Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
11 июня 2009 года

Нежелательное соседство

/ Почему в районную больницу приходится вызывать милицию?

С недавних пор главный врач Усть-Вымской центральной районной больницы Татьяна Булышева чувствует себя на своем рабочем месте как на пороховой бочке.
Слишком много беспокойства причиняют лечебному учреждению переселенцы из дома сестринского ухода из деревни Туискерес, что на Коквицкой горе.
Пьянки, драки, оскорбление медперсонала, мусор и грязь – все эти чуждые больничному покою явления, увы, с некоторых пор стали неотъемлемой частью жизни центральной районной больницы. Безусловно, брошенные, никому не нужные старики не могут не вызывать сочувствия. Но в данном случае речь
не только о милосердии.

ДОМ сестринского ухода в Туискересе в свое время был создан как структурное подразделение больницы и более-менее благополучно существовал все эти годы. Обладатели социальных коек жили в своем мире и, учитывая автономность местности, по большей части никому не докучали: получали пенсию, ходили в ближайший магазинчик, выпивали, ссорились, мирились, два раза в неделю посещали баню. Большая часть мужчин – отсидевшие, несколько из них – инвалиды-колясочники. Уход за престарелыми гражданами осуществляли санитарки, еду готовили повара, действовала своя кочегарка. На 15 человек было почти столько же и обслуживающего персонала. Жили старики по 2-3 человека в комнатах. Содержались социальные койки за счет средств бюджета здравоохранения: порядка 1,5 миллиона рублей в год, и согласно договору – на часть пенсий постояльцев.

До февраля 2009 года картина практически не менялась: 15 пожилых граждан жили в доме сестринского ухода и еще пять-шесть пациентов больницы, которым некуда было деваться после выписки, ждали очередь на эти койки. Администрация больницы не раз поднимала вопросы в районе о том, что нужно открывать отделение на 25 социальных коек. В 2002-2004 гг. силами тогдашнего главного врача была предпринята попытка передать отделение в структуру социального управления, но из-за несоответствия учредительных документов ничего не получилось.

ПОСЛЕ известных трагических событий в Подъельске деревянный дом на Коквицкой горе был закрыт, сотрудники уволены, а пациенты переведены в обычные больничные палаты в Усть-Вымскую ЦРБ. Сегодня 20 постояльцев, а это ровно четверть коек ЦРБ, занимают четыре палаты. Назвать обычными больными этих пациентов было бы не совсем правильно. В лечении они практически не нуждаются. В основном за ними нужен уход. Привыкшие к относительно свободной жизни, пожилые граждане не желают мириться с больничным уставом и менять свое поведение. На замечания медперсонала некоторые из них реагируют нецензурной бранью, послать по матушке медсестру или главного врача стало обычным делом. Больные, волею судеб оказавшиеся соседями неспокойных граждан, постоянно обращаются с жалобами к администрации больницы.

Агрессию неспокойных пациентов вызывает и то обстоятельство, что им не выдаются на руки деньги. Все пенсии складываются в бухгалтерском сейфе. Понятно, что с точки зрения конституционных прав это не совсем верное решение. Но ведь и администрацию больницы упрекать неразумно: только за период майских праздников в мужские палаты «социальных» пять раз вызывали наряд милиции – разнимать пьяные драки. Один раз главврач поверила-таки постояльцу. Мужчина-колясочник решил податься к родственникам, написал расписку, что уходит по своей воле, забрал скопившуюся пенсию – 25 тысяч рублей. А через несколько дней, пьяный и агрессивный, появился у приемного покоя ЦРБ с требованием немедленно вернуть его в палату.

ПОНЯТНО, что в больничных стенах новоиспеченные пациенты находятся не от хорошей жизни. У каждого обитателя этих четырех палат – своя история. Например, одного пожилого мужчину в районную больницу перевели после месяца лечения в ожоговом отделении республиканской больницы. Гражданин родился в Усть-Вымском районе, поэтому еще месяц лечился по месту жительства. Но и после, когда сроки согласно нормативам ФОМСа истекли, остался в больнице: жена отказалась забирать искалеченного, требующего ухода мужа домой. Спустя полгода бедолага скончался. И сегодня у троих «социальных» пациентов есть родственники, но вот толку от них… Доходит до цинизма. У одного старика дочь работает в республиканском медучреждении. Но забрать отца дочь категорически отказывается, а когда главврач начинает призывать непутевую родственницу к совести, та грозится нажаловаться на нее... уполномоченному по правам человека.

Еще одна история: одинокая старуха прописала у себя постояльцев, с тем чтобы те за ней ухаживали. Но великовозрастные «тимуровцы», сбагрив бабушку в ЦРБ, отказываются ее забирать. Несколько раз Татьяна Владимировна вынуждена была писать и об этой, и о других историях – в районную прокуратуру, но там, говорит, только руками разводят…

С появлением новых постояльцев в больнице резко ухудшилась санитарно-эпидемиологическая обстановка. Запах в этих палатах, что называется, хоть святых выноси: памперсов, которые время от времени покупают для больницы коммерсанты, категорически не хватает, к