Культура |
6 августа 2009 года |
Время преображать камни/ В Сыктывкаре началось традиционное творческое состязание скульпторов
В минувший понедельник в примыкающем к Национальной галерее РК саду в Сыктывкаре ожили... скульптуры. Девушка с веслом, девушка с шаром, Афродита, Медуза Горгона и прочие «изваяния» прошлись по тенистым аллеям и надолго замерли на дорожках сада. Оригинальный перформанс, подготовленный студентами Лесного института, предварял открытие третьего скульптурного пленэра «Финно-угорский мир. Точка пересечения», который будет проходить в столице Коми в течение 20 дней. Творческие состязания скульп-торов из финно-угорских и других регионов страны стартовали в 2000 году, когда Национальная галерея РК вышла с инициативой расширить свои экспозиции за счет сада, заложенного еще в начале ХХ века. Как известно, тогда в кирпичном двухэтажном здании с видом на Сысолу располагалось духовное училище. В конце 1990-х годов симпатичный особняк обжила Национальная галерея. Чуть позже в саду появились первые скульптуры. И тогда же сотрудники художественного хранилища решили пополнить экспозицию под открытым небом работами мастеров из других регионов. Первый же скульптурный пленэр показал, что подобные творческие состязания назрели, желающих принять участие в них предостаточно. В прошлом году прошла вторая встреча мастеров резца, коллекция Сада скульптуры возле галереи пополнилась новыми оригинальными работами. В 2008 году и было принято решение такие конкурсы проводить регулярно. В нынешнем году на призыв сотрудников галереи откликнулись скульпторы из Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Хабаровска и Архангельска. К сожалению, из российских финно-угорских регионов заявок не поступило. Тем не менее участники состязания были проинформированы о том, что во главу угла организаторы ставят этническую тематику. Это же отражено и в названии конкурса. По словам одного из инициаторов скульптурного пленэра и куратора нынешних состязаний Ольги Орловой, сейчас этническая тема в любом виде творчества переживает настоящий бум. Пересечение и взаимопроникновение традиций, взглядов, течений рождает настоящие шедевры. Вообще, для нынешнего времени характерно смешение видов и стилей искусства: один и тот же художник часто проявляет свои творческие возможности и в скульптуре, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Участники нынешнего конкурса – не исключение. В минувшую среду съехавшиеся в Сыктывкар мастера вплотную приступили к работе. Из карьеров Усть-Куломского района к Национальной галерее привезли монолиты доломита, гранита, кварцитопесчаника. Кроме того, доставили бетонные глыбы. Из них и предстоит ваять произведения искусства. В прошлые годы некоторые художники делали оригинальные произведения и из дерева. Но на этот раз от этого традиционного материала пришлось отказаться: в Саду скульптуры все произведения находятся под открытым небом, а деревянные памятники недолговечны. Кстати, в саду после двух прошедших пленэров уже стало тесновато. К сожалению, в нашем городе пока нет скверов, куда смогли бы перекочевать скопившиеся здесь произведения. Организаторы конкурса надеются, что руководство Сыктывкара в конце концов перенимет опыт других регионов и городов, где окружающее пространство уже немыслимо без скульптурных композиций. На открытии конкурса министр культуры РК Владимир Юрковский пожелал участникам состязания вдохновения, терпения и хорошей погоды. Последнее для подобного рода конкурсов имеет немаловажное значение. Правда, в нынешнем году каждый из конкурсантов обеспечен палаткой из полиэтиленовой пленки на случай дождя. В течение неполных трех недель за работой мастеров могут понаблюдать все желающие. Для конкурсантов предусмотрена также большая культурная программа. Кроме того, они проведут мастер-классы для юных талантов в этнокультурном лагере «Радлун». 23 августа здесь же, в Саду скульптуры, экспертный совет, куда входят известные скульпторы и искусствоведы, подведет итоги конкурса. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |