У прилавка |
30 октября 2009 года |
Мебель тоже бывает "серой"/ С письменным договором проще вернуть некачественный товар
Сегодня мы начинаем публикацию страницы для потребителей, которую так и назвали – «У прилавка». Она будет выходить дважды в месяц, по пятницам. На этой полосе вы найдете советы специалистов Роспотребнадзора, консультации экспертов по поводу качества товаров, различную познавательную информацию, а также мнения покупателей. Как отмечают аналитики, более половины продаваемой в России мебели — нелегальный товар. То тут, то там открываются мини-фабрики, располагающиеся где-нибудь в гаражах, в которых мастера-самоучки собирают мебель, на первый взгляд не отличимую от фирменной. Качество выявляется потом, когда на голову решившего сэкономить потребителя падает дверка такого аккуратненького поначалу шкафчика. Гарнитур возврату не подлежит Неудивительно, что в последнее время в управление Роспотребнадзора участились обращения, связанные с изготовлением мебели. В основном граждане жалуются на нарушение сроков изготовления и доставки. Часто задают вопрос: а можно ли вернуть мебель продавцу? Мебель относится к группе дорогостоящих товаров и товаров длительного пользования. Потребитель должен знать, что, например, вернуть мебельный гарнитур, если он вдруг не подошел по габаритам к комнате, нельзя. Таковы правила продажи. Обменять или потребовать возврата денег можно лишь в том случае, если диван, стол либо кресло были куплены по отдельности. Однако продавцу или исполнителю услуг можно предъявить штрафные санкции из-за срыва сроков поставки. В Законе «О защите прав потребителей» мебель рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как товар, и тогда потребитель может предъявить продавцу штрафные санкции в размере 1 процента за каждый день просрочки в доставке мебели. А во-вторых, изготовление мебели – это и услуга, и в этом случае штрафные санкции за несвоевременное исполнение заказа могут возрасти до 3 процентов. Договор дороже денег В настоящее время частыми стали нарушения по исполнению договоров на изготовление мебели с предварительной оплатой заказа. Чтобы предостеречь потребителей от возможных проблем, советуем обратить внимание на следующие моменты. Прежде чем сделать заказ, следует посмотреть, есть ли у продавца (изготовителя мебели) офисное помещение, в котором выставлены товары – не на продажу, а в качестве образцов материалов и комплектующих. Дорожащие репутацией фирмы-изготовители обычно предлагают бесплатную услугу по виртуальному проектированию и моделируют в компьютере несколько вариантов, предоставляя возможность подбора нужных элементов в различной цветовой гамме. Оформляя заказ, следует настаивать на заключении письменного договора, при этом в договоре обязательно должна быть указана стоимость работ, сроки исполнения (с момента подписания договора либо с даты внесения предоплаты за заказ), и желательно, чтобы сроки были определены в виде конкретной даты. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Кроме того, в договоре должны быть прописаны все виды работ и этапы их выполнения (изготовление мебели, транспортировка, доставка, в том числе и подъем мебели, ее установка). Особо внимательно следует читать пункты договора об ответственности сторон, и если вы с ними не согласны, требуйте их исключения из договора. (Если условия договора ущемляют права потребителей по сравнению с установленными законами в области защиты прав потребителей, то они признаются недействительными.) Выбирая материал, из которого будет изготовлена ваша мебель, обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (например, элементы, изготовленные из низкосортного ДСП, могут выделять в окружающий воздух ядовитые формальдегид, фенол и другие канцерогенные вещества со всеми вытекающими последствиями). Необходимо оставаться начеку и при доставке товара на дом. В акте приемки должны быть зафиксированы все механические дефекты. Только в этом случае можно будет в дальнейшем решать возникающие вопросы с продавцом. Если в акте дефекты не обозначены – проблема перекладывается на плечи покупателя. С грамотными клиентами идут на мировую Если заказчик сталкивается с нарушением сроков исполнения договора, то вправе расторгнуть договор или назначить новый срок. При этом смело может претендовать на неустойку в размере трех процентов от стоимости товара за каждый день просрочки. Если изготовленная мебель не соответствует условиям договора (допущены ошибки в замерах, выявлены недостачи в фурнитуре, в материалах или не до конца выполнены работы по изготовлению мебели), то заказчик вправе потребовать уменьшения стоимости, безвозмездного устранения недостатков, а при невозможности их устранения – повторного выполнения работы из однородного материала. При наличии существенных недостатков заказчик вправе расторгнуть договор. Если при установке мебели повреждена отделка жилого помещения или имущество заказчика, то он также вправе претендовать на возмещение нанесенного ущерба. Кроме неустойки и возмещения убытков потребитель может потребовать компенсации морального вреда за потерю личного времени, за свои физические и нравственные страдания. Любая задержка в сроках изготовления мебели – уже повод для беспокойства. Какие-то устные объяснения менеджеров, например отговорка, что фабрика перенасыщена заказами, должны послужить сигналом для ответных действий. Не следует поддаваться на уговоры, напротив, необходимо переводить все отношения на формальный уровень, предъявляя письменные претензии. Такой подход можно считать более грамотным, поскольку в этом случае продавец или изготовитель мебели также будет обязан ответить в официальной форме. И заказчику не следует забывать, что он уже заплатил, а значит, имеет право требовать точного выполнения обязательств со стороны исполнителя. Вооружившись знаниями о своих правах, потребитель застрахует себя от многих проблем. Исполнители, сталкиваясь с юридически грамотным потребителем со всеми необходимыми документами на руках, предпочитают не доводить дело до суда, а решать проблемы мирным путем. Ольга АКУЛОВА, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК. Образец претензии, которым можно воспользоваться в случае нарушения прав, и образец искового заявления потребители смогут найти на сайте управления www.11.rospotrebnadzor.ru. Помимо этого, потребители могут обратиться с письменной жалобой в Управление Роспотребнадзора по РК по адресу: г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, д.71. По каждому обращению будут приняты необходимые меры реагирования. В управлении работает общественная приемная, куда потребители могут прийти за консультацией. График работы общественной приемной: понедельник и четверг с 9 до 12 часов. Также можно звонить по телефону «горячей линии» 21-30-61 по средам с 9 до 13 часов. В случае реализации права на судебную защиту потребители после того, как их иск будет принят к производству, также могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по РК с ходатайством о привлечении специалистов управления к участию в судебном деле. Управление Роспотребнадзора по РК до принятия решения судом первой инстанции может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (согласно ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). |