Из первых уст |
4 марта 2011 года |
Артем Чичкарев: "За один урок Мастером не станешь"
Как уже сообщала «Республика», на днях в Национальной галерее РК была открыта традиционная выставка народного и декоративно-прикладного искусства «Мастер года». Выставка проходит раз в год, и раз в два года организуется межрегиональная ярмарка «Зарни кияс». А чем живут и дышат мастера республики все остальное время? Кто придет им на смену? Об этом и многом другом – наш разговор с председателем Союза мастеров республики Артемом Чичкаревым, кстати – лауреатом премии им. С.И. Оверина 2008 года. – Артем Львович, неоднократно наша газета писала о далеко не позитивных настроениях, витающих в Союзе мастеров республики. Что происходит? – Происходит подмена понятий, о чем мы давно пытаемся говорить открыто. Проблемы начались еще в те времена, когда были развалены народно-художественные промыслы. В середине девяностых при Минэкономразвития РК была создана Коми ремесленная палата. И это прекрасно, если бы не тот факт, что сегодня в отчетах этой палаты появляются такие цифры, как 200 мастеров, которых они обучили и объединили. Подчеркиваю: ма-сте-ров. Кто они? Люди, прошедшие мастер-классы, организуемые ремесленной палатой? Это замечательно, что любой желающий, причем на бесплатной основе, может час-другой поучиться работать на гончарном круге или плести из лозы… Но что в остатке? Кто, где ученики этих «мастеров»? Столько лет работы, мастер-классов, столько вложено денег, и в итоге – ни одной мастерской? Настоящей мастерской, где работает Мастер и где он обучает своих учеников, передавая им свои знания, опыт, навыки и все лучшее, что есть в декоративно-прикладном искусстве? Такой мастерской, какой была, например, у моего учителя, признанного мастера Михаила Кочева, и от которой сегодня ничего не осталось. А ведь это было уникальное явление. При Эжвинской детской художественной школе действовало экспериментальное отделение, которое переродилось в школу Михаила Кочева. И эта школа звучала на всю страну, и по ее примеру во многих регионах тоже были открыты подобные школы, из которых, кстати, впоследствии рождались целые дома ремесел. Сегодня школы нет. Но происходят странные вещи. К кому я только не обращался, чтобы восстановить мастерскую: к нынешнему руководству Эжвинского района, к директору ДХШ. Есть пустующие помещения. Есть люди, желающие обучаться и готовые заплатить за эту учебу. Есть мастера, которые сами готовы платить, чтобы прийти и поработать в нормальных условиях, есть инструменты… Но в ответ – тишина. И в это время я, ученик Михаила Кочева, езжу давать уроки мастерства в Корткерос. Абсурд. – Да, а вспомните мастерскую «Левана» по изготовлению народного костюма, которую, невзирая на железное упорство ее создателя Тамары Кольчуриной, долго и упорно разваливали и в конце концов развалили. Наша газета неоднократно обращалась к этой теме. Да и вообще массу примеров можно было бы привести. Вы упомянули о домах ремесел. Совсем недавно на финно-угорском портале республики появилась заметка, в которой руководитель ремесленной палаты Ефим Канев называет утопией Ваш проект создания национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел. – Да, Союз мастеров давно и настойчиво предлагает создать национальный Центр прикладного искусства и ремесел или Дом мастеров. Давно! Десять российских регионов, родственных нам по духу, уже давно создали свои центры ремесел, но эти примеры почему-то не вдохновляют нашу республику. Мы же в ответ нередко слышали нечто издевательское. А зачем создавать? Есть же вот учебно-методический центр при Министерстве культуры РК. Есть ремесленная палата. Зачем, дескать, еще одна организация? Зачем порождать дубли? Да о каком вообще дублировании идет речь? Ремесленная палата по сути своей является некой товаропроводящей конторой, которая собирает работы, в том числе у наших мастеров, и, имея торговые точки, продает их. Ну да, есть еще производство – завод по переработке шерсти в Удорском районе, открытый с подачи палаты. Союз мастеров поднимает проблему абсолютно другого порядка. Пройдет десяток-другой лет, и мастера, подчеркиваю – представители декоративно-прикладного искусства, состарятся. Сегодня в союзе – 51 человек, в большинстве мастерам уже за пятьдесят. Мастерских у них нет, в лучшем случае это угол на кухне или гараж. Соответственно нет и учеников. Постепенно исчезнет целый ряд направлений. Приведу для наглядности пример. Был у нас знатный мастер по обработке кости – Соколов Николай Викентьевич. Он ушел, учеников не оставил, и никто сегодня не занимается обработкой кости. И за многими направлениями стоят порой один-два мастера. Из школы Михаила Кочева в свое время вышла целая плеяда мастеров, в том числе и по корнеплетению. Сегодня в этом виде осталось двое: воспитанница Кочева – Анна Красман и ее ученица. Мастера рано или поздно просто выдохнутся, и выставка «Мастер года» себя исчерпает. При таком раскладе в весьма недалеком будущем нам будет некому вручать премию им.С.