Общество |
7 июня 2012 года |
Сельские перевозчики не выдерживают конкуренции/ Койгородское АТП оказалось на грани закрытия
Жители Койгородского района не на шутку обеспокоены тем, что ООО «Койгородское АТП» оказалось на грани банкротства. Это единственное на весь район предприятие, имеющее государственную регистрацию и лицензию на массовую (более 8 человек) перевозку пассажиров, выданную Минтрансом РФ. О намерении закрыть предприятие с 1 июня директор АТП Юрий Трофимов известил администрацию муниципалитета еще 29 марта. Руководство района пытается помочь транспортникам, обсуждая ситуацию на различных совещаниях, вынося проблему на рассмотрение депутатов райсовета, однако окончательно вопрос о том, быть или не быть предприятию, до сих пор не решен. На самом краю предприятие оказалось по целому ряду причин. Во-первых, в автопарке практически только два ходовых автобуса. В прошлом году один ПАЗ приобрело АТП в лизинг, второй – выкупила администрация района и передала автопредприятию в аренду. Еще одно транспортное средство предприятие арендует у ООО «Койгородская ПМК». Остальные же машины пора сдавать на металлолом. К примеру, автобус, на котором перевозят пассажиров от Койгородка до Нючпаса, эксплуатируется уже 16 лет. «Боюсь, что предстоящий в сентябре техосмотр пройдут только два новых автобуса», – вздыхая, констатирует Юрий Трофимов. Положение усугубляется еще и тем, что «Койгородская ПМК» намерена прервать договор аренды на имевшееся в распоряжении АТП транспортное средство. А предприятие едва-едва собирает средства на приобретение топлива и запчастей, поскольку не выдерживает конкуренции с нелегальными таксистами. Частники перехватывают пассажиров прямо перед носом у водителей общественного транспорта, и автобусы курсируют полупустые. За исключением разве что тех, которые следуют по маршруту Койгородок – Сыктывкар. Из-за недозагрузки рейсов водители за месяц в среднем получают по 7 тысяч 200 рублей, молодых людей на такую мизерную зарплату просто не удержать, поэтому практически весь водительский состав – это люди пенсионного возраста. Решат, что смогут прожить на пенсию, и заменить их будет некем. Как рассказывает Юрий Трофимов, сейчас он собирается, вооружившись списком безработных, предоставленным Центром занятости Койгородского района, поездить по поселкам, чтобы уговорить хоть кого-то из молодых людей из числа ищущих работу и имеющих права категории «Д» повозить пассажиров. В качестве «калача» администрация района предлагает увеличение зарплаты на 20 процентов. Жители Койгородского района не на шутку обеспокоены тем, что ООО «Койгородское АТП» оказалось на грани банкротства. Это единственное на весь район предприятие, имеющее государственную регистрацию и лицензию на массовую (более 8 человек) перевозку пассажиров, выданную Минтрансом РФ. О намерении закрыть предприятие с 1 июня директор АТП Юрий Трофимов известил администрацию муниципалитета еще 29 марта. Руководство района пытается помочь транспортникам, обсуждая ситуацию на различных совещаниях, вынося проблему на рассмотрение депутатов райсовета, однако окончательно вопрос о том, быть или не быть предприятию, до сих пор не решен. На самом краю предприятие оказалось по целому ряду причин. Во-первых, в автопарке практически только два ходовых автобуса. В прошлом году один ПАЗ приобрело АТП в лизинг, второй – выкупила администрация района и передала автопредприятию в аренду. Еще одно транспортное средство предприятие арендует у ООО «Койгородский ПМК». Остальные же машины пора сдавать на металлолом. К примеру, автобус, на котором перевозят пассажиров от Койгородка до Нючпаса, эксплуатируется уже 16 лет. «Боюсь, что предстоящий в сентябре техосмотр пройдут только два новых автобуса», – вздыхая, констатирует Юрий Трофимов. Положение усугубляется еще и тем, что «Койгородский ПМК» намерен прервать договор аренды на имевшееся в распоряжении АТП транспортное средство. А предприятие едва-едва собирает средства на приобретение топлива и запчастей, поскольку не выдерживает конкуренции с нелегальными таксистами. Частники перехватывают пассажиров прямо перед носом у водителей общественного транспорта, и автобусы курсируют полупустые. За исключением разве что тех, которые следуют по маршруту Койгородок-Сыктывкар. Из-за недозагрузки рейсов водители за месяц в среднем получают по 7 тысяч 200 рублей, молодых людей на такую мизерную зарплату просто не удержать, поэтому практически весь водительский состав – это люди пенсионного возраста. Решат, что смогут прожить на пенсию, заменить их будет некем. Как рассказывает Юрий Трофимов, сейчас он собирается, вооружившись списком безработных, предоставленным Центром занятости Койгородского района, поездить по поселкам, чтобы уговорить хоть кого-то из молодых людей из числа ищущих работу и имеющих права категории «Д», повозить пассажиров. В качестве «калача» администрация района предлагает увеличение зарплаты на 20 процентов. На днях руководитель Койгородского АТП получил письмо от руководителя ООО «Альфа-Транс», требующего выплатить образовавшийся долг в 300 тысяч рублей за аренду маршрутов. В противном случае партнеры намерены обратиться в Арбитражный суд РК, а это может обернуться закрытием расчетных счетов и, значит, полным параличом для предприятия. На счетах транспортников уже сейчас только те средства, которые поступают в качестве дотации из бюджета района. В прошлом году АТП получило из муниципальной казны 800 тысяч рублей, в бюджет нынешнего года заложили на эти цели 500 тысяч. – Не от хорошей жизни закрываемся. И обидим-то мы тем самым только пожилых людей, пользующихся льготным проездом. До июля мы как-нибудь еще дотянем, ни один маршрут пока не сокращаем, а как быть дальше – я не знаю, – без всякой надежды заявляет Юрий Трофимов. Самое обидное заключается в том, что в Койгородском районе не воспользовались федеральной программой, действовавшей в 2009 году, когда можно было приобрести автобусы по льготным ценам. Тогда два автобуса обошлись бы району всего в 620 тысяч рублей. (Для сравнения, в прошлом году муниципалитет купил один автобус уже за 1 миллион 400 тысяч рублей.) Благодаря федеральной программе Прилузский район, например, обзавелся десятью новыми автобусами, Сысольский – четырьмя. Койгородский же упустил свой шанс, поскольку, с точки зрения экс-главы администрации Михаила Тебенькова, в то время важнее было решить проблемы предприятий жилкомхоза. Ныне действующий глава администрации района Юрий Перепаденко предложил закупить автобусы на средства, которые муниципалитет получил по соглашению о социальном партнерстве с ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Район получил от «гиганта на Вычегде» более 5 миллионов рублей, и, по расчетам специалистов администрации, часть этих денег можно было бы потратить на приобретение трех автобусов. Однако, как утверждает председатель совета депутатов района Вадим Мечетин, выделять помощь частному предприятию напрямую муниципалитет не имеет законного права. И все же во время последней деловой встречи глава администрации Юрий Перепаденко обещал Юрию Трофимову, что муниципалитет до конца этого месяца предоставит АТП два новых автобуса. На всякий случай администрация уже объявила новый конкурс на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на внутрирайонных и междугородных маршрутах. Только вот желающих заниматься пассажирскими перевозками в сельской глубинке на убыточных рейсах до сих пор не нашлось. Ольга САЖИНА. |