Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
19 ноября 2010 года

Чисталевские пенаты остались без гостей

/ Почему закрыты двери единственного в республике мемориального дома-музея?


М.Бурлыкина и П.Чисталева в доме-музее композитора.

Летом 2004 года в поселке Нювчим Сыктывдинского района,
на родине известного в Коми композитора, собирателя, исследователя народной музыки Прометея Чисталева, открыли дом-музей. Минуло всего около пяти лет, и единственный в республике дом-музей перестал принимать посетителей.
В преддверии 90-летия со дня рождения Прометея Чисталева, которое будет отмечаться в феврале следующего года,
и земляки композитора из Сыктывдинского района,
и сыктывкарские почитатели его таланта и наследия бьют тревогу. Кто отвечает за то, что деятельность уникального дома-музея приостановлена? Почему это произошло?

С мебелью от Гамбсов

Прометей Чисталев появился на свет 27 февраля 1921 года в доме, построенном в центре Нювчима его дедом по матери Александром Васильевичем Анисимовым. Родину, как говорится, не выбирают. Но так получилось, что место рождения Чисталева изначально отмечено печатью неповторимости, уникальности. Бывший управляющий Нювчимским чугунолитейным заводом А.Анисимов эскиз своего нового дома заказал у одного из петербургских архитекторов. Тот постарался придать будущей постройке лица необщее выраженье. Окна большого деревянного дома выходили на все четыре стороны. С видом на разные части света расположились и четыре комнаты. В центре просторная зала, в двух крыльях – горница, кухня, спальня. Ни у кого ни в Нювчиме, ни, по мнению специалистов, во всем Коми крае таких деревенских апартаментов в то время не было.

Дом заселили в 1901 году. Интерьер управляющий чугунолитейным заводом обставил с большим вкусом. Украшение залы – мебель черного цвета, изготовленная некогда в знаменитых по всей России мастерских династии Гамбсов. (Стоит отметить, что именно из их мастерских вышли и 12 стульев из знакомого всем произведения И.Ильфа и Е.Петрова.) Столы и стулья с витыми ножками являлись свидетелями жизни нескольких поколений домочадцев. Над ними, на стене, в течение десятилетий висела и старинная скрипка, на которой в праздники любил играть Александр Анисимов. Большой удачей можно назвать то, что вся обстановка дома, и даже скрипка на привычном месте, сохранились в первозданном виде до наших дней.

Композитор Прометей Чисталев не только родился и вырос в этом доме, но именно здесь вступил на песенную стезю.

Переехав в Сыктывкар, он не забывал Нювчим. Родные пенаты были так ему дороги, что он не захотел ничего переделывать, переиначивать, трепетно относился к заведенному издавна порядку, расположению вещей. После кончины Прометея Ионовича владельцем нювчимской достопримечательности стал его сын Леонид, известный в Сыктывкаре врач и финансист. Леонид Прометеевич хоть и не жил в Нювчиме, но часто наведывался сюда, подновил забор, обшил прадедовский дом. Они же с матерью Прасковьей Ивановной стали авторами создания в его стенах мемориального музея. Обратились в администрацию Сыктывдинского района, заключили договор о безвозмездном пользовании, а летом 2004 года знатный дом получил статус мемориального и принял посетителей.

Случайные люди

Осенью 2008 года Сыктывкар облетела печальная весть: в Москве скоропостижно скончался Леонид Чисталев. В это время он работал в одной из столичных компаний, одновременно курировал инвестиционные программы от правительства Москвы. Для его матери Прасковьи Ивановны смерть в расцвете лет единственного сына обернулась не только оглушительным горем. С его уходом из жизни разменявшей девятый десяток женщине пришлось взвалить на себя неподъемную ношу – встать на страже родового имения Чисталевых.

Тут следует сделать пояснения. Договор с администрацией Сыктывдинского района, заключенный Чисталевыми, предусматривал создание в нювчимском доме музея, содержание его в надлежащем виде, оплату труда штатных работников и т.д. Собственниками же и владельцами дома оставались сами Чисталевы. Главное условие, которое они выдвигали, – сохранение в первозданном виде обстановки комнат, исключение перепланировок, соблюдение единства и целостности всего ансамбля и находящихся в нем предметов. Все это как раз и составляет суть, стержень любой мемориальной усадьбы или дома-музея.

Прасковья Ивановна Чисталева говорит, что хотя она официально и не является собственником дома, но функции хозяйки и хранителя ей пришлось взвалить на себя по долгу памяти. Не только о Прометее Чисталеве, но и его матери Елизавете Александровне, уважаемом в Нювчиме человеке, народной учительнице, награжденной за долголетний труд орденом Ленина.

Администрация Сыктывдинского района с энтузиазмом принялась за ремонт помещений. Особенно много усилий потребовали печи. По словам заведующей районным отделом культуры Марины Андреевой, за прошедшие годы на обустройство и деятельность дома-музея из районного бюджета было израсходовано более десяти миллионов рублей. Сюда входит и заработная плата сотрудников музея. Ввиду преклонных уже лет и неважного состояния здоровья Прасковья Ивановна Чисталева переехать жить в Нювчим не могла. Других же наследников у Чисталевых, кто бы на месте мог руководить работой дома-музея, нет. Поэтому сотрудников подыскивали на месте. Понятно, что специалистов музейного дела в Нювчиме не нашлось, пришлось довольствоваться теми, кто прямо или опосредованно имел хоть какое-то отношение к культуре.

В бежевый цвет

Несмотря на контроль за работой музея в стенах нювчимского дома, углядеть за всеми нововведениями и перестановками пожилой наследнице оказалось не под силу. В каждый приезд Прасковья Ивановна замечала то перестановку мебели в комнатах, то появление в них предметов, которых здесь отродясь не бывало. На это неоднократно указывала и работникам музея. За что прослыла неудобным человеком, которому никак не угодишь. «Но скажите, в чем я не права?» – с этим вопросом она не раз обращалась к специалистам-музейщикам. Те снова и снова подтверждали, что в мемориальном музее никакие преобразования недопустимы.

Чашу терпения пожилой женщины переполнило желание директора музея покрасить фасад  дома, что до неузнаваемости изменило бы его облик. С этим смириться она никак не могла. Стала уговаривать руководителя музея, раз на то пошло, покрыть вагонку бесцветной краской, подчеркивающей фактуру деревянных стен. Из своей пенсии в очередной раз выкроила средства – на покупку краски. С ее доводами вроде как соглашались. Но сделали по-своему. Против воли Прасковьи Ивановны, втайне, покрасили дом в «чужой» бежевый цвет.

Смириться с таким самоуправством и своеволием она не смогла, стала добиваться снятия директора музея с работы. С этим требованием совпала по времени и очередная акция по ужесточению требований пожарной безопасности. Как и многие очаги сельской культуры в Коми, дом-музей в Нювчиме этим требованиям не отвечал, его для посетителей закрыли. В районной администрации средств на устранение неполадок не нашлось. В начале 2010 года были упразднены и две штатные единицы сотрудников музея. В итоге дом-музей П.И.Чисталева оказался на замке.

Здание, еще недавно называвшееся достопримечательностью всей республики, оказалось без пригляда и охраны. Прасковья Чисталева вновь потеряла покой и сон. Нашла в Нювчиме человека, который за символическую плату согласился присматривать за домом, сделать небольшой ремонт.

Не частный случай

За минувшие полгода П.Чисталева в поисках решения письменно и устно обращалась в разные инстанции, создала общественный совет, возглавить который согласилась директор Музея истории просвещения Коми края при СГУ  доктор культурологии Майя Бурлыкина. Кстати, сейчас она завершает книгу о судьбах нювчимских Чисталевых. И Майя Ивановна, и другие заинтересованные в этом деле лица уверены, что статус дома-музея П.И.Чисталева необходимо изменить: из муниципального поднять до республиканского. Такое же пожелание высказала и заведующая отделом культуры администрации Сыктывдинского района М.Андреева. Это, по общему мнению, не самоцель, а возможность сохранения памятника в Нювчиме, целевое выделение средств на его ремонт, охрану, приглашение квалифицированных специалистов, реставраторов. Если все эти условия будут соблюдены и начнут претворяться в жизнь, то тогда родственники композитора все права на дом готовы передать государству. В противном случае дальнейшая участь чисталевских пенатов просматривается с трудом.

Судьба дома-музея П.И.Чисталева в Нювчиме вовсе не частный случай. Всем, кто бывал в селе Помоздино Усть-Куломского района, знакома здешняя достопримечательность: большой деревянный дом, построенный отцом Вениамина Чисталева, одного из основоположников коми литературы, кстати, родным дядей композитора Прометея Чисталева. Дети и внуки погибшего в сталинских застенках коми писателя сберегли до наших дней этот дом-памятник. В нем уже давно никто не живет, но его двери распахнуты настежь перед любой делегацией, гостями этого вычегодского села. Содержать, ремонтировать хоромину потомкам В.Т.Чисталева уже не под силу. Но и передать его государству они опасаются. Причины те же самые, что встали и перед Прасковьей Ивановной Чисталевой. Трудно, невозможно примириться с тем, если новые хозяева в родовой святыне все переиначат, перепрофилируют, подчинив решению каких-то своих задач. Регламентирующих же документов по деятельности таких домов-музеев в Коми пока нет.

 В последние годы во многих районах республики появилось и немало домов-музеев другого рода. Хозяева или потомки старинных сельских домов и подворий отводят одну или несколько комнат под родовой музей. Чего здесь только не увидишь: всевозможные предметы быта, охоты, ремесел, костюмы, рукоделие, фотографии, письма… В каждом таком домашнем музее много общего, и одновременно каждый из них имеет свое лицо. Ведь и судьба каждой семьи неповторима, уникальна. Дальше других в создании таких родовых музеев пошли в Усть-Цильме, где около десятка старинных изб увенчаны мемориальными плитами с обозначением родового имени его жителей. «Вот вам готовые музеи, которые с интересом посмотрят туристы и покажут сами хозяева», – после знакомства с этими усть-цилемскими достопримечательностями сказал недавно Глава республики Вячеслав Гайзер. Можно предположить, что эти слова для сотрудников двух республиканских министерств – культуры и национальной политики – послужат отправной точкой для разработки актуальной программы, подсказанной жизнью.

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №213 (4370) - 19 ноября 2010 года

Санаторий "Серегово" достроят в 2011 году

Руководству СППР пожелали быть оперативнее и переизбрали на пост президента Владимира Липатникова

Александр Мариев пойдет на повышение в Рослесхоз

Об "ижемском" Ту-154 снимут художественный фильм

Обратный ход / Вернется ли пиво на улицы?

Обратная связь

На экзамен - только с видео

 №212 (4369) - 18 ноября 2010 года

В первом чтении поддержали

Здоровый призыв / "Единая Россия" приглашает нас поучаствовать в реформе здравоохранения

Подарок заполярным школьникам

В Прилузье две беды - соцкультбыт и дороги

На сосногорскую "нобелевку" выбрали одиннадцать кандидатов

С работы не вернулись / Ежегодно на производстве в республике гибнет от 25 до 30 человек

 №211 (4368) - 17 ноября 2010 года

Муниципалы поделятся передовым опытом

Таблетку от старости еще не придумали / Но увеличение продолжительности жизни ученые-медики считают вполне реальным

Награды за мужество вручил экипажу Ту-154 Президент России

В Коми будет создан лесопожарный центр

"Возрождению" исполняется двадцать лет / Сегодня в республике действуют 14 отделений Немецкой национально-культурной автономии

В селе Керчомъя восстанавливают храм / За неимением православной общины эту миссию взяла на себя местная администрация

В "Аленке" не хватает мест и... посуды

Безработные займутся благоустройством

Служба важнее работы

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 213 (4370)
19 ноября 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»