Общество |
25 августа 2010 года |
Управа на неплательщиков/ Диапазон мер воздействия на тех, кто задолжал за коммунальные услуги, - от устных увещеваний до выселения из квартиры
Своего рода мозговой штурм провели недавно специалисты Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, муниципальных расчетных центров, ТСЖ и управляющих компаний. Собравшись в учебном центре Минархстроя, они поделились друг с другом наработанным опытом борьбы с… неплательщиками за коммунальные услуги. «Бесплатных» услуг не осталось Не секрет, что ситуация с долгами населения за ЖКУ продолжает оставаться одной из самых острых и плохо решаемых. Общий долг по республике перед ресурсоснабжающими организациями и коммунальными компаниями перевалил за 3 миллиарда рублей. А это значит, что эти самые организации запросто могут отказать в поставке ресурсов и услуг. Энергетики, газовики, тепловики имеют полное право отключить неплательщиков – закон на их стороне. Ведь в магазине вам никто ни хлеб, ни молоко в долг не даст. Но почему-то определенная категория граждан искренне убеждена, что платить своевременно и в полном объеме за электричество, воду, тепло и газ они не обязаны. Потому как не могут либо не хотят. Такая позиция не изжила себя еще с советских времен, когда эти услуги мало что стоили. Сейчас цена коммунальных благ значительно выросла и продолжает подниматься. С этим ничего не поделаешь. Если же и дальше продолжать наращивать долги, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому надо менять психологию неплательщиков, растолковывать им и убеждать, что коммуналка – такой же товар, имеющий конкретную и, увы, недешевую цену. «Средний сбор платежей по республике составляет 90 процентов. Вроде бы неплохо. Но что такое 10 процентов недосбора? Это оказанные, но неоплаченные услуги, незакупленные топливо и материалы на капитальный и текущий ремонт, – открыла дискуссию начальник департамента жилищно-коммунального хозяйства Минархстроя РК Марина Рудавина. – И надо понимать, что если заниматься этой проблемой от случая к случаю, ничего не получится. Надо работать планомерно, и тогда будут результаты. Свидетельство тому – динамика роста сборов в некоторых муниципалитетах, где работе с неплательщиками уделяют должное внимание». В качестве примера М.Рудавина привела Удорский район, где за три года процент сборов платежей вырос с 78 до 95. Самые лучшие показатели в Усть-Цилемском районе – 98 процентов. Задолжал – получи красный квиток Многое, считает Марина Рудавина, зависит от того, как поставлена разъяснительная работа ТСЖ и управляющих компаний с населением. Часто люди не платят потому, что их не устраивает качество оказываемых услуг, или они считают, что и вовсе этих услуг не получают. И если жильцы, обращаясь за разъяснением в свою управляющую компанию, никого там не застают, а не застав, откладывают квитанцию с «неправильным расчетом» в дальний ящик, то чего потом удивляться неплатежам? При желании достаточно большой объем информации можно разместить даже на платежной квитанции. Умные руководители расчетных центров так и поступают, указывая в платежке телефоны всевозможных служб, а также адреса, где можно оформить жилищную субсидию. А еще эта же самая квитанция может стать действенным средством психологического воздействия на неплательщиков. К примеру, таким присылается квиток красного цвета. Или на обратной стороне лицевого счета ТСЖ перечисляются номера квартир с указанием размера их задолженности. Таким образом, все в доме знают, кто из соседей не платит за услуги. Ощутимый эффект приносят и другие носители информации – вывешенные в подъездах на всеобщее обозрение списки должников, обзвоны и письма-обращения с предложением закрыть задолженность и так далее. Девять из десяти должников оплачивают долги уже на следующий день. Правда, это правило действует в первую очередь на тех, у кого долг не очень большой – не превышает 50 тысяч рублей. Все, что свыше, – случай почти безнадежный. Это уже совершенно иная категория людей со специфической психологией – так называемые злостные неплательщики. Преобладающее большинство из них – жители так называемого «городского дна», кто не работает и ведет асоциальный образ жизни. Но, что примечательно, накапливают солидные долги и довольно респектабельные, обеспеченные люди. Таким, видимо, просто недосуг стоять в очередях, заниматься такой «мелочью» они считают для себя унизительным. Наконец, есть еще одна категория людей. Они не платят по принципиальным соображениям, поскольку считают коммунальные тарифы необоснованно завышенными. К злостным – особые методы Поскольку устные и письменные взывания к совести на злостных неплательщиков не действуют, приходится прибегать к куда более жестким методам. В первую очередь это обращение в суд с иском о взыскании задолженности, арест имущества или счета в банке, отключение квартиры от электричества, водоснабжения и, наконец, самая радикальная мера – выселение либо переселение в жилье меньшей площади где-нибудь на окраине. Однако, как сетуют коммунальщики, вся загвоздка в том, что как раз-таки с применением этих мер у них и возникают наибольшие сложности. Самые горячие монологи на круглом столе руководители служб произносили, разбирая именно такого рода ситуации. К примеру, три года назад в Усинске произвели пять показательных выселений должников, что вызвало большой и, по мнению заинтересованных коммунальных структур, положительный резонанс среди горожан. Показатели собираемости коммунальных платежей тогда значительно улучшились. Но затем такая практика резко прервалась. Суды стали принимать решения в пользу должников, в чем их поддержала и прокуратура. За 100-тысячную задолженность давался год отсрочки. Все это время изъятая у должника квартира оставалась незаселенной, а затем кардинально менялись исковые требования, и надо было начинать судебную тяжбу с должником снова. Об этом участникам встречи поведал руководитель расчетного центра Усинска. Он же привел другой пример, когда проживавший в четырехкомнатной квартире жилец беззастенчиво пользовался всеми услугами и не платил ни за что. А на предложение погасить долг путем переселения в меньшую квартиру отвечал отказом. И ничего с ним поделать было невозможно. Нельзя забывать и про то, что до последнего времени мера выселения-переселения распространялась только на нанимателей муниципального жилья. Собственники в этой части были неприкасаемыми. Но не исключено, что скоро и они лишатся этой привилегии. На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, предусматривающий как крайнюю меру выселение из квартир собственников, чьи долги превысят обозначенный законом порог. Впрочем, и тех злостных должников, кто занимает жилплощадь на условиях найма, выселить не так-то просто. Для этого муниципалитету необходимо иметь маневренный жилой фонд, квартиры в котором должны быть отремонтированы и иметь приличный вид. Однако мало какое муниципальное образование располагает такой возможностью. Скажем, власти столицы республики не знают, куда заселить погорельцев, что уж говорить про переселение неплательщиков. В конце концов, можно принудить злостных неплательщиков начать погашать долги, отключив их от коммуникаций. ТСЖ и управляющие компании имеют на это право. Организация, покупающая ресурсы – воду, газ, электричество, обязана за них расплачиваться. И коли потребители отказываются возмещать расходы, ничего не остается, как «перерубить» им провода и заварить трубы. Жестко, но действенно. Есть еще масса щекотливых нюансов, о которых рассказали участники круглого стола. Например, в квартире прописан один человек, а реально проживают пятеро. Естественно, что все они потребляют воду в многократно большем количестве, на что указывает и общедомовой прибор учета. Но как управляющей компании и ТСЖ доказать это, чтобы можно было предъявить счет за потребленный объем? Один из выходов – составить при свидетелях акт о том, что в квартире проживает именно столько человек. Правда, находящиеся в помещении люди могут заявить, что здесь не живут, а просто пришли в гости. Значит, придется рейд повторить. Но даже если руководителю товарищества собственников жилья удастся доказать основательность своих претензий, выставить счета за потребленную продукцию не так-то просто. Жильцы идут в суды и выигрывают их, требуя, чтобы начисления производились только по числу зарегистрированных в квартире лиц, а не по количеству проживающих. Долги вытрясут коллекторы? Взыскание долгов с неплательщиков – своего рода дополнительная обязанность управляющих компаний и руководителей ТСЖ. Этим они занимаются, так сказать, по совместительству. У кого-то получается взывать к совести и договариваться о реструктуризации долга, а у кого-то не очень. В этом случае они могут обратиться к услугам так называемых коллекторских агентств, чья главная и единственная функция – «вытрясать» долги. По сути происходит продажа долгов за несопоставимо меньшую сумму. Предположим, собственники жилья задолжали управляющей компании 1 миллион рублей, а она «продаст» коллекторам этот долг за 300 тысяч. Сколько тем удастся вытрясти из неплательщиков, столько они и заработают. И вот уж тут должникам не позавидуешь. Скажем, коллекторское агентство может подключить систему автодозвона, которая будет доставать вас телефонными предупреждениями 200 раз в сутки. Если неплательщик выключит стационарный телефон, к нему в квартиру может позвонить крепкого телосложения человек и вновь вежливо напомнить, что долги платить все-таки придется. Вариантов воздействия на должников у коллекторских агентств множество, и далеко не всякий выдержит такой психологический прессинг. В общем, как ни крути, а вывод один – лучше все-таки не копить долгов. Даже если вы считаете, что в вашей платежке за коммуналку значатся какие-то неправильные начисления, надо с этим сразу разобраться и спать спокойно, нежели оказаться в положении, когда можно потерять собственность и лишиться самого дорогого, что ценится в нашей стране, – жилья. Галина БОБРАКОВА. По информации управления продаж физическим лицам ОАО «Коми энергосбытовая компания», больше всего долгов перед энергетиками накопили жители Воркуты (более 112 млн. руб.), Сыктывкара (около 50 млн. руб.), Ухты (более 42 млн. руб.), из сельских районов недисциплинированными плательщиками являются жители Усть-Куломского, Удорского, Корткеросского, Усть-Вымского и Прилузского районов. С прошлого года этот список практически не изменился, а дебиторская задолженность увеличилась на 73 млн. рублей. В рамках борьбы с задолженностью населения компания ведет претензионно-исковую работу по принудительному взысканию сумм задолженности через судебные органы. В конце лета – начале осени усилится работа по отключениям неплательщиков, будут проводиться совместные рейды с судебными приставами. |