Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
13 августа 2010 года

Из "ложной солидарности"

/ С чем столкнулся сотрудник милиции, пойдя против системы?

Эта почти невероятная история очень похожа на выдумку не слишком изобретательного писателя-детективщика, почему-то озлобившегося на правоохранителей. И все же произошла она в реальности, что подтверждается многочисленными документами. Например, решениями судов, в том числе и Верховного суда РК.

Один стул на двоих

Инцидент, о котором пойдет речь, случился в городе Емве Княжпогостского района 6 апреля 2008 года. Встретились двое мужчин в баре, повздорили, вышли на улицу, там один из них ударил другого… Вроде бы банальнейший случай, который вскоре забудется. Но оба участника конфликта оказались милиционерами. Один из них являлся родственником начальника ОВД по Княжпогостcкому району. Второй был простым водителем в звании прапорщика, и его с руководством кровные узы не связывали. В итоге ему и его родным пришлось вступить в настоящую схватку с системой.

В ночь с 5 на 6 апреля 2008 года милиционер-водитель Андрей Пономарев (имена и фамилии главных действующих лиц изменены по этическим соображениям) отдыхал в одном из баров Емвы. Удобно устроился на стуле у барной стойки, сделал заказ и отправился танцевать. Когда вернулся, увидел, что его место занято. На стуле расположился его коллега – сотрудник ОВД Иван Нефедов. Тот не пожелал уступить стул. Мужчины повздорили, обстановка накалилась. В конце концов А.Пономарев вышел из бара, прогулялся по улице, чтобы немного успокоиться, позвонил приятелям-милиционерам, попросил забрать его из бара и отвезти домой.

В этот момент на улице появился И.Нефедов. Он напомнил Андрею о конфликте в баре. Милиционеры вновь разругались. То, что произошло в течение нескольких следующих минут, стало предметом многочисленных судебных разбирательств.

В общем, своих приятелей А.Пономарев встретил с залитым кровью лицом. Андрей рассказал, что И.Нефедов ударил его кулаком. Пономарев упал и потерял сознание. Когда очнулся, почувствовал сильную боль и увидел, что с подбородка капает кровь. Он пригрозил противнику, что напишет заявление в милицию. Андрей попросил друзей отвезти его в дежурную часть, чтобы немедленно сообщить о совершенном в отношении его преступлении. Но не тут-то было!

«Разбор полетов»

Узнав от Андрея, кто врезал ему кулаком в лицо, дежурный не стал спешить с регистрацией заявления, поскольку родство И.Нефедова с начальником ОВД по Княжпогостскому району Николаем Ращектаевым не было тайной для сотрудников отдела. А.Пономарев настаивает на том, что все же написал в ту ночь бумагу и оставил ее в дежурной части. Но его коллеги впоследствии утверждали, что никакого заявления в глаза не видели.

Побывав в родном отделе, Андрей поехал в больницу, где врач поставил ему диагноз: двусторонний перелом челюсти. Рекомендовал немедленно лечь в больницу, но Пономарев от срочной госпитализации отказался. Он вновь поехал в отдел милиции. Туда же прибыл и Нефедов. Руководство ОВД, в том числе начальник милиции общественной безопасности, уже было поставлено в известность о скандальном происшествии в баре. Высокопоставленные милиционеры приняли решение о направлении обоих участников конфликта на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. По воспоминаниям Андрея, кровь на анализ ни у него, ни у его «оппонента» не взяли из-за каких-то медицинских «нестыковок». На том ночной «разбор полетов» и завершился.

Через день А.Пономарева положили в больницу. Информацию о следах побоев на теле пациента врачи, как и полагается, направили в ОВД. И тут к Андрею один за другим пошли посетители. Приятели из отдела милиции навещали его не только и не столько за тем, чтобы справиться о здоровье. Они прозрачно намекали, что нехорошо выносить сор из избы и лучше всего оставить Нефедова в покое. Андрей все же собирался привлечь обидчика к ответственности. Пойти на мировую его уговорила мать.

Разговор с начальником

Мать А.Пономарева, Галина Ивановна, приехала в Княжпогост из Сыктывкара, как только узнала о том, что сын лежит в больнице. В тот же день состоялась ее встреча с начальником районного ОВД Николаем Ращектаевым. Тот был озабочен случившимся и предложил урегулировать конфликт мирно. После обстоятельной беседы с начальником ОВД женщина пришла к выводу, что сыну лучше пойти на мировую – ведь случившегося уже не исправить, а Андрею еще жить в Емве и работать в милиции.

В качестве возмещения ущерба, нанесенного А.Пономареву, люди в погонах пообещали передать ему машину – старенькую «девятку», на которой ездил Нефедов.

Андрей очень не хотел мириться, но поддался на уговоры матери. И.Нефедов приехал к нему в больницу, показал предназначенную ему машину, и мужчины пожали друг другу руки.

Передачу машины оформили официально – как сделку купли-продажи. Покупателем в документах значился А.Пономарев. А вот владельцем машины, оцененной в двадцать тысяч рублей, оказался вовсе не И.Нефедов, а еще один родственник Н.Ращектаева, который, кстати сказать, тоже работал в ОВД.

Обе стороны выполнили свои обещания. После «купли-продажи» автомобиля А.Пономарев подписал якобы свои показания, составленные участковым. Доверившись коллеге, он поставил подпись, как говорится, не глядя – ведь не будут его свои же подставлять! Оказалось, что будут…

Сам виноват!

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И.Нефедова случившееся у бара было изложено иначе. Оказалось, что это Пономарев привязался к Нефедову, оскорблял его, наносил ему удары и, попытавшись ударить в очередной раз, промахнулся, потеряв равновесие, не удержался на ногах и ударился головой о металлическую урну, которая стояла у входа в кафе. От того, мол, и получил двусторонний перелом челюсти. В результате уже в отношении Пономарева было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в оскорблении Нефедова и нанесении ему побоев.

Галина Ивановна не могла простить себе того, что выступила посредником при заключении «мировой». Пытаясь помочь сыну, она писала жалобы во все правоохранительные органы республики, обращалась к Президенту РФ, министру внутренних дел РФ. Из Москвы документы направлялись в Сыктывкар, оттуда – в Княжпогостский район. Пока жалобы Галины Ивановны «ходили по кругу», положение ее сына все более усложнялось.

Однажды к Андрею пришел еще один его коллега – сотрудник ГИБДД. Гость сообщил, что начальник районной ГИБДД дал ему копию заключения служебной проверки и попросил принять по нему решение. Из материалов проверки следовало, что А.Пономарев управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Нашлись и свидетели, подтвердившие, что нетрезвый водитель сел за руль.

Предоставленных милиционерами материалов оказалось достаточно, чтобы суд лишил А.Пономарева водительских прав на полтора года. Такое наказание и обычному автолюбителю сложно перенести, а что делать человеку, который работает водителем? Андрею пришлось уволиться из милиции. Впоследствии вышестоящая судебная инстанция отменила решение мирового судьи, но работу Пономарев потерял. Ну а найти ее в небольшом городе непросто…

А вскоре А.Пономарев был признан виновным в оскорблении И.Нефедова и нанесении ему побоев. Суд приговорил бывшего милиционера к штрафу.

Признания свидетелей

И все же жалобы Галины Ивановны принесли пользу. Ее заявление, направленное в республиканскую прокуратуру, оттуда перенаправили в прокуратуру Княжпогостского района. Районная прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И.Нефедова. Уголовное дело все-таки возбудили, но расследование княжпогостские правоохранители проводили, скажем так, не торопясь. Если к тому времени А.Пономарева уже осудили, то о передаче в суд дела в отношении И.Нефедова и речи не шло. При этом родственник начальника ОВД по-прежнему работал в милиции.

Галина Ивановна признается, что иногда ее охватывало чувство полной безнадежности: опускались руки, казалось, что сделать уже ничего нельзя – плетью, как говорят, обуха не перешибешь.

Устав ждать у моря погоды, женщина решила искать правду в Сыктывкаре. После долгих мытарств она все-таки добилась того, что уголовное дело И.Нефедова было передано в следственное управление МВД по РК. И тут, что называется, процесс пошел. Впоследствии в зале суда следователь СУ МВД по РК А.Зиновьев, допрошенный в качестве свидетеля, сообщил, что уголовное дело по обвинению И.Нефедова в умышленном причинении вреда здоровью А.Пономарева передали ему спустя восемь месяцев после того, как оно было возбуждено. Получается, что за этот срок княжпогостские правоохранители не сумели разобраться в вышеописанном и вроде бы банальнейшем конфликте у бара.

Ознакомившись с материалами дела и проанализировав показания допрошенных на тот момент людей, следователь А.Зиновьев пришел к выводу, что многие свидетели дали ложные показания. И в ходе новых допросов они признали, что изложили события не совсем верно. Например, двое признались, что вообще не видели, как А.Пономарев получил травму. Но во время первого допроса сообщили, что тот у них на глазах упал и ударился головой о металлическую урну. Дать такие показания их попросил Нефедов.

В конечном итоге доказательств, собранных следствием, оказалось достаточно для передачи дела И.Нефедова в суд.

Берегись автомобиля!

Но в процессе разбирательств на Андрея Пономарева свалилась новая напасть. Его снова потянули в суд – на этот раз по гражданскому иску бывшего владельца той самой «девятки». «Дареный конь» оказался «троянским».

Бывший владелец заявил в суде, что заключил с А.Пономаревым обычную сделку купли-продажи. Передал ему машину, а вот покупатель деньги ему не отдал. В связи с этим истец требовал вернуть ему машину. Мировой судья оставил требование без удовлетворения, но районный суд принял иное решение, обязав А.Пономарева в течение трех дней вернуть машину бывшему владельцу. Ирония ситуации заключалась в том, что Андрей даже при очень большом желании не смог бы этого сделать: машина была у него изъята как вещественное доказательство по делу И.Нефедова. И поскольку машину Пономарев не вернул, в дополнение ко всем неприятностям судебные приставы еще и оштрафовали его за неисполнение решения суда.

Судьба машины решалась в суде еще несколько раз. Бывший владелец опять выдвигал требования – настаивал на возврате не самого имущества, а той суммы, в которую оно было оценено. Дело дошло до Верховного суда РК. В конечном итоге служители Фемиды все же отказали экс-владельцу в удовлетворении его требований.

Жизнь налаживается?

Немало интересных фактов выяснилось в ходе судебного разбирательства по делу Нефедова. Большинство свидетелей-милиционеров настаивали на версии Нефедова: мол, Пономарев сам упал и ударился. В качестве свидетеля был допрошен и начальник ОВД по Княжпогостскому району Николай Ращектаев. Он, в частности, сообщил, что никогда не предлагал «девятку» Пономареву в качестве возмещения ущерба, поскольку ни он сам, ни Нефедов не являются владельцами машины. А вообще, по словам свидетеля, узнав о случившемся у бара, он отреагировал так, как и положено начальнику отдела, – распорядился провести служебную проверку. Но Пономарев, дескать, сам попросил не проводить эту проверку, признавшись, что просто упал и ударился.

Однако суд пришел к выводу, что версия о падении потерпевшего на металлическую урну опровергнута показаниями незаинтересованных свидетелей. А вот к показаниям ряда милиционеров, в том числе и Н.Ращектаева, суд отнесся критически, решив, что люди в погонах просто пытаются помочь подсудимому избежать ответственности. Стоит процитировать приговор мирового судьи Емвинского судебного участка: «данные сотрудники милиции из ложной солидарности пытаются оправдать преступные действия последнего (Нефедова – прим. автора), факты оказания давления на потерпевшего нашли свое подтверждение в судебном заседании, как показаниями самого потерпевшего, так и показаниями свидетелей, и свидетельствуют о том, что проводимая по данному факту доследственная проверка была целиком направлена на сокрытие преступления». Как ни странно, в МВД по РК в ходе служебных проверок по заявлениям Галины Ивановны этих фактов не заметили.

Мировой судья признал И.Нефедова виновным в причинении вреда здоровью А.Пономарева и приговорил подсудимого к условному сроку лишения свободы. Осужденный уже не работает в милиции.

Сейчас А.Пономарев надеется добиться отмены приговоров суда, который признал его виновным в нанесении побоев и оскорблении И.Нефедова. А последний, не согласившись с приговором мирового судьи, обжаловал его в районном суде. В Емве опять идет судебное следствие по тому же делу…

Людмила ВЛАСОВА.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №147 (4303) - 13 августа 2010 года

Григорий Чекалин прекратил голодовку

 №146 (4303) - 12 августа 2010 года

Мефедрон и метилон отныне под запретом

Экс-милиционер получил условный срок

С третьей попытки в суде началось разбирательство по поводу вырубки деревьев на улице Димитрова

 №145 (4302) - 11 августа 2010 года

На Григория Чекалина заведено второе дело

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 147 (4303)
13 августа 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»