Общество |
18 октября 2011 года |
Материальные проблемы решаются, педагогические остаются/ Участники Католиковских чтений обсудили актуальные вопросы воспитания детей-сирот
Как мы уже сообщали, в минувший четверг в Сыктывкаре прошли VIII Католиковские чтения, в которых приняли участие министр образования РК Владимир Шарков, руководитель Агентства РК по социальному развитию Илья Семяшкин, первый заместитель Председателя Госсовета РК Валерий Марков, уполномоченный по правам ребенка в РК Нелли Струтинская и педагоги интернатных учреждений. В ХОДЕ пленарного заседания министр образования республики Владимир Шарков напомнил о том, что с 1 сентября вступил в силу президентский проект модернизации общего образования. В связи с этим он обнадежил педагогов, что в ближайшие два-три года за счет запланированных на эти цели федеральных и региональных бюджетных средств материально-техническая база не только школ, но и интернатных учреждений существенно обновится. Как рассказал министр, в результате оптимизации за четыре года было ликвидировано восемь детских домов, один детский дом-школа, одна специализированная коррекционная общеобразовательная школа-интернат, реорганизована одна школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В государственную собственность региона переданы одна школа-интернат и шесть специальных коррекционных общеобразовательных школ. Несколько учреждений были переименованы. Кроме того, в республике активно развиваются семейные формы устройства детей. В итоге с 2007 по 2011 год число воспитанников интернатных учреждений уменьшилось в четыре раза. Сегодня в 32 учреждениях интернатного типа воспитывается порядка 2300 человек, из которых 1123 – дети, оставшиеся без попечения родителей. На базе детских домов и интернатов организована работа 362 детских объединений, в которых занимается почти 2,5 тысячи ребят. Это 83% от общего числа воспитанников. В ЧИСЛЕ требующих особого внимания проблем министр назвал низкий образовательный уровень воспитанников интернатных учреждений, трудноустранимую педагогическую запущенность детей, в старшем возрасте переданных из семей в детские дома, преступность и правонарушения. Об этом же говорили в беседах с нашим корреспондентом и сами педагоги интернатных учреждений. По их мнению, в большинстве случаев эти проблемы можно было бы предотвратить, если бы ребенка забирали из социально неблагополучной семьи не в подростковом возрасте, когда последствия негативного влияния среды, в которой воспитывался ребенок, уже трудно исправить, а в дошкольном. – Иногда семья по пять-шесть лет стоит на учете как неблагополучная, и органы опеки все ждут, что родители образумятся, а потом ребенка забирают – в возрасте, когда из него уже почти невозможно что-то сделать. Нужно в ноги поклониться воспитателям, которым приходится с такими детьми работать, – считает директор ухтинской школы-интерната № 2 Анатолий Тончинский. С коллегами, приехавшими на форум, Анатолий Тончинский поделился опытом работы своего коллектива. Большое внимание в школе-интернате № 2 уделяется поиску и развитию детских талантов. Обнаружить в ребенке талант и помочь его реализовать – одно из наиболее мощных средств воспитания «трудных» детей, считает А.Тончинский. Все воспитанники детского дома обязательно посещают кружки и секции по интересам. Это помогает не только развить творческие способности ребенка, но и определиться в выборе будущей профессии. За три года из стен детского дома вышел 31 выпускник, девять из них поступили в учебные заведения по тому профилю, которым занимались на внеурочных занятиях. СВОЕОБРАЗНЫЙ подход к решению проблемы социализации детей нашли в усинском детском доме №4. Несколько лет назад, возглавив детский дом, директор Светлана Лунгу решила, что детям необходимо найти взрослых друзей, «которые бы могли приходить не только с финансовыми вложениями, но и принимать участие в детдомовских праздниках, приглашать ребят на свои мероприятия». «Детям в детском доме одиноко, – рассказала она. – Их ежедневный маршрут и круг знакомств – однообразны. Им просто необходимо общение с людьми из того мира, который находится за стенами детского дома». В детском доме решили наладить социальное партнерство как можно с большим количеством предприятий. Братья и сестры в детском доме живут обязательно вместе, старшие ухаживают за младшими. У каждой «семьи» теперь есть взрослые друзья из компаний, с которыми заключены социальные договоры. Сегодня в числе социальных партнеров детского дома – компании «Северная нефть», «Печоранефть», «ЛУКОЙЛ-Коми», строительные организации, УГТУ, администрация города и представители общественности. Помимо встреч в детском доме ребята посещают предприятия своих социальных партнеров, где им рассказывают, какие профессии есть на предприятии, участвуют в спортивных мероприятиях. Многие после учебы приходят на предприятия своих бывших социальных партнеров. ВСЯКИЙ раз, собираясь на такой форум, педагоги вспоминают Александра Александровича Католикова – человека, внесшего неоценимый вклад в дело воспитания сирот, Учителя с большой буквы. Его жизнь оборвалась ровно 15 лет назад, в этом году Александру Александровичу исполнилось бы 70 лет. В связи с этой датой в фойе гимназии искусств, где проходили чтения, был оформлен стенд, рассказывающий о разных периодах его жизни. В этот день возле памятника А.Католикову состоялся памятный митинг, затем педагоги побывали на могиле учителя в селе Шошка Сыктывдинского района, где возложили венки. В ходе пленарного заседания участники чтений смогли также увидеть кадры кинохроники с Александром Католиковым из архивов школы-интерната, названной его именем. Воспоминаниями об Александре Католикове – Учителе и большом человеке – поделились его жена и соратница Лия Плаксина и лично знавшая его Нелли Струтинская. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |