Общество |
19 апреля 2011 года |
Победили «начальники»/ Все призовые места республиканского конкурса «Учитель года» достались педагогам начального звена
В минувшую пятницу в Сыктывкаре подвели итоги XXI республиканского конкурса «Учитель года-2011». На этот раз победителем, получившим право представлять республику на всероссийском этапе конкурса, стала учитель начальных классов из интинской школы № 5 Нелли Степаненко. Как рассказала нам победительница, она не сразу решилась ответить согласием на предложение поучаствовать в конкурсе, потому что по прежнему опыту знала, скольких волнений стоят такие мероприятия: в 2005 году она уже участвовала в республиканском конкурсе «Учитель года», да и конкурсов меньшего ранга на ее счету уже немало. «Сами по себе конкурсные задания совсем не страшны, если ты действительно профессионал. Самое страшное – нервное напряжение, справиться с которым, когда тебя оценивают, очень трудно», – призналась она. Победительница отметила доброжелательность жюри и высокий уровень организации конкурса. В педагогике Нелли Оттовна работает уже двадцать лет. Она пришла в школу в трудные годы, когда учителям месяцами не платили зарплату. Однако это не заставило ее искать место потеплее. По словам Нелли Степаненко, без школы она себя не мыслит. Признает, что новое время породило новое поколение детей, которые очень отличаются от своих сверстников поколения начала 90-х. Они более свободны в выражении своих взглядов и мыслей, более раскованны. Это делает работу с ними более трудной, но и более интересной. Стоит заметить, что в этом году все три призовых места достались учителям начальных классов. Второе место заняла учитель начальных классов сыктывкарской школы № 36 Ирина Ульянова, третье досталось учителю начальных классов усогорской школы Удорского района Галине Загайновой. Обладатели трех первых мест удостоены премий правительства республики в размере 50, 40 и 30 тысяч рублей соответственно, а также денежных вознаграждений в размере 20, 15 и 10 тысяч рублей. Остальные участники финала получили по 7000 рублей. В этом году количество участников конкурса сократилось более чем вдвое: за право назваться учителем года боролись восемь педагогов из Ухты, Воркуты, Инты, Сыктывкара, Удорского и Усть-Куломского районов. Мы уже сообщали, что согласно положению в этом году участники конкурса отбирались из числа победителей конкурсов «Лучший учитель» в рамках национального проекта «Образование» прошлых лет, а не из числа победителей муниципальных этапов конкурса «Учитель года». В рамках конкурса учителя презентовали свои инновационные проекты, давали открытые уроки, классные часы и мастер-классы, сражались в дебатах и общались за круглым столом. НАКАНУНЕ финала учителя встретились с Главой республики Вячеславом Гайзером. Главными темами разговора стали новые государственные стандарты обучения, а также существующие проблемы в образовании. Во время этой встречи Нелли Степаненко подняла проблему престижа профессии учителя и поблагодарила Вячеслава Гайзера за то, что правительство республики уделяет большое внимание не только учителям, но и школьникам: «Большое спасибо за введение бесплатного горячего питания в начальной школе, и у нас к вам просьба: если возможно, то проработать вопрос по организации бесплатного питания и старшеклассников». Глава республики отметил, что этот вопрос находится в стадии проработки. – Правительство республики поставило перед собой эту задачу. Но сейчас мы решили в первую очередь модернизировать технологическое оборудование столовых. Сначала необходимо создать современную базу для того, чтобы обеспечить школьников качественным питанием. Работа над этим уже ведется. После этого наш проект будет продолжен на все классы, – заверил Глава республики. Учителя озвучили также проблему оснащения школ мебелью: «Сегодня в школе наблюдается некоторый диссонанс, когда в классе стоят компьютеры, есть проекторы, современная аппаратура, и в то же время столы и стулья разваливаются на глазах». Вячеслав Гайзер поручил своему заместителю Виталию Стаханову и министру образования Владимиру Шаркову проработать этот вопрос с возможностью привлечения местных производителей мебели. На встрече были подняты и вопросы привлечения молодых специалистов в школу. Глава республики предложил учителям провести первую республиканскую общеродительскую конференцию, которая стала бы своеобразной площадкой для диалога родителей, учителей и представителей власти. – Как вы знаете, 2011 год объявлен в республике Годом ребенка. Я думаю, это хорошее продолжение Года учителя, который был в 2010-м. Поэтому именно от вас, людей, которые тесно связаны с нашими детьми, я хотел бы услышать предложения и видение тех мероприятий, которые мы планируем провести в Год ребенка. План мероприятий будет размещен на официальном интернет-портале правительства республики, для того чтобы жители нашего региона могли тоже вносить свои предложения, – обратился к учителям В.Гайзер. В ПЯТНИЦУ, 15 апреля, буквально перед самым подведением итогов, в ходе круглого стола конкурсанты получили возможность поближе познакомиться с новым министром образования Владимиром Шарковым и задать ему интересующие их вопросы. В частности, их интересовало, действительно ли недельная нагрузка учителя начальных классов будет сокращена с 20 до 18 часов. Разговоры об этом идут в учительской среде, но пока ничего конкретно не известно. В то же время педагоги считают, что это действительно необходимо сделать, чтобы освободить и без того загруженных учителей от преподавания физкультуры и музыки: ведь в условиях внедрения новых образовательных стандартов нагрузка на учителя начальных классов и без того возрастет. Министр ответил, что нагрузку планируется уменьшить, но, пока в Минобрнауки РФ не приняли соответствующих документов, говорить об этом рано. Учителя говорили также и о том, что в школах необходимо ввести дополнительные единицы психолога и логопеда, так как объем работы в школе большой, и один психолог не справляется. К тому же дети зачастую приходят в первый класс с большими проблемами в речи, и без помощи логопеда не обойтись. На это министр ответил, что в школах теперь имеются свои фонды, и руководство школ может само решать, каких специалистов брать. Была также поднята проблема плохого качества интернета в сельских районах. Министр отметил, что проблема действительно серьезная: в прошлом году из-за непомерно высоких счетов за пользование интернетом не смогли подключить к дистанционному обучению 13 детей-инвалидов. В то же время во многих удаленных школах компьютерное оборудование простаивает впустую, не используется, хотя интернет им оплачивается. Сейчас ведутся переговоры с компанией Северо-Западный Телеком о возможности подключения мобильного или спутникового интернета. «Мы также намерены обратиться в Республиканский центр информационных технологий с просьбой о выделении отдельных специалистов, которые бы обслуживали только отрасль образования», – пообещал министр. В ходе круглого стола обсуждались также вопросы дистанционного обучения самих педагогов и возможности работы по новым стандартам в малокомплектных школах, где в одном кабинете одновременно могут заниматься ученики первых-четвертых классов. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |