Общество |
11 сентября 2012 года |
Любая помощь - через банк/ Поборы с родителей в школах не имеют законного основания
В числе вопросов, присланных гражданами республики на прямую линию с Главой РК Вячеславом Гайзером, немалую часть составляли просьбы родителей школьников разъяснить, на каком основании производятся сборы родительских средств на приобретение учебников и ремонт учебных классов. Судя по всему, практика эта повсеместна. Вот выдержки из обращений к Главе Коми на официальном портале. «Читала статью, где говорится о том, что родители не должны сдавать деньги в школы и сады на ремонт. Но как просили, так и просят сдавать деньги то на краску, то на другие нужды. Как с этим бороться?» – вопрошает Татьяна Тимошенко. «До каких пор мы должны сдавать деньги на учебники? – вторит ей Сергей Зубов из Сыктывкара. – Точно знаю, что такая ситуация почти во всех школах Сыктывкара. Недавно по федеральному каналу была передача, где ясно было сказано, что все учебники должны выдаваться бесплатно и в полном объеме. Когда кончится этот беспредел?» «Судя по задаваемым в этом разделе вопросам, проблема приобретения учебников характерна не только для нашей школы, – констатируют родители учащихся школы села Пажга Сыктывдинского района. – Но это, как оказалось, еще цветочки! В школьной библиотеке нашим детям не выдают учебники, если они не внесут 300 рублей для приобретения методической литературы учителям. Весной всем детям были отправлены записки о добровольной помощи, а как оказалось – добровольно-принудительной! Никаких квитанций за внесенные суммы родители не увидели. Куда же тогда пойдут эти деньги?» «На днях министр образования РФ по центральному телевидению заявил, что последние несколько лет из федерального бюджета в регионы выделяется достаточно средств на приобретение учебников, школьной мебели и ремонт школ. Но на протяжении шести лет, что мой ребенок учится в школе, родительский комитет ежегодно собирает с родителей деньги на приобретение учебников и косметический ремонт класса. Родителями была приобретена школьная доска. Теперь в конце прошлого года родительский комитет нам объявил, что детям в класс необходимо приобрести за счет родителей комплект оборудования, состоящий из монитора, процессора, клавиатуры, проектора и экрана. Прошу разъяснить, получает ли республика федеральные субвенции и кто определяет их размер?» – спрашивает Оксана Козлова. Во время прямой линии на телеканале «Юрган», отвечая на вопрос о поборах в школах, Вячеслав Гайзер заявил буквально следующее: «Сразу беру проблему на заметку, так как это ненормальная ситуация. Обязательно разберусь с Министерством образования, с районными властями на предмет, что происходит с обеспечением школ учебниками. Разобравшись, поправим ситуацию и доведем информацию до жителей республики». Министр образования республики Владимир Шарков дал комментарий нашей газете по поводу ситуации, обозначенной в письмах. – Безусловно, Министерство образования РФ выделяет субвенции субъектам на реализацию образовательных программ в части расходов на зарплату сотрудников, на учебники и наглядные пособия, – рассказал Владимир Шарков. – Закон об образовании жестко не регламентирует вопросы приобретения учебников, это решается на местах исходя из объема выделенных средств. Но практика такова, что основная часть выделяемых школам средств уходит на заработную плату учителей. Следующей приоритетной статьей расходов для муниципальных властей является ликвидация ветхих школ и капитальный ремонт школьных зданий. Далее в числе первоочередных задач, требующих материальных затрат, – устранение предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора, без чего школа не может начать учебный год. Тут стоит отметить, что нередко эти предписания почти невыполнимы, поскольку их исполнение требует полной реконструкции здания, в которое уже нет смысла вкладывать большие средства. Поэтому бывает и так, что школам приходится оспаривать эти предписания в суде. Следующим приоритетом школ сегодня является компьютерное обеспечение. Получается, что на приобретение учебников и косметические ремонты оставшихся средств не хватает, и школам приходится изыскивать внебюджетные источники. Если школа зарабатывает на оказании дополнительных услуг или имеет богатых спонсоров, то, как правило, эта проблема легко решаема. Если этого нет, то единственным внебюджетным источником для нее остаются добровольные родительские пожертвования. В северных городах, где школы имеют хороших социальных партнеров в лице богатых предприятий, проблема обеспечения учебниками остро не стоит. Школ, которые научились самостоятельно зарабатывать, в республике пока не так много. Поэтому большинству школ приходится прибегать к помощи родителей. В 2011 и 2012 годах в первоочередном порядке мы закупили учебники для первоклассников, второклассников и третьеклассников, которые, как известно, уже второй год занимаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам, и не приобрести для них учебники было невозможно. На приобретение учебников было выделено более 78 000 рублей. Всех их мы обеспечили стопроцентно. Хотя, как мне известно, и в начальных классах иногда возникают проблемы с родительскими поборами, когда учителя собирают деньги с родителей на прописи. Надеюсь, что в следующем году мы полностью закроем потребность в учебниках по начальной школе и начнем закупать новые учебники для среднего звена. В школьных библиотеках, конечно, есть обменный фонд, но по требованию Роспотребнадзора срок жизни учебника ограничивается пятью годами. Дальше его использовать нельзя по гигиеническим соображениям. А полностью удовлетворить потребность в учебниках не хватает средств: помимо учебников, необходимо ведь еще и пополнять книжный фонд школьных библиотек. Бывает, что инициаторами родительских поборов становятся учителя, ищущие новые методы и формы преподавания. Сегодня ведь появилось много новых авторов учебников, предлагающих прогрессивные технологии, и учителя имеют право выбирать, по какому учебнику они будут работать. Иногда, поработав немного по методике какого-нибудь автора, учитель делает вывод, что это не самый удачный вариант, и принимает решение поменять учебник. Хотя это неправильно: выбрав учебник определенного автора, учитель должен пройти весь курс обучения именно по нему. Ситуация действительно сложная, во всех моих поездках по районам мне говорят об этой проблеме. Мы думаем, как ее решить. Конечно, государство должно в достаточном количестве выделять деньги на учебники, но денег всегда не хватает. Учебники сегодня недешевы – от 100 рублей и выше. Что касается косметических ремонтов, тут ситуация та же, что и с учебниками. Как я уже сказал, в первую очередь руководство школ старается «залатать большие дыры». Это замена окон, дверей, полов, коммуникаций. На косметический ремонт средств не хватает, и приходится обращаться к родителям за помощью. Но при этом почему-то многие директора и учителя забывают, что любые родительские взносы должны быть добровольными. В противном случае это будет нарушением закона и может вызвать оправданный интерес со стороны прокуратуры. Я подчеркиваю: материальная помощь от родителей может быть только в виде добровольных пожертвований. Собирать наличные деньги, при этом еще и требуя конкретную сумму, ни учителя, ни члены родительского комитета не имеют права. И уж тем более совершенно недопустимо оказывать моральное давление на тех, кто эти деньги сдать не может. К тому же родительская помощь не обязательно должна выражаться в денежных взносах. Можно просто помочь в выполнении ремонтных работ в классе. Учитель или члены родительского комитета могут только обратиться с просьбой о помощи и предоставить расчетный счет образовательного учреждения. Вся финансовая помощь должна осуществляться только через банк. Те родители, которые добровольно готовы внести какую-то сумму в помощь школе, могут перечислить деньги на расчетный счет с указанием цели, на которую направлены средства. Например, на ремонт какого-то конкретного кабинета. При этом ни классный руководитель, ни представители родительского комитета не имеют права допытываться, а сдал ли человек деньги. Галина ГАЕВА. |