Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
25 августа 2010 года

У семи нянек дитя без глазу

/ Общественники и правоохранители обсудили перспективы ювенальной юстиции

На Западе ювенальная юстиция уже достаточно давно существует как полноправный институт гражданского общества, а вот в нашей стране отношение к ее введению, мягко говоря, неоднозначное. Именно поэтому Общественная палата Республики Коми, откликнувшись на инициативу уполномоченного при Главе РК по правам ребенка и просьбу ряда общественных и религиозных организаций, провела круглый стол на тему «Права ребенка. Ювенальная юстиция: «за» и «против».

«Справедливость для юных»

Что означает понятие «ювенальная юстиция», пока мало кто понимает, хотя вообще-то разнообразные элементы ювенальной юстиции давно у нас созданы и функционируют. Просто людям невдомек, что, к примеру, комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и некоторые другие государственные и общественные структуры как раз-таки и относятся к этой системе.

Открывая дискуссию, член Общественной палаты Сергей Изъюров честно признался, что еще месяц назад словосочетание «ювенальная юстиция» и для него было непонятным. Зато теперь этот пробел восполнен.

В дословном переводе «ювенальная юстиция» звучит как «справедливость для юных», обозначает правосудие по делам несовершеннолетних и предполагает создание системы защиты прав детей, в центре которой находится специализированный ювенальный суд.

Сейчас специального ювенального суда у нас нет, но зато существуют многие другие структуры – институт уполномоченного по правам ребенка, уже упоминавшиеся органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, а также центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и даже воспитательные колонии. Их перечисление невольно наводит на мысль, что ювенальная юстиция призвана, главным образом, оградить и защитить общество от юных правонарушителей. Но это, конечно, не совсем так. Как пояснил заместитель председателя Общественной палаты РК Михаил Жилин, есть узкое, а есть более широкое понятие ювенальной юстиции. Так вот, если смотреть широко, ее главная и первостепенная задача – особый подход к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию и оступившемуся, отстаивание прав детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, а по большому счету, и помощь семье во имя ее сохранения.

Именно такого рода аргументы приводят те, кто выступает за ювенальную юстицию.

Тлетворное влияние Запада?

Противники же, наоборот, убеждены, что заимствованная на Западе, чуждая нам система не только разрушит семью, но и увеличит количество преступлений, совершенных подростками. Их страшит, что некоторые несовершеннолетние захотят последовать примеру своих западных сверстников и начнут жаловаться на собственных родителей в суд (ювенальная юстиция предусматривает такое право). Об этих разных точках зрения рассказала уполномоченный по правам ребенка в РК Анастасия Булавина. Она также проанализировала наработанный регионами положительный опыт. В числе пионеров здесь – Пермский край, где разработана экспериментальная «Пермская модель ювенальной юстиции», представляющая собой государственную систему, состоящую из трех блоков – досудебных мер профилактики детской преступности и внедрения восстановительных технологий, мероприятий по внедрению ювенальных технологий в деятельность судебной системы и послесудебных мероприятий.

Самым рьяным противником внедрения «навязываемых нам зарубежных технологий» среди участников круглого стола оказался секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии отец Филипп. По его мнению, не введением ювенальной юстиции надо заниматься, а первопричиной – правильным воспитанием детей. Однако сейчас все идет не так – нововведения в сфере образования только ухудшают ситуацию. К примеру, введение в школе основ полового воспитания привело, как полагает священник, к половой распущенности школьников, росту числа абортов у девочек и гомосексуальным наклонностям у мальчиков. А, скажем, пропаганда успешности среди учеников повлекла рост детского суицида. «И вообще, – подчеркнул выступающий, – мы не готовы принять ювенальную юстицию в том виде, в каком она нам навязывается. Мы копируем Запад, а нам это ни к чему. Не окажемся ли мы в итоге заложниками системы, которая приведет к подрыву российской семьи? Это подрыв религиозного уклада нашего общества, которое в большинстве своем является православным», – завершил свое горячее выступление противник ювенальной юстиции.

Кстати, борьбу с ювенальной юстицией православная церковь ведет целенаправленно и по всем фронтам. Недавно она собрала почти 10 тысяч протестных подписей прихожан и направила их в Общественную палату России и в Администрацию Президента РФ.

Школьных инспекторов – под сокращение

Все другие выступавшие, напротив, были, скорее, за введение системы ювенальной юстиции, но отметили, что структуры, занимающиеся этой проблемой, работают разрозненно. Представители правоохранительных органов сетовали на удручающее положение дел в нашей республике. В Коми огромный удельный вес преступлений несовершеннолетних при малом проценте численности детского населения. «Криминогенная ситуация в молодежной среде имеет негативные тенденции к росту, эффективность профилактической работы на недостаточно высоком уровне», – констатировала начальник отдела по делам несовершеннолетних Прокуратуры РК Людмила Черноскутова. По ее словам, беда в том, что на практике специализированной ювенальной юстиции у нас до сих пор нет. Нет специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями. И получается, что правоохранители видят преступление, но не видят за этим преступлением ребенка. Когда требуется установить причину содеянного, все сводится к формализму. Дознавателю нет дела, что побудило подростка пойти на преступление, в каких условиях он живет, чем интересуется. А с другой стороны, когда малолетний правонарушитель получает условное наказание, он воспринимает это не как данный ему государством шанс исправиться, а просто как поблажку ввиду его несовершеннолетия.

По статистике, преступления корыстно-насильственного характера совершают, как правило, подростки из очень малообеспеченных семей. Таким образом они пытаются получить те блага, которые не в состоянии дать им родители. Поэтому так важно оказывать разностороннюю помощь семьям – материальную, социальную, психологическую, подчеркнула Л.Черноскутова. Ну и, конечно, необходима специализация судей и органов предварительного расследования. В ювенальной юстиции должны работать люди, владеющие знанием подростковой психологии и умеющие видеть проблемы ребенка.

В эту картину добавила деталей начальник отдела по делам несовершеннолетних МВД по РК Светлана Мельникова. Институт ювенальной юстиции в большей степени направлен на защиту детей от жестокого обращения взрослых, отметила она и привела статистику. Из 3 тысяч родителей, плохо справляющихся со своими обязанностями по воспитанию детей, порядка 70 человек привлечены к уголовной ответственности, 113 – привлечены по фактам жестокого обращения с детьми.

В то же время система МВД сейчас находится в стадии реформирования, штат сотрудников будет сокращен на 20 процентов. И, к сожалению, сокращение не обошло стороной подразделения по делам несовершеннолетних. В первую очередь сократят школьных инспекторов милиции, которые трудились в образовательных учреждениях и наработали положительный опыт по выявлению семейного неблагополучия на ранней стадии.

Завершилась двухчасовая дискуссия принятием итогового документа. От имени участников круглого стола рабочая группа Общественной палаты РК рекомендовала правительству республики отправить делегацию специалистов в Пермь для изучения наработанного там передового опыта, а в Коми на базе существующих структур создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию системы охраны и защиты прав детей. Содержание состоявшейся дискуссии Общественная палата обязательно доведет до сведения Главы республики. Кроме того, в ближайшее время ОП РК обратится в Общественную палату РФ с просьбой инициировать принятие федеральных законов о ювенальной юстиции и о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав с предварительным обсуждением проектов.

Галина БОБРАКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №154 (4311) - 25 августа 2010 года

Полвека с талисманом счастья / Супруги Белоус и Клюшины отпраздновали золотые свадьбы в столичном загсе

Время подвести итоги / Члены исполкома МОД "Коми войтыр" готовятся к 20-летию движения

Народная фотолетопись Коми

В Усинске объявлен конкурс на самый благоустроенный двор

Столица готова к Дню знаний

Сосногорцы приглашают отведать "Большую шаньгу"

На плато Маньпупунер появился "КПП"

Нескучный двор / Анимационный десант учит детей уличным играм

Управа на неплательщиков / Диапазон мер воздействия на тех, кто задолжал за коммунальные услуги, - от устных увещеваний до выселения из квартиры

Стройка отменяется / Жильцы дома в центре Сыктывкара отстояли спорную территорию

Доплаты к шахтерским пенсиям прокомментировали сотрудники пенсионного фонда

Дворец творчества остался без крыши

 №153 (4310) - 24 августа 2010 года

Праздник прошел с огоньком / В Сыктывкаре отметили 230-летие города и День государственности республики

Размер имеет значение / Рыбник весом в центнер испекли в Печорском районе

Вручены государственные награды

Общественной палате Коми не хватает жесткости / Игорь Шпектор раскритиковал коллег за "беззубость"

По поручению Главы республики

Главу поселения отозвали из отпуска

Предприниматели поборются за гранты

Новую волну пожаров могут спровоцировать грибники

"Классический" конгресс финно-угроведов / Наши ученые вернулись из Венгрии

Дети ламы Гранта

Помощь погорельцам отправлена в Александровск

Прямая линия

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 154 (4311)
25 августа 2010 года
среда

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»