще представить неопровержимые доказательства вины нарушителей закона.

Но дело не только в снижении численности рыбинспекторов. Раньше они контролировали лишь рыбаков-любителей, а сейчас появилось множество пользователей рыбопромысловых участков, которые отводят предпринимателям по конкурсу.

– Возле каждого из них инспектора ведь не поставишь, а потому очень сложно проследить, сколько рыбы предприниматель вылавливает по выделенной квоте. Люди хитрят, заносят в журналы данные, которые расходятся с действительностью. Но, конечно, наши инспекторы выявляют и такие нарушения. В этом году рассмотрели около 30 административных дел в отношении предпринимателей за нарушение правил пользования водными объектами, – рассказывает Леонид Носов.

На вылов сига, например, каждому пользователю рыбопромыслового участка выделяется квота в 50 килограммов. Но сколько кто вылавливает на самом деле, неизвестно. Ведь право ловли предпринимателю дается на весь сезон, а 50 килограммов сига можно выловить и за один день.

Губительный прогресс

За использование электроудочек рыбаки, пойманные с поличным близ Парчега, заплатят меньше семи тысяч рублей. Но соизмеримо ли это с реальным ущербом?

В руки браконьеру попадает весьма небольшой процент оглушенной током рыбы. Большая же часть, в основном молодь, погибает от переломов позвоночника и оседает на дно водоема. Попадая в электрическое поле определенной частоты, мышцы рыбы сокращаются до такой степени, что ломают ей позвоночник. Отдельные экземпляры выживают, но рыба, оправившаяся от электрошока, теряет свою репродуктивность. Иными словами, перестает нереститься. У самцов не образуются молоки, у самок не развивается икра. Но и это еще полбеды. Беда в том, что электрическим током, даже малой мощности, уничтожается в водоемах планктон – дафнии, вислоусые рачки, бокоплавы и прочие микроорганизмы, которыми питаются мальки и молодь рыб. Печальнее всего, что невозможно определить, сколько рыбы попадает в электрическое поле. Ущерб подсчитывают только по количеству тех особей, которые всплывают кверху брюхом, а значит, браконьеры не несут всей меры ответственности.

Первые электроудочки в России появились в семидесятые годы прошлого столетия. Экспериментальную партию разработали и изготовили в Краснодаре на заводе ЗИП. Сейчас в продаже самые различные модели электроудочек, как, впрочем, и 50 лет назад. Однако в те годы таким варварским способом рыбу добывали крайне редко. Как считает Леонид Носов, сейчас люди не стали более жестокими, просто технические средства оказываются более доступными. Для «оглушительной» рыбалки помимо электроудочки необходимо еще иметь какое-то зарядное устройство. В последнее время обзавестись портативной дизельной электростанцией, генераторной установкой может практически каждый рыбак. К тому же в их распоряжении – множество моторных лодок и прочих сплавсредств. К сожалению, по техническому оснащению рыбинспекторы, выходящие в рейды, пока уступают браконьерам.

Бери сколько хочешь?

Жители Ухты недавно были взбудоражены новостью о том, что один из местных рыбаков поймал семгу в реке Ухте. Местные газеты и информагентства наперебой обсуждали сей удивительный факт.

– Ничего необычного в этом нет, – пожимая плечами, говорит Александр Захаров. – Ухта всегда считалась семужье-нерестовой рекой, и семга там всегда нерестилась. Но в связи с интенсивным индустриальным развитием Ухтинско-Сосногорского промузла семга в реке Ухте сейчас нерестится нерегулярно. Численность ее резко упала по сравнению с теми данными, которые фиксировались 50 лет назад.

В те годы в кадастре семужье-нерестовых рек числилось 78 водотоков, сейчас осталась, по самым оптимистичным оценкам, половина из них. В основном семга заходит на нерест из Атлантического моря в уральские и тиманские притоки. Специалисты утверждают, что семга встречается даже в речке Сюзью Ижемского района. Лет 50 назад довольно внушительное по численности стадо водилось в реке Верхняя Лопъю Койгородского района. Единичные особи семги нередко вылавливают в этой южной части республики и по сей день.

Объясняется это тем, что у семги очень развит инстинкт «хоуминга» (возврата в родные реки). Чтобы отложить икру, они преодолевают тысячи километров по морю и рекам, сотни препятствий в виде плотин, порогов и браконьерских сетей. Но при этом в каждой популяции есть разведчики, которые постоянно ищут места для расширения ареала своего вида. Таких сталкеров вылавливали даже в водоемах за Уральским хребтом.

К сожалению, сейчас запасы семги из года в год только сокращаются, хотя еще в середине прошлого века в нашей республике только мезенской семги вылавливалось и поступало в промышленный оборот по шесть тысяч центнеров в год. Фатальными для атлантического лосося стали 90-е годы прошлого века, когда все руководствовались девизом: «Бери сколько можешь».

– Между тем это ведь стратегический ресурс нашей державы. Если и дальше так пойдет, то восстановить прежние ареалы обитания будет крайне сложно. Но страшно ведь не то, что семга исчезает как ресурс. Гораздо хуже, что нанесен мощнейший удар по естественной генетической структуре крупнейшего в мире стада. Некоторые локальные группировки просто потеряны для биологии как виды. К сожалению, государство уделяет очень мало внимания охране водных биоресурсов, – сокрушается Александр Захаров.

По его мнению, изменения в проект федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве», которые планируется внести до конца нынешнего года, только усугубят ситуацию. В свое время в пользование местным жителям в пределах двух километров от границ сельских населенных пунктов отводились участки, где каждый из них мог бесплатно заниматься рыболовством разрешенными орудиями лова. Намечается, что в новой редакции закона появится подобный пункт, наделяющий сельчан правом безвозмездного пользования водными биоресурсами.

– За древесину местные жители платят, за право поохотиться – тоже платят беспрекословно, а ловить рыбу хотят за «так». Если бы ее было столько, что ловить не переловить, никто бы и возражать не стал. Но в нынешних условиях необходимы жесткие ограничительные меры, – заключает ихтиолог.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №175 (4812) - 21 сентября 2012 года

Республика простилась с Николаем Юшкиным

В столице отремонтировали центральный бассейн

Для удобства пассажиров

Удорской глубинке требуются мини-пекарни

Семь плюс семь / Ежегодный конкурс чудес проводят в Ижемском районе

Право на особый статус / Элитным учебным заведениям не обойтись без преподавателей вузов

Пенсионерам НАО повысили прожиточный минимум

Тестировать ли на наркотики поголовно?

Почему ветеранам не достаются гранты? / На заседании оргкомитета "Победа" говорили о лекарствах, стоматологии и общественной деятельности

"Желанное" влечет романтиков со всей России / В вахтовом рабочем поселке открыли туристическую базу

 №173-174 (4810-4811) - 20 сентября 2012 года

Гранты за активность

С расчетом на собственные силы / Глава Коми оценил инициативность жителей Усть-Куломского района

С опорой на молодежь задуман в этом году в Сыктывкаре "Кросс нации"

Ушел из жизни Николай Юшкин

Стратегия в защиту детства

На ярмарке пройдет голосование / Покупатели выберут лучших из местных товаропроизводителей

Удорчане задолжали коммунальщикам

Движение большегрузов ограничат почти на месяц

Молодым помогли с жильем

В Еремеево отметили праздник охотника

Бетонные горы у дороги

 №172 (4809) - 18 сентября 2012 года

Площадка кадрового отбора / Так оценил Глава Коми республиканский молодежный форум "Инноватика: Крохаль-2012"

Всего три спички давалось участникам конкурса лесников, чтобы разжечь костер под дождем

Финансистов поблагодарили за эффективный труд

Без ограничений по возрасту

Власти Ухты торопят строителей

В Максаковке прошел день поселка

В память о первом депутате Госдумы

Сыктывкарская женская гимназия отметила юбилей

С участием анонимных алкоголиков / В Зеленце реализуется пилотный проект "Здоровая среда"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 175 (4812)
21 сентября 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»