Общество |
8 июня 2012 года |
27 "лошадок" в небе/ Следить за лесными пожарами в Коми будут с параплана
Начиная со следующей недели лесные пожары в окрестностях Сыктывкара будут отслеживать с параплана. Такой летательный аппарат оказался в распоряжении Коми регионального лесопожарного центра впервые. НОВИНКА стоит около 300 тысяч рублей, снабжена мотором от итальянской фирмы Ciscomotors в 27 лошадиных сил, рассчитана на одного человека, может поднять вес до 160 килограммов. Параплан – устройство очень экономичное с точки зрения расхода горючего. В основном оно нужно только для взлета и маневрирования, когда необходимо быстро поменять направление полета, высоту. А так, взлетев в небо, аппарат ловит своим тканевым крылом-«парашютом» восходящие потоки и может скользить по ним от рассвета до заката с заглушенным мотором. Теоретически параплан может набирать высоту до шести с половиной километров. В реальности же достаточно пройти над тайгой на высоте трехсот метров, чтобы увидеть начинающийся пожар. Но в первую очередь в центре рассчитывают, что параплан поможет следить за развитием действующих пожаров. Не зная, в какую сторону идет пламя, уменьшается или увеличивается площадь горения, очень трудно эффективно бороться с огнем. А значит, необходимо наблюдение с воздуха. Обычно для таких целей используется авиация, но это очень дорогое удовольствие, один полетный час вертолета, к примеру, стоит 85 тысяч рублей – почти треть стоимости параплана. В течение десяти дней пилот-инструктор из Москвы Артур Феничев обучал двух сотрудников лесопожарного центра управлять парапланом. – Самое сложное в этом деле – взлет и посадка, – рассказывает пилот. – Большая часть времени ушла именно на это. В воздухе ваши ребята провели всего часов по пять, но они быстро наберут необходимый опыт. После 100-150 полетных часов люди уже акробатические номера в воздухе выделывают и в оставленные на земле тапочки приземляются. На самом деле управлять парапланом довольно легко. Тем, кто приходит на обучение, даже никакого предварительного опыта не требуется. Ни в управлении самолетом, ни автомобилем. И возрастных ограничений практически нет. Я обучал и пятнадцатилетнюю девочку, и мужчину шестидесяти двух лет. К тому же параплан, наверное, самый безопасный из летательных аппаратов, на нем почти невозможно разбиться. Заглох мотор или вообще отвалился? Просто спокойно спускаешься на землю, как на парашюте. МИНУСАМИ параплана считаются его маленькая скорость (до 70 километров в час) и низкие летные характеристики: на параплане нельзя летать ночью и при сильном ветре – максимум до 5-8 метров в секунду. Впрочем, по словам Артура Феничева, опытный пилот не погибнет, даже попав в смерч. Есть специальный метод приземления в таких случаях, схожий с затяжным прыжком с парашютом: крыло складывается, а открывается перед самой землей, в результате аппарат камнем идет вниз, минуя опасную зону, потом снова планирует. Сыктывкарец инструктор авиа-лесопожарной службы Александр Чемодуров совершил более 500 прыжков с парашютом, теперь осваивает параплан. – Слово «парашют» означает «против падения», а параплан все-таки для полета предназначен, – рассказывает он. – Но схожесть в управлении ими в воздухе есть. Только у параплана горизонтальная скорость выше, чем у парашюта, а вертикальная, наоборот, меньше. В воздухе Александр Чемодуров управляет парапланом уже очень уверенно, как и приземляется. А вот при взлете иногда возникают трудности, что и понятно: человек так много летал сверху вниз, а тут приходится снизу вверх. Кстати, как рассказал Артур Феничев, рекорд дальности полета на параплане – 1400 километров – поставлен россиянами. В Коми парапланеристов так далеко гонять не собираются. Рация, при помощи которой они докладывают о своем местонахождении и обстановке, «ловит» максимум за 70 километров. Но, как сообщили в лесопожарном центре, при необходимости пилоты будут выезжать с аппаратом в другие муниципалитеты республики. Кстати, весит параплан вместе с крылом чуть более тридцати килограммов и места в разобранном виде мало занимает. – Следующую неделю наши сотрудники будут набираться летного опыта, заодно наблюдать за ближайшими окрестностями, – говорит руководитель центра Владимир Дробахин. – Пожарная обстановка пока спокойная, погода благоприятствует. Так что время хорошо освоить параплан есть. Если опыт окажется удачным, закупим еще такие же аппараты. Кстати, на Камчатке с помощью парапланов уже десять лет отслеживают лесные пожары. Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |