Личное Дело |
15 июля 2011 года |
Юрий Филипповский решил посоревноваться с Ыбом/ В Разгорте он создает свой "этнопарк"
О своеобразном имении художника из Сыктывкара Юрия Филипповского «Республика» писала три года назад. Напомним, у него в деревне Разгорт Сыктывдинского района есть несколько купленных в разные годы домов. В 2008 году, когда выходила публикация, их было еще четыре, а сегодня, подкопив, художник купил и пятый дом. Казалось бы, зачем столько? Ведь каждый дом, как бы изначально ни был крепко скроен, требует немалых физических и материальных затрат... Как мы уже писали, у Юрия и Лидии Филипповских есть мечта проводить в Разгорте семинары по нетрадиционной китайской медицине су-джок. Это лечение с помощью игл – акупунктура стопы и кисти. Лидия Александровна уже много лет занимается этим профессионально. Побывав с ней на семинарах в Финляндии, заинтересовался методикой и Юрий Николаевич. Но семинары семинарами, а обустраивать дома нужно вне зависимости от них. Вот и решил художник в каждом доме обустроить музей. Первый дом – хозяйский, в нем живут и принимают гостей. Второй – коллекционный. Начало коллекции положено – чугунный натюрморт. Чего тут только нет: пепельница Нювчимского чугунолитейного завода с нежным женским профилем посередине (трудно представить, как об эту красоту предполагалось тушить окурки), решетка для камина, непонятное чугунное же колесо, найденное однажды на огороде. Утюжки, утюги и утюгища всех мастей, всего порядка 20-ти штук. Здесь же и зеркало в совершенно модерновой раме, тоже, разумеется, чугунной. Рама – деталь от какого-то станка. Да, не зря говорят: была бы фантазия… Особая гордость хозяина дома – чугунная, тоже еще нювчимская, утятница. В ней, говорит он, очень вкусно кролики у жены получаются. Кстати, тушеными кроликами, которых разводит Юрий Николаевич, Лидия Александровна потчевала гостей юбилейного застолья художника после его персональной выставки. Действительно было очень вкусно. Знакомит нас хозяин и с автопортретом: лицо вырезано из дерева, а чудесную филипповскую шевелюру заменяет огромная шестеренка от какого-то, судя по всему гигантского, старинного трактора. Автопортрет и правда очень похож на оригинал. Зимняя изба – вернисаж новых работ художника. Третий дом – литературный музей. Здесь живут полотна художника, написанные на разные литературные темы. Несколько картин посвящено героям Шекспира – Гамлету и Офелии. На другом полотне в тени ветвей угадывается мудрая морда пушкинского кота – песенника и сказочника. Еще на одной картине о чем-то спорит с карточной королевой девочка Алиса. В передней части избы – огромные столы с очень массивными столешницами. Художник объясняет, что из таких вот махин, вырубленных топорами, раньше выкладывали пол. А сегодня эти столы – для будущего «ресторана». «Какая ж без него галерея», – говорит Филипповский. Не поймешь, шутит или нет. В четвертом доме выстраивается музей, посвященный драматургу Н.Дьяконову. К автору знаменитой «Свадьбы с приданым» Филипповский относится с особым пиететом. На гонорар за оформление музея им. Н.Дьяконова в Эжвинском районе Сыктывкара он приобрел свою первую избу. Пятый, пока последний, дом художник приобрел за красоту. Действительно, глядя на безупречно сохранившиеся, очень светлые потолок и стены, трудно поверить, что дому 101 год. Доски выглядят так, будто обтесаны вчера. «Потому что какой-то волшебной морилкой обрабатывали», – поясняет художник. Пока в этом доме живут берестяные туеса, короба и огромные сухие букеты, собранные когда-то Лидией Александровной. Некогда разноцветные травы, кажется, мимикрировали под солнечные лучи, которые раскинулись по всему дому и сами стали золотыми. Красиво, как в сказке. Похоже, художник зацепился за слово. А почему бы действительно здесь не создать музей сказки? В «имении» Филипповского работы невпроворот. Кролики, пруд с карасями, за которым тоже нужно ухаживать, кабачки, цветы, теплица с огурцами. Зачем ему такие добровольные музейные хлопоты? «С Ыбским этнопарком буду соревноваться», – ни мало не смущаясь, говорит хозяин. И не поймешь, шутит или нет. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |