У прилавка |
13 августа 2010 года |
Если вы доверили ремонт частнику.../ Письменный договор поможет избежать недоделок
По традиции именно летом жители республики затевают ремонт в своих квартирах. Многие по старинке предпочитают обновлять интерьер собственными руками, отчасти из-за того, что боятся столкнуться с мошенниками. Вероятность этого, конечно, не исключена, но любое дело должны выполнять профессионалы, и переделку квартиры тоже лучше доверить им. У нас в республике вместо специализированных фирм, занимающихся ремонтом квартир, оказанием подобных услуг, как правило, занимаются физические лица и индивидуальные предприниматели, так называемые частники. В случае заключения договора с частным лицом закон не на стороне потребителя, поскольку, как пояснила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Коми Ольга Акулова, отношения между физическими лицами не могут регулироваться законодательством о защите прав потребителей и положениями Гражданского кодекса РФ о подряде. Согласно положениям закона в качестве исполнителя в договоре может фигурировать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Как избежать неприятностей? Проще всего заручиться рекомендациями знакомых и близких, проверивших надежность ремонтников на собственном опыте, но если таковых нет, при самостоятельном поиске важно помнить некоторые правила. Выбирая ремонтников по объявлению, прежде чем выдавать аванс, как минимум стоит поинтересоваться, где проживает «бригадир», и взять с него расписку с указанием паспортных данных. Составляя смету, не стоит соглашаться с тем, чтобы расходные материалы закупали сами рабочие. Недобросовестные «подрядчики» называют максимальную цену, а на самом деле приобретают на рынке материалы низкого качества и гораздо дешевле. Чем это чревато? В случае замены сантехники, например, через какое-то время может лопнуть кран, и вы зальете соседей, или же проводка начнет искрить и выведет из строя бытовую технику. Спор может возникнуть по поводу того, за чей счет должны устраняться недостатки. – Ответственность за некачественное проведение работ должна быть предусмотрена договором (если речь идет об индивидуальном предпринимателе либо юридическом лице). В соответствии со статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненных работ либо соответствующего уменьшения стоимости работ, а также возмещения расходов в ходе устранения недостатков ремонта своими силами либо третьими лицами. В конце концов, заказчик вправе вообще отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Но в соответствии со ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель обязан возместить строителям фактически понесенные расходы, – уточнила Ольга Акулова. Все требования, связанные с возвратом денег и возмещением убытков, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только в судебном порядке (ст. 11 ГК РФ, п.1 ст.17 Закона «О защите прав потребителей»). Кроме того, в соответствии со ст.15 этого закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Валентина КОСТИНА. |