Оверина. Между тем, вдумайтесь, о чем идет речь. Мастерство – это сумма опыта и знаний, истории и традиции любого направления декоративно-прикладного искусства. Привнести в веками отработанное что-то свое, не перейдя ту грань, где это перестает быть искусством, – и есть задача мастера. Например, я делаю туеса, принцип изготовления которых не меняется веками. Но вот пропорции, оформление, декорирование, строгое соответствие технологии изготовления… Свой стиль, к которому идешь долго, осторожно, взвешенно, по очень, условно говоря, узкому коридору. Стиль, который приходит с опытом, со временем и не за один год. Не может и не должно быть такого: привезли из деревни мастера, он дал урок, и родилось сразу двадцать мастеров! Давайте все же называть вещи своими именами и никого не вводить в заблуждение лукавыми формулировками. – Но есть же центр народных ремесел «Зарань»… – «Зарань» – это образовательное учреждение для детей. Не профиль этого центра – заниматься производством и создавать школы мастеров, этим в центре могут заниматься лишь на дополнительной основе. Тот центр ремесел, о котором я говорю, позволит открыть нормальные мастерские для ныне действующих мастеров, чтобы привлечь к ним учеников. Чтобы наладить производство высококачественной продукции – по эскизам профессиональных мастеров. И чтобы у этого центра были свои филиалы в районах, учитывая, где и какие направления более развиты. Усть-Цильма, например, всегда была сильна в вязании, росписи и в создании национального костюма. В Эжве, помимо берестянщиков, жили знатные бондари, Ижма славилась обработкой меха и кожи. И вообще, видов народно-прикладного искусства было очень много. Создайте центр, и многие мастера выйдут из «подполья», воспрянут духом. Но главное – открытие центра решит проблему выпускников отделения декоративно-прикладного творчества колледжа культуры и факультета искусств СГУ. Куда идут эти молодые специалисты, которых выпускают якобы для нашей отрасли? Да в никуда, в лучшем случае уходят в смежные специальности и очень многие уезжают искать профессию по профилю в другие регионы. Разве это не распыление бюджетных средств? Десяток ремесленных центров можно было построить на эти деньги. В десятках регионов страны этот механизм давно отработан. Национальный центр – это реальные рабочие места, возможность творчески развиваться, возможность расти, становиться мастерами, народными мастерами, членами Союза художников России. Кстати, ведь и местное отделение Союза художников Коми тоже находится в очень тяжелом положении в плане молодых кадров. Молодые не будут уходить из отрасли. Центр – это создание, подчеркиваю, качественной сувенирной продукции, это в конце концов налоги. Еще одна достаточно болезненная тема. Какая сувенирная продукция будет отражать нашу республику в построенном этнопарке? Давайте скажем откровенно: если сегодня ничего не изменится, Республика Коми не сможет представить свои народные промыслы. Нечего! А «поделки» и сувениры сомнительного качества там вряд ли пройдут. Поштучно будем собирать у мастеров товар, в то время как представительства других регионов, я уверен, будут привозить фурами. – Насколько мне известно, в декабре прошлого года Вы уже представляли проект на экспертном совете по художественным промыслам при Правительстве РК. Совет на тот момент возглавлял министр культуры Владимир Юрковский. Проект был отправлен на доработку. И что, на том дело закончилось? Нашли ли Вы общий язык в этом вопросе с нынешним министром культуры Валерием Коробовым? – Да, чтобы нас услышал и вник в проблему прежний министр культуры, понадобилось два года. Но и сегодня мы рук не опускаем, надеюсь, и новый министр вникнет в проблему. Обещал нас также поддержать руководитель исполкома местного отделения партии «Единая Россия» Андрей Самоделкин, он знаком с нашими проблемами. Еще со времен, когда я работал на СЛПК. – А что вообще сегодня имеет Союз мастеров республики? Что, скажем так, у вас в активах? – Ничего. Печать и масса документов. Конечно, нам приятно слышать, когда во властных структурах как положительный момент отмечают, что мы работаем на голом энтузиазме. Да, мы не коммерческая организация. Наша основная уставная деятельность – это пропаганда и развитие традиционных ремесел с этническим компонентом. Но что мы будем пропагандировать и развивать в будущем? Не скрою, нам нередко предлагают: будьте частными предпринимателями – субъектами малого бизнеса, получайте деньги, развивайтесь. Но я говорю о развитии целой системы, где будет соблюдено главное – преемственность. А о какой преемственности может идти речь, если каждый будет на себя одеяло тянуть? Странные, непонятные вообще вещи происходят. Три года наши мастера выставлялись на фестивале-ярмарке народных художественных промыслов России «Жар-птица», «Ладья», где представлены самые сильные бренды художественных российских промыслов. Покупались места, оплачивались поездки. Вдруг нас оповещают в минэкономразвития республики, что участвовать в выставке могут только представители бизнеса. Почему? Откуда такие директивы? Нам остается только гадать... Нельзя противопоставлять существование творческой общественной организации организациям, нацеленным на бизнес, они должны существовать параллельно и, как минимум, не мешать друг другу. Марина Щербинина. Фото Дмитрия Напалкова. · Коми ремесленная палата – это прекрасно, если бы не тот факт, что сегодня в отчетах этой палаты появляются такие цифры, как 200 мастеров, которых они обучили и объединили. · Десять российских регионов, родственных нам по духу, уже давно создали свои центры ремесел, но эти примеры почему-то не вдохновляют нашу республику. · Молодые специалисты, которых выпускают якобы для нашей отрасли, в лучшем случае уходят в смежные специальности или уезжают искать профессию по профилю в другие регионы. Разве это не распыление бюджетных средств? · Какая сувенирная продукция будет отражать нашу республику в построенном этнопарке? Давайте скажем откровенно: если сегодня ничего не изменится, Республика Коми не сможет представить свои народные промыслы. Нечего! · Обещал нас поддержать руководитель исполкома местного отделения партии «Единая Россия» Андрей Самоделкин, он знаком с нашими проблемами. |