Культура |
7 августа 2009 года |
Жил-был художник один.../ Оказавшись узником Севера, Яков Вундер стал его вдохновенным певцом
В нынешнем августе исполняется 90 лет со дня рождения Якова Вундера. Еще не так давно в заполярной Воркуте, пожалуй, не было человека, который не знал бы это имя. Слава о талантливом художнике в 50-70-е годы перешагнула границы Коми АССР, авторитет нашего земляка был высок даже в Москве. Жизнь мастера 43 года назад оборвал трагический случай. Как и все талантливое, работы Я.Вундера избежали забвения, а его имя до сих пор на слуху старожилов заполярного города. «Свастика» на портрете вождя Яков Яковлевич родился в 1919 году в селе МООР Бельцерского кантона Саратовской области Поволжской автономной республики немцев. В 1934 году закончил семилетку, а в 1939-м – Московское художественное училище имени 1905 года. В предвоенные годы трудился в театре украинского города Николаева. После объявления войны семья Вундер эвакуировалась в Акмолинскую область Казахстана. Эвакуация в отношении немцев Поволжья стала насильственной мерой. 28 августа 1941 года их автономия была упразднена. Народ, с XVIII века обосновавшийся в Поволжье, был выселен со своей родины за 24 часа. Из черноземных уголков страны их отправили в голые, малообитаемые казахстанские степи. Обустраиваться на новых местах предстояло старикам и детям. Все трудоспособное население мобилизовали в трудармию. Трудармеец Яков Вундер в 1941-1942 годах работал художником в клубе строителей города Атвассар Акмолинской области. В его задачу входило распространение среди тыловиков наглядной агитации. Это подразумевало создание и портретов вождей – вдохновителей борьбы с фашистскими захватчиками. У страха, как известно, глаза велики. Кому-то из недоброжелателей Вундера почудилось, что на портрете «великого кормчего» художник поместил свастику. Автор доноса разглядел фашистский знак не где-нибудь, а в складках рукава Сталина. Такой «вопиющий» случай не мог остаться без последствий. В ноябре 1942 года Вундера по 58-й статье осудили на десять лет лагерей. И из одной ссылки отправили в другую. Так художник очутился в Воркуте. В заполярный город он прибыл в январе 1944 года из Свердлов-ска. Сначала, как и все, тянул лямку на общих работах. Сотоварищ Вундера по заключению на кирпичном заводе Фридрих Гаун вспоминал, что от гибели его сородича спасло умелое владение пером и кистью. В культурно-воспитательной части Яков писал лозунги и рисовал плакаты, призывающие томящихся здесь и выбившихся из сил немцев, венгров, чехов и поляков перекрывать суточные нормы. После окончания войны, в 1946 году, Вундера определили в театр комбината «Воркутауголь». Продолжая отбывать лагерный срок, он стал выполнять функции художника-декоратора. Спасительный театр Рожденный в недрах ГУЛАГа Воркутинский музыкально-драматический театр на 93 процента был укомплектован заключенными. Позже художник вспоминал, что из лагерных ОЛПов на концерты и репетиции их водили в сопровождении конвоиров с собаками. На всех входах и выходах театра сидели вохровцы с собаками. Жесткий режим и всевозможные лишения не убили в заключенных артистах и художниках желания творить. В театре Яков познакомился со своей будущей женой танцовщицей Марией Барановской. Мария Георгиевна Вундер так вспоминала свою первую встречу с будущим мужем: «Когда пришла в театр, первым встретила художника Вундера. Я, конечно, тогда не знала, кто он. Спросила: «Дядя, как пройти к директору театра?» Марии в то время было 17 лет. В Воркуту она прибыла из Абези, где также был лагерный театр. Там девушка впервые и попробовала свои танцевальные возможности. А на север она попала совсем малюткой после расстрела в 1937 году за «дворянское происхождение» матери. Отец Марии – Георгий Барановский, инженер-строитель, в 1941 году получил назначение на строительство Северной железной дороги. С Яковом она подружилась во время работы над спектаклем «Евгений Онегин» в 1948 году. Взаимоотношения заключенного Вундера и вольнонаемной Барановской вскоре стали известны лагначальству. Последовало наказание. Вундера перевели на общие работы, позже – на 40-ю шахту. Над Марией завис дамоклов меч получить «за связь с заключенным» пятилетний срок. Пришлось уехать в Казахстан к родным Якова, где в апреле 1949 года родилась дочь Татьяна, названная по имени героини оперы, поставленной в Воркуте. Семья смогла воссоединиться лишь после освобождения Вундера. Жизнь художника в Воркуте в начале 50-х годов отражена в воспоминаниях бывшего заключенного Олега Боровского. «Клуб рос прямо со сказочной быстротой. Это было длинное здание с залом на 300 мест, с большой сценой и оркестровой ямой, были артистические уборные, комната художника, в которой после окончания стройки работал художник Яша Вундер, без конца писал маслом по квадратам «Мишки в лесу» и «Трех богатырей», все его работы уходили на квартиры лагерного начальства. Некоторые сердобольные жены начальников за его труды подбрасывали Яше и «копеечку». Жена художника позже рассказывала, что копий знаменитых авторов в то время Вундер сделал «два вагона», уставал так, что кисти падали из рук. Все заработанное в зоне он находил возможность переслать родным в Казахстан. Время духовного раскрепощения Несмотря на все сделанное для театра, после освобождения в 1952 году Вундера работать туда не взяли. Отказ мотивировали судимостью. С трудоустройством вышло немало хлопот. Фиаско завершилась даже попытка оформления сторожем на шахту «Северная». «Что, морда фашистская, поджигать собираешься?!» – зарычал на художника председатель профкома шахты. И все же старые связи, профессионализм помогли в 1953 году вернуться в театр. Здесь он выполнял обязанности художника, заведующего постановочной частью, художника-постановщика. «Нам ярко светило солнце надежды. Появилась вера в завтрашний день. Время духовного раскрепощения». Этими словами обозначил период после смерти Сталина друг Вундера художник Константин Иванов, тоже воркутлаговец. Их знакомство состоялось в 1954 году в зоне шахты № 1 «Капитальная», куда Вундер проник, чтобы встретиться с художником Арсением Шульцем. В личном деле художника, заведенном при поступлении на работу в театр, подшита подписка о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за «всякую связь с заключенными, каторжанами». Но, по свидетельству К.Иванова, это не останавливало Вундера, он «рыскал по лагерям, разыскивая еще не освободившихся художников, опьяненный свободой и верой в будущее...» При освобождении собратьев-художников Яков Яковлевич давал им в своей каморке и первое пристанище. Небезопасные «вылазки» в зоны не прошли бесследно. В 1955 году вокруг Вундера объединяется группа выживших в лагерях единомышленников. «Это был вольный клуб художников, любивших поболтать об искусстве и всем вместе, дружно, по совести, хорошо поработать над «халтурой» и разделить заработанные поровну, – вспоминал К.Иванов. – Мы все нуждались в душевной теплоте ближнего, в этом смысле Яков Яковлевич был для всех нас ярким примером человека-благодетеля, честного, энергичного, предприимчивого организатора». В фойе театра, в котором работал Вундер, вскоре стали выставляться этюды, рисунки, небольшие полотна на местную тематику. В недрах неформального объединения осенью 1955 года вызрела и первая в Воркуте художественная выставка. В тот же год Яков Яковлевич перешел работать в Воркутинскую геофизическую экспедицию. Возможность принять участие в качестве художника-фотографа в геологических экспедициях окрылила, вдохновила его. Затянувшееся «безделье» на стационаре сердило художника, приводило в уныние. Его душа, руки, кисть жаждали новых впечатлений. Итогом этих «творческо-геологических» командировок стала большая часть художественного наследия Вундера. Он писал тундру, Карское море, Югорский шар, Уральские горы, Вашуткины озера, будни и быт геологов. С этюдником и фотоаппаратом, пешком, на лошадях, вертолете объехал множество уголков Севера. По его работам этого периода можно изучать географию и топонимику края. В эти годы Вундер основательно увлекся фотографией. А приобщил его к этому делу и дал первые уроки Алексей Яковлевич Каплер, известный кинорежиссер, попавший в Воркуту за повышенное внимание к дочери Сталина Светлане. Последняя экспедиция Все последующие годы Вундер активно выставлялся в городе и республике. А в 1962 году добился официального признания объединения воркутинских художников в Коми отделении Союза художников РСФСР. Именно он одним из первых в городе ратовал и за создание краеведческого музея. Наверное, не случайно в нынешней экспозиции музея можно увидеть и его дары: скелет кита, находки с самоедского капища... Был он причастен и к первым спектаклям Воркутинского театра кукол. Первую в городе изостудию, организованную при содействии Якова Яковлевича, вел его друг Константин Иванов, а фотокружок на базе дворца культуры шахтеров – сам Вундер. Жадность к жизни, фантастическая работоспособность, недюжинные организаторские способности и предприимчивость позволяют назвать этого человека определяющей фигурой художественной жизни Воркуты второй половины 50-х – 60-х годов. Прочный авторитет и определенное материальное благополучие позволили ему в середине 60-х годов строить перспективы о переезде в Москву. Но жизнь сделала последний и самый крутой виток: в очередной экспедиции 8 сентября 1966 года художник погиб. Участница той экспедиции Валентина Золотова вспоминала: «Размеренно текущую жизнь партии нарушила цепь трагических событий: потерялся горнорабочий, поломался вездеход. В беготне и волнениях тех дней для меня остался незамеченным приезд командированных в нашу партию геофизиков-радиометристов Б.Потапова из Ухты и Б.Алексеева из Воркуты. Они выполнили проверку радиометрических работ нашей партии и начали готовиться к отъезду домой. К этому времени засобирался домой и Яков Яковлевич. Однако непогода затянулась, вертолеты не летали. Будучи человеком опытным, бывалым, Потапов принял решение сплавляться по Кожиму, тем более что в его экипировке была трехместная лодка. Так, втроем, Потапов, Алексеев и Вундер решили сплавляться. Когда они отплыли, я с группой была на поисках пропавшего рабочего. Вернувшись в лагерь, дали радиограмму в Воркуту и стали ожидать прибытия комиссии. Помню, что в этот день шел густой снег, видимости никакой, поэтому появление вертолета было неожиданностью. Он очень долго кружил над Кожимом, и мы решили, что нас не видно сверху. Но в результате вертолет очень точно приземлился на площадку, и из него вышли А.Г.Домбровский, заместитель главного инженера объединения «Полярноуралгеология» по технике безопасности, и Б.Алексеев. Именно от них мы узнали о крушении лодки, гибели Вундера и Потапова. Причем тело Потапова нашли сразу, а для поисков Якова Яковлевича пришлось организовать в Воркуте отряд, который продолжал поиски тела до наступления холодов. Его обнаружили лишь следующей весной, в льдине, на правом берегу Кожима, неподалеку от железнодорожного моста». Жене художника эти события помнятся так: «Летом 1967 года пастухом оленей были найдены в реке останки человека, зацепившегося за опоры моста. Течение, камни и время изменили их до неузнаваемости. Но сохранились кисти рук, а на левой руке, между большим и указательным пальцем, просматривалась татуировка – якорек. Именно она и дала возможность утверждать, что найденные останки принадлежат Якову Вундеру». Марии Георгиевне еще запомнилось то, что в день похорон грянул гром, который она услышала впервые за долгие годы жизни на Севере. Затем хлынул ливень. Природа как бы оплакивала вместе с людьми уход человека, так любившего жизнь. Памяти мастера В 1966 году в Воркуте была развернута посмертная выставка произведений Я.Вундера. На вернисаже предстали около 200 живописных и графических работ, был издан каталог. Большую часть картин после закрытия выставки закупил город и передал на хранение в Воркутинский музей. В предстоящем октябре Воркутинский музейно-выставочный центр вновь пригласит горожан на вернисаж памяти Якова Вундера, на котором можно познакомиться с его картинами, фотографиями, документами. Подготовлен и электронный каталог его работ. «Вундер» с немецкого переводится как «чудо». Жизнь Якова Яковлевича тоже в чем-то сродни чуду. Система, запрограммированная на уничтожение человека, не смогла уничтожить не только желания жить, но и чувствовать, творить. Галина ТРУХИНА, директор музейно-выставочного центра. г.Воркута |