Из первых уст |
9 сентября 2009 года |
Алексей Моисеев: "Водитель имеет право позвонить руководству автоинспектора"
1 сентября вступил в силу Административный регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. В этом документе расписаны все действия инспектора ДПС в различных ситуациях. О том, что и как теперь должен делать инспектор, на что он имеет право при общении с автолюбителями, а на что нет, мы беседуем с начальником ГИБДД УВД по Сыктывкару Алексеем Моисеевым. – Алексей Николаевич, что такое этот регламент и зачем он понадобился? – Регламент по существу является сводом законов для сотрудников госавтоинспекции. Например, в нем сведены все основания для досмотра автомобиля – как из Кодекса об административных правонарушениях, так и из Закона «О милиции». Здесь прописаны все действия инспектора при общении с гражданами. Как инспектор должен представиться, где и каким образом участник дорожного движения может обжаловать его неправомерные действия. – И как теперь инспектор должен представляться? – При общении с водителями сотрудники ГИБДД обязаны сначала представиться по всей форме, назвав свое имя, фамилию, должность и место службы, а по первому требованию собеседника предъявить служебное удостоверение. После этого сотрудник должен кратко сообщить причину и цель обращения. Он должен быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к участнику дорожного движения на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку. В принципе это все прописано и в Законе «О милиции». Если водитель нарушил правила дорожного движения, то автоинспектор должен разъяснить ему основания для ограничения прав и свобод, а также возникающие в связи с этим права и обязанности водителя. Причем делать это он должен со ссылкой на соответствующие нормативные документы. Если в машине находятся дети, то говорить надо так, чтобы дети не слышали. – В регламенте имеется любопытное дополнение: «Если инспектор находится в невменяемом состоянии, например сильно пьян, и это видно невооруженным глазом, то можно не исполнять его требования». Раз такое дополнение появилось, значит, подобное случается? – Я не могу говорить за всю систему ГИБДД, но у нас в столичной госавтоинспекции подобных фактов нет. Перед тем как наш сотрудник заступает на службу, мы в обязательном порядке проверяем его состояние. – В новом документе ничего не сказано о воинском приветствии. Теперь инспекторы не будут, что называется, «отдавать честь» водителям? – Не будут. Такое требование создавало определенные неудобства, ведь инспектор, как правило, держит в руках специальные предметы – жезл, радар и так далее. Выполнять с ними воинское приветствие достаточно проблематично. Несмотря на то что это не прописано в новом регламенте, выполнение воинского приветствия не будет являться нарушением. Это знак уважения. – Теперь сотрудник ГИБДД и водитель могут записывать на диктофон и снимать на видео общение друг с другом… – Да, в регламенте говорится, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. Отказать в этом сотрудники ГИБДД могут, только если речь, например, идет о несовершеннолетних или о сведениях, составляющих государственную тайну. В принципе видеоприборы используются в госавтоинспекции давно. И это дает положительный результат. Фото или видеосъемка являются неопровержимыми доказательствами, в том числе и в суде. Нередко бывает, что водитель не соглашается с правонарушениями, которые ему вменяются. Когда ему показывают видеозапись, то все сомнения исчезают. Практика показывает, что там, где установлены наружные видеокамеры, количество нарушений резко снижается. Наша задача не наказать побольше народа, а предупредить аварии, которые происходят вследствие нарушений правил, и спасти человеческие жизни. – В новый «кодекс чести» перекочевало требование к инспектору объяснить водителю в присутствии понятых все тонкости освидетельствования на состояние опьянения до начала его проведения. Что-то новое здесь есть? – Есть. Ранее если инспектор принимал решение о направлении водителя на медицинское освидетельствование в наркологию и эти подозрения не подтверждались, то инспектор расставался с трезвым водителем в больнице. Теперь согласно пункту 137.5 регламента сотрудник обязан вернуть трезвого водителя к месту отстранения от управления автомобилем либо доставить к месту, где был оставлен автомобиль. – Как трактует регламент действия инспектора по отношению к «неприкасаемым»? – В регламенте подробно изложен порядок действий в отношении должностных лиц, выполняющих государственные функции. Например, раньше было непонятно, что делать инспектору, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде. Ни задержать, ни отстранить от управления он его не мог. В регламенте четко прописано, что в этой ситуации инспектор обязан отстранить такого водителя от управления. – Алексей Николаевич, в регламенте написано, что проверку документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, автоинспектор может проводить только на стационарных постах ДПС. Это пункт 63. Расскажите подробнее о том, где и на каких основаниях автоинспектор может остановить машину? – Согласно Закону «О милиции» автоинспектор может остановить машину в любом месте вне зависимости от того, дежурит он на стационарном посту или нет. В данном случае Закон «О милиции» главенствует над регламентом. Оснований для остановки транспортного средства очень много. Это может быть и проверка документов, выявление нарушений правил дорожного движения, проведение спецопераций и так далее. В регламенте также закрепляется право сотрудников ГИБДД проверять документы не только у водителей, но и у пассажиров машины. На мой взгляд, это необходимо для снижения криминогенной ситуации. Кроме того, инспектор может проверить номера узлов и агрегатов автомобиля. – В новом документе разъясняются понятия досмотра и осмотра автомобиля. Чем они отличаются? – Во время осмотра инспектор проводит визуальное обследование автомобиля и груза. То есть не может самостоятельно, например, открыть багажник автомобиля. По его просьбе это должен делать сам водитель. Если водитель отказывается от осмотра, то по регламенту сотрудник ГИБДД может перейти к досмотру. Во время досмотра автоинспектор собственноручно обследует транспортное средство, но не нарушая целостность конструкции машины, например, не разрезая обивку, ничего не откручивая. Главное, чтобы за процессом следили двое понятых. – Регламент узаконил муляжи автоинспекторов и патрульных машин, которые, кстати, уже давно появились на российских трассах. Насколько это эффективно? – В Сыктывкаре мы тоже устанавливали муляжи автоинспекторов и патрульных машин. Но их быстро ломали, так как они были изготовлены из непрочного материала. Сейчас мы сделали их из металла. Будем устанавливать в местах концентрации ДТП, особенно там, где нарушается скоростной режим. На мой взгляд, муляжи достаточно эффективны. Например, мы устанавливали муляж сотрудника на Октябрьском проспекте возле школы. Водители от неожиданности притормаживали. Правда, чтобы был эффект, месторасположение муляжа надо постоянно менять. Так и будем делать. – Есть в документе и более оригинальные новации. Например, он содержит требование о том, чтобы все подразделения ГИБДД обзавелись страничками в интернете. Когда у столичной госавтоинспекции появится свой сайт? – Согласно регламенту в обязательном порядке свои сайты должны быть у каждого регионального Управления ГИБДД. Городские и районные инспекции могут открывать странички в интернете по возможности. В ближайшее время мы подключимся к интернету, потом уже будем думать и над собственным сайтом. – Какова ответственность сотрудника ГИБДД за несоблюдение правил хорошего тона, прописанных в регламенте? – Сотрудник несет персональную ответственность за полноту и обоснованность осуществления действий, предусмотренных Административным регламентом. При выявлении нарушений будут проводиться проверки, виновные будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. – Что полезного в регламенте есть для водителей? – Здесь четко прописано, если у водителя есть сомнения в правомерности действий инспектора или более того – назрел конфликт, водитель имеет право позвонить по номеру, который ему обязан дать инспектор. По телефону водитель может проконсультироваться у руководства автоинспектора или поговорить с дежурным. Беседовала Елена МАКИНА. |