Общество |
21 сентября 2012 года |
Право на особый статус/ Элитным учебным заведениям не обойтись без преподавателей вузов
Физико-математическая школа в новосибирском Академгородке по решению районного суда из уникального элитного учебного заведения чуть не превратилась в обычную среднюю школу. Как сообщило sib.fm со ссылкой на агентство ТАСС-Сибирь, районный суд Новосибирска вынес решение, фактически запрещающее профессорско-преподавательскому составу Новосибирского госуниверситета преподавать в собственной физико-математической школе, точнее – центре (СУНЦ НГУ). Физматшкола – структурное подразделение Новосибирского госуниверситета. Хотя образование в ней получают школьники 10-11 классов, учебно-научный центр относится к системе высшего образования. Обучение ведут преподаватели университета и ученые институтов Сибирского отделения РАН. Поводом для вынесения судебного решения стало обращение в суд родителей одного из учеников, которому грозило отчисление из-за плохой успеваемости. По итогам разбирательства суд счел необходимым пересмотреть организацию учебного процесса. «Согласно решению суда в школе должны преподавать исключительно «учителя», а не «преподаватели». Штатное расписание не должно отличаться от стандартного. Райсудом вынесено решение об административном правонарушении и назначен штраф в размере 100 тысяч рублей, – рассказал директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. – Результатом такого решения может стать потеря центром своей уникальности, перепрофилирование его в обычную среднюю школу». В Новосибирском областном суде элитному учебному заведению удалось отстоять свой особый статус – решение районного суда отменено. Между тем подобный прецедент может возникнуть в любом другом регионе, где есть физматшколы. Ведь привлечение преподавателей вузов является их спецификой. Например, в нашем прославленном Коми республиканском физико-математическом лицее-интернате (КРФМЛИ) наряду со школьными учителями тоже работают преподаватели вузов Сыктывкара. Как отмечается, это позитивно отражается на качестве знаний, на подготовке учащихся к поступлению в вузы и их участии в различных предметных конкурсах и олимпиадах. И все же насколько актуальной может оказаться такая проблема для нашей республики? Прокомментировать ситуацию мы попросили директора республиканского физматлицея Наталью Шутову и министра образования РК, в прошлом также руководившего физико-математическим лицеем, Владимира Шаркова. – В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования является создание системы поддержки талантливых детей. В частности, предлагается распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, – напомнила Наталья Шутова. – Поэтому педагогический коллектив лицея-интерната надеется на сохранение СУНЦ НГУ как одной из ведущих физико-математических школ России. Что касается возможности повторения новосибирского прецедента у нас, то, по мнению Натальи Шутовой, он вряд ли возможен. – Коми республиканский физико-математический лицей-интернат является государственным автономным образовательным учреждением. Имеет лицензию на ведение образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Согласно лицензии лицей-интернат обязан иметь определенный процент штатных сотрудников. Являясь автономным учреждением, лицей-интернат вправе заключать договоры с работниками других учреждений, в том числе с преподавателями вузов, – подчеркнула директор. – Претензий со стороны родителей не может быть еще и потому, что преподаватели высшей школы ведут в лицее-интернате занятия элективных курсов, которые являются занятиями по выбору и посещаются обучающимися по желанию. Важно также отметить, что преподаватели, как и штатные учителя лицея-интерната, проходят аттестацию. Министр образования РК Владимир Шарков абсолютно убежден, что такие учреждения, как физматшколы и лицеи, не могут обходиться без преподавателей высшей школы. – Они и создавались именно по инициативе самих преподавателей – чтобы целенаправленно готовить одаренных ребят к дальнейшей научной работе, – говорит министр. – Другой важнейший аргумент – в наших инновационных учреждениях собраны ребята, нацеленные на участие во всероссийских предметных олимпиадах, и к этому также могут достойно подготовить преподаватели вузов. Впрочем, Владимир Шарков признал, что подход вузовского преподавателя и школьного учителя к учащимся несколько отличается. Он так прокомментировал ситуацию: – Есть момент, который мы переламывали у преподавателей вузов: они относились к нашим учащимся как студентам, а студент, образно говоря, должен сразу «врубаться» в тему. Но лицеисты – еще дети, и мы пытались объяснить, что им нужно уделять гораздо больше внимания. Преподаватели вузов привыкли так: отчитали лекцию и ушли, не думая, поняли их студенты или нет. Школьный же учитель больше ориентирован на результат – все должны понять материал, получить определенные умения и навыки. Так что в этом плане были небольшие проблемы. Но хочу сказать, что преподаватели в нашем физико-математическом лицее работают очень давно. И назвать их чисто преподавателями вузов уже невозможно – это своего рода комбинированный преподаватель и учитель. Думаю, что опыт, который они получают в физматлицее, помогает им потом в вузах. Они по-другому относятся к студентам, стараются выяснить, как аудитория усваивает тот или иной материал. Такое взаимное сотрудничество полезно и для ребят, и для преподавателей вузов, и для учителей, которые в свою очередь могут поделиться опытом педагогической, психологической и организационной работы. Подготовила Галина БОБРАКОВА. |