Общество |
14 октября 2011 года |
После реставрации в Национальной галерее РК выставили портреты царских особ
Сохранение богатейшего наследия – коллекции произведений русских, западноевропейских, современных российских и коми художников в немалой степени зависит от организации реставрационных работ в музее. Далеко не каждый российский музей может похвастаться наличием своего реставратора. Республике в этом смысле повезло. В 1973 году в штатном расписании галереи, которая в то время еще была Коми республиканским художественным музеем, появилась должность художника-реставратора. И неизменно с того времени реставратором трудится Ираида Огнева, которой и восстановлена большая часть экспонатов, представленных в постоянной экспозиции. В редких случаях, когда полотна требуют дополнительного технического обследования и экспертизы, они реставрируются специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. К сожалению, сама Ираида Леонидовна не смогла присутствовать на открытии экспозиции портретов русских монархов. О ее работе и о том, какие испытания выпали на долю отдельных экспонатов, рассказала бессменный куратор реставрационных работ Вера Соколова. Всего в галерее – 14 портретов русских монархов. Их ряд позволяет визуально реконструировать историю Дома Романовых с конца ХVII века (портрет царя Алексея Михайловича Романова) до середины XIX века (портрет императора Николая I). Портреты государей российских, как правило, создавались лучшими художниками своего времени. Важнейшим моментом в развитии портретного искусства в России XVIII века явилось творчество иностранных мастеров, так называемой «россики», служившей эталонной живописью для многих русских художников. Почти все царские портреты из собрания галереи – копийные, что ничуть не умаляет их достоинства. Нынешний этап в реставрации царских портретов проходил в рамках акции «Спаси свою культуру». В акции были задействованы практически все СМИ республики, в Сыктывкаре, Ухте, Усинске активно использовалась наружная реклама. Организаторы акции преследовали цель побудить бизнес-элиту на спонсорскую поддержку реставрационных проектов галереи. В 2007 году галерея получила средства от группы компаний «Ренова». В реставрационный центр им. И.Э.Грабаря было направлено три портрета: императриц Екатерины I и Елизаветы Петровны, императора Павла Первого. Как мы уже сообщали, отреставрированный портрет Елизаветы Петровны задержался в Москве по причине пожара в реставрационном центре им.Грабаря. Пожар уничтожил немалое количество бесценных картин и икон. Портрет Елизаветы Петровны не пострадал от огня, но излишняя влага при тушении пожара сделала свое дело. Так или иначе, в галерею портрет вернулся только в апреле нынешнего года. В самом тяжелом положении находится портрет императрицы Анны Иоанновны. Полотно претерпело несколько грубых, некорректных попыток реставрации, которые тяжелым бременем легли на плечи Ираиды Огневой. Сегодня ей приходится счищать чужую краску, под которой обнажается уже утраченное фрагментами изображение, некогда нанесенное неизвестным художником. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |