Общество |
14 октября 2011 года |
Как воспитать трудягу без труда?/ В сторожевской средней школе не оставляют надежды создать свое учебное хозяйство
Когда профильное обучение в школах только-только начинало внедряться, интернет-обсуждения были полны высказываниями о том, что профильное обучение «похоронило» школьные уроки труда: в 9-11 классах их не стало вообще, а восьмиклассникам отводится на приобретение трудовых навыков всего один час в неделю. Но, как обычно водится в таких случаях, поволновались, поспорили и смирились. Правда, не все… Директор средней школы села Сторожевск Корткеросского района, народный учитель РФ Ангелина Захаренко уверена, что без приучения детей к физическому труду воспитать полноценную личность невозможно. И именно поэтому уже не первый год пытается «пробить» идею создания учебного хозяйства при своей школе. Казалось бы, все не так страшно: недостающие уроки труда мальчишки могут «наверстать» и в кружках технического творчества, а девчонки могут освоить азы рукоделия в кружках кройки и шитья. Но, во-первых, где они сейчас – кружки технического творчества? А во-вторых, кружки – дело добровольное, и не факт, что ребенок предпочтет мастерить что-то своими руками, когда это время можно употребить на более интересные занятия. Кроме того, задача школы – подготовить человека к жизни, а не к обязательному поступлению в вуз. И самая высокая образованность не поможет в случаях, где требуется владение элементарными трудовыми навыками. – Детям необходимо прививать вкус к созидательному физическому труду, если мы не хотим вырастить тунеядцев и никчемных людей, – уверена Ангелина Михайловна. – Сегодня на всех уровнях говорят о дефиците рабочих кадров, так ведь будущих рабочих надо начинать воспитывать с младых ногтей. Помните, во времена нашего детства с самого первого класса была школьная практика. Без нее никто не мог уйти на каникулы. Дети выполняли посильные работы на пришкольном участке либо в своем классе. А сейчас практика приравнивается чуть ли не к эксплуатации детского труда. За тем, чтобы до 14 лет никто не заставлял ребенка работать, следит прокуратура. Но в 14 лет учить ребенка труду уже поздно. В Сторожевской школе советские традиции трудового воспитания продолжают чтить: трудовая практика здесь есть с первого класса. Дети учатся работать на пришкольном участке, работают в круглогодичном школьном лесничестве, на благоустройстве села, выполняют посильные для их возраста работы. До нынешнего года благодаря тому, что в старших классах было предусмотрено четыре часа технологии в неделю, старшеклассники имели возможность на базе созданного 10 лет назад при школе филиала Сыктывкарского автомеханического техникума осваивать профессии водителя и механизатора. Школа имеет лицензию на подготовку этих специальностей. Ребята учились на коммерческой основе, но за чисто символическую плату. Но с этого года в старших классах оставили только один час технологии – для тех, кто в качестве будущей специальности выбирает рабочие профессии. Но чему можно научить за один час? А в то же время установка сверху такая: пусть осваивают рабочие профессии во внеурочное время. С этим в принципе еще можно смириться и найти выход, считает Ангелина Михайловна. К тому же Сторожевской школе в этом смысле повезло больше, чем другим. «Мы у себя в школе уже давно почувствовали, что все идет к тому, что скоро детский труд вообще упразднят, – поясняет директор. – Именно поэтому десять лет назад уцепились за возможность создать на базе школы филиал ПУ №20 (сейчас Сыктывкарский автодорожный техникум). Нынче у нас на него вся надежда». Желающие из числа старшеклассников будут посещать курсы по выходным дням. Ведь для того, чтобы село не умирало, чтобы молодежь хотела в нем оставаться, мало обучить профессии, нужно, чтобы ребята были востребованы. – Сейчас везде для принятия на работу требуется стаж не менее трех лет, – рассуждает Ангелина Михайловна. – А если бы у нас было учебное хозяйство со своей фермой, где ребята уже с 14 лет могли бы работать, стаж пошел бы уже по окончании автомеханического техникума, и их уже охотнее брали бы на работу. Кроме того, такое учебное хозяйство стало бы большим подспорьем для СПК «Сторожевский», а значит, укрепило бы экономическое положение села. В сущности, для создания такого хозяйства какая-никакая база уже есть: у школы есть 2,5 гектара земли да 30 гектаров закреплено за филиалом Сыктывкарского автомеханического техникума. Есть и свой гараж с сельхозтехникой и автомашинами. Правда, техника старая, а это непривлекательно для молодежи. Вот если бы разрешили создать учебное хозяйство да помогли обновить автопарк… С идеей учебного хозяйства Ангелина Захаренко выступала на совещаниях самого разного уровня, но до недавнего времени поддержки не находила. В минобразе ей объясняли, что статус учебного хозяйства ни в рамках техникума, ни в рамках школы законом не предусмотрен. К тому же сельское хозяйство – это зона риска, где все зависит от капризов погоды, и государственных субсидий многим сельхозпредприятиям не хватает даже на выживание. В качестве примера приводились учебные хозяйства агрошколы им. Александра Католикова, Сыктывкарского агропромышленного техникума, которые сегодня находятся на грани выживания. «Но ведь в других регионах есть успешные учебные хозяйства», – возражала она. В качестве альтернативы в минобразе предлагали возродить советский опыт и создать УПК (учебно-производственный комбинат) с обучением трактористов, водителей и т.д. Однако Ангелина Михайловна считает, что УПК – это пройденный этап и не имеет перспектив развития. «Сегодня у меня в классе 20 детей, – настаивает она на своем. – Если открыть УПК, значит, придется подвозить сюда ребят из близлежащих сел. Бензин на подвоз нам не выдают. Технику новую нам тоже не дадут, значит, придется обучать их на старой технике». В августе этого года во время визита Главы РК Вячеслава Гайзера в Сторожевск Ангелина Захаренко обратилась лично к нему с вопросом о возможности создания учебного хозяйства. В ходе разговора с руководителем региона удалось найти компромиссный вариант – сделать СПК «Сторожевский» базовым предприятием для школы. По поручению В.Гайзера в Сторожевск была направлена группа специалистов Министерства сельского хозяйства РК, чтобы посмотреть, как можно реконструировать ферму и центральные ремонтные мастерские. По мнению специалистов, это, конечно, будет немалая сумма, но все же это проще, чем создать новое учебное хозяйство. В минсельхозе выразили готовность поддержать идею Ангелины Захаренко. «Пусть СПК занимается животноводством, а вы бы стали заниматься выращиванием капусты и картофеля, – сказал заместитель министра Алексей Буткин. – Тем более 32 гектара земли у вас есть». Казалось бы, поддержка получена. Да только скоро сказка сказывается. «Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нам нужно еще попасть в бюджетный план, – говорит Ангелина Захаренко. – Но в любом случае отказываться от своих замыслов мы не намерены. Ведь это больше, чем забота о занятости школьников, это забота о будущем села». Галина ГАЕВА. Фото Артура АРТЕЕВА. |