Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
11 сентября 2009 года

Владимир Косов: "Рак не терпит промедления"

Во всем мире продолжает увеличиваться заболеваемость злокачественными новообразованиями. За последние 25-30 лет темп роста заболеваемости онкологией превысил годовой темп прироста населения. К 2010 г. в мире прогнозируется до 12,5 млн. заболевших. Эксперты оценивают увеличение заболевших раком к 2030 году на 50%. Неутешительные цифры статистики говорят, что в мировом рейтинге по показателям заболеваемости и смертности от рака наша страна занимает одно из первых мест.

Сегодня на онкологическом учете в России состоит более двух миллионов человек. Быстрыми темпами растет онкология и в республике. Можно ли при таком «прогрессе» не пополнить печальную статистику и сохранить себя и своих близких? Как уберечься от рака и когда следует бить тревогу? Об этом и многом другом – наша беседа с главным врачом республиканского онкологиaческого диспансера, заслуженным врачом РФ Владимиром Косовым.

– Владимир Алексеевич, с чем, на ваш взгляд, связан рост онкологических заболеваний в республике?

– Общая ситуация в республике не является чем-то отличительным от средних показателей по России. И это не значит, что когда-то мы меньше болели. Нет, просто было больше приезжих, да и население было моложе. Сегодня достоверный рост онкозаболеваний в республике – от 3 до 6 процентов в год. За 10 лет заболеваемость выросла почти на 50 процентов, практически в такой же пропорции растет и смертность. Основная причина летальности – поздняя обращаемость. Больные порой обращаются на таких стадиях заболевания, когда оно уже не лечится. Ни у нас, ни за границей. Кстати, там давно это поняли и основные силы и средства бросили на раннюю диагностику и лечение на ранних стадиях заболевания.

– Известно, что чаще всего рак сам по себе не болит. И все-таки на какие симптомы следует обратить внимание?

– Да, чаще всего рак не болит или носит такие неопределенные формы боли, когда человек может терпеть или не обращать внимания на беспокойство. Увы, когда начинает болеть, во многих случаях сделать уже ничего нельзя.

Тем не менее необходимо знать, что рак является группой заболеваний, которые могут сопровождаться любыми признаками и симптомами. Признаки и симптомы зависят от размеров опухоли, месторасположения рака и от того, насколько вовлечены в процесс окружающие органы или структуры. В случае распространения (метастазирования) рака симптомы могут возникнуть в различных частях организма.

По мере роста опухоли она начинает сдавливать близлежащие органы, кровеносные сосуды и нервы. Такое сдавливание приводит к появлению некоторых признаков и симптомов рака. Кстати, если опухоль располагается в особо важной области, например в некоторых частях головного мозга, то даже рак малого размера может давать раннюю симптоматику.

Однако иногда опухоль возникает в таких местах, когда симптомы могут не появляться до тех пор, пока она не достигнет больших размеров. Рак поджелудочной железы трудно определить с помощью наружного осмотра. Некоторые опухоли этой локализации не дают симптомов до той поры, пока они не вовлекают в процесс нервы, приводя к болям в спине. Другие опухоли растут около желчного протока, приводя к изменению цвета кожи (желтухе). К сожалению, когда при раке предстательной железы появляются признаки и симптомы, он уже бывает распространенным.

Рак может также приводить к появлению общих симптомов в виде температуры, повышенной утомляемости, похудания. Это может быть вызвано опухолевыми клетками, которые выделяют вещества, изменяющие обменные процессы в организме. Такие симптомы могут возникнуть и в результате воздействия опухоли на иммунную систему.

Иногда опухолевые клетки выделяют вещества в кровоток, которые вызывают симптомы, обычно не характерные для опухоли. Например, некоторые опухоли поджелудочной железы вырабатывают вещества, приводящие к образованию тромбов в сосудах нижних конечностей. Некоторые виды рака легкого вырабатывают гормоноподобные вещества, которые влияют на уровень кальция крови, что оказывает влияние на нервы и мышцы, приводя к слабости и головокружению.

– И сколько длится по времени процесс заболевания?

– Рак – это длительный, многостадийный процесс. Известно, что до достижения опухолью легкого, желудка или молочной железы размера 1-1,5 см в диаметре проходит 5-10 лет. Таким образом, большинство опухолей закладывается в 25-40 лет, а в ряде случаев и в детстве. Вот тогда-то и следует начинать профилактику рака.

– Чем именно чаще всего в плане онкологии страдают больные в республике?

– Идет бурный рост заболеваний, которых раньше не было: рак мочеполовой системы, в несколько раз увеличилось количество заболеваний раком предстательной железы у мужчин. В Америке тоже эти показатели подросли, но там чаще люди болеют в 80-90 лет, а у нас – в 40-50… А по общей картине заболеваемости все осталось без перемен. Также «лидируют» рак легких и рак желудка – преимущественно у мужчин, у женщин – рак молочной железы и шейки матки. Но эти показатели остановились, количество заболевших на сто тысяч населения не увеличилось.

– А много ли случаев онкологии позволила выявить всеобщая диспансеризация? Та же флюорография? И с чем связан рост рака желудка?

– Дело в том, что флюорография действительно может выявить онкологию, если и не на сто процентов, то на 80-85 – точно. Мелкий рак она не выявляет, но если делать флюорографию регулярно, рост опухоли все же будет виден, и человека непременно дополнительно обследуют на компьютере. К сожалению, рак легких в большинстве случаев сегодня тоже диагностируется достаточно поздно. Раньше ведь практически не было граждан, которые не проходили обязательную флюорографию хотя бы раз в год. Любое устройство на работу, перевод на другое место службы, поступление в учебные учреждения, медкомиссии … Да и вообще в советские времена диспансеризация раз в год была обязательной для всех.

Что касается рака желудка, то в большинстве случаев практически 60 процентов из всех заболевших к нам обращаются уже на поздних стадиях! Между тем желудок прекрасно поддается лечению и очень хорошо оперируется. Но ни в коем случае не нужно игнорировать такие симптомы, как изжога, потеря аппетита, общее недомогание, снижение веса, потливость… Конечно, это не значит, что нужно сразу бежать к онкологу. Практически для всех доступна ФГС – фиброгастроскопия. Кстати, учитывая статистику по заболеванию раком желудка, возможно, на федеральном уровне будет принята программа о введении этой не слишком приятной процедуры в рамки диспансеризации. В Японии, кстати, рак желудка у мужчин занимал первое место среди онкологических заболеваний, так они стали стопроцентно всех мужчин пропускать через ФГС, в результате смертность резко пошла на убыль.

– Недавно при осмотре радиологического корпуса вы как-то мрачно обронили, что мы все рано или поздно умрем от рака. Не слишком ли уж пессимистично?

– К сожалению, мутация клетки человека неизбежна, с возрастом в организме могут образовываться и раковые клетки. Наша задача – выявить эту мутацию на более ранних стадиях. Дело в том, что чем старше человек становится, тем медленнее развивается злокачественный рак в случае заболевания. Такое вот преимущество старости, пожилые люди могут болеть и десять, и пятнадцать лет: обмен веществ невысокий, в том числе и в опухоли. Молодые же, заболевая, как правило, сгорают быстро. Тем не менее задача медицины сегодня – уйти от этой безысходности. Как? Я всегда говорил, что должны работать два фактора. Первый – государство, которое должно предоставить условия, чтобы человек мог пройти обследование и лечиться. Как бы там ни было, но, несмотря на экономические трудности, государство в этом плане делает немало: практически все наши районные больницы оснащены соответствующим оборудованием, иногда даже таким, какого нет в городских клиниках. Другое дело, что, учитывая разбросанность наших территорий, не каждый имеет доступ к этой аппаратуре. Второй фактор, что бы мне там ни говорили, – желание самого человека уберечься от заболевания.

– Хорошо, допустим, человек имеет установку на здоровый образ жизни и непременно хочет знать, не зарождается ли в нем эта «зараза». С чего ему начинать? Бежать к онкологу? Но к нему попасть не так-то просто…

– Зачем сразу к онкологу? Он ведь все равно без определенного направления и анализов вам ничего не скажет. И потом у нас всего три таких специалиста, нереально осмотреть всех желающих. Конечно, вы можете и компьютерную томографию пройти – с головы до ног, но это не на сто процентов безопасно.

Начните с участкового, расскажите ему, чего вы опасаетесь. Женщинам, имеющим так называемые факторы риска, прежде всего наследственность, если в роду кто-то был болен раком молочной железы, постоянно надо держать свое здоровье на контроле: регулярно проходить маммографию, УЗИ, гинеколога. Мужчинам, чтобы выявить онкологию на ранней стадии, нужно делать регулярно три вещи: пальцевое исследование у проктолога, ФГС – если желудок хоть чуть беспокоит, и снимок легких. Подчеркиваю, в 80 процентах случаев из ста вероятных при соблюдении этих условий удастся избежать злокачественной онкологии. Да, и еще: в последнее время подросло количество различных кожных заболеваний, в том числе и онкологического характера. Во многих случаях это связано, кстати, с летним отдыхом за границей. Так что не стоит пренебрегать и визитами к дерматологам.

– Сегодня многие уповают на так называемые онкомаркеры – сдачу крови из вены на определенные виды онкологии. Насколько эффективно их использование?

– Онкомаркеры – это чисто скрининговая система: чтобы по ним ориентироваться, кровь нужно сдавать ежегодно. И стопроцентно на них ставку тоже делать не нужно, так как онкомаркеры более-менее информативны только при некоторых видах заболеваний. У мужчин – на рак предстательной железы, у женщин – молочной железы.

– Нередко приходилось слышать, что лечение в России сильно уступает лечению от рака за границей. Что вы думаете по этому поводу?

– Думаю, что лечение там абсолютно такое же, как и у нас, только деньги пациентов уходят в колоссальном количестве. А аппаратура и способы лечения ничем не отличаются от наших. Другое дело, когда там на каждого больного – по одному врачу. В Америке, например, врач ведет троих больных, пролечивает, получает деньги, берет следующих троих. У нас же на врача 25 больных, и при этом – чрезвычайно высокая, почти стопроцентная хирургическая активность. А хирургов между тем мало, и сколько бы они операций ни делали – раз в пять дней или раз в три дня, все равно на них остается 25 больных, такой уж норматив… А оборудование, повторюсь, и у нас, и за границей одно и то же. У нас даже иногда лучше, мы имеет такое радиологическое оборудование, которое не везде в Германии есть.

– Недавно вы демонстрировали новое достраивающееся радиологическое отделение диспансера и новое оборудование для лечения. В чем его преимущество перед прежним?

– В отделении устанавливается очень мощный компьютерный томограф, который нужен для определения объемной конфигурации опухоли. Данные передаются на симулятор, который лишь симулирует облучение ткани. Этот аппарат дает возможность на практике проверить, как провести действительное облучение таким образом, чтобы в максимальной степени сохранить здоровые ткани. После «разведки» симулятора его данные тут же поступают на облучающий аппарат.

Марина ЩЕРБИНИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №164 (4078) - 9 сентября 2009 года

Алексей Моисеев: "Водитель имеет право позвонить руководству автоинспектора"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 166 (4080)
11 сентября 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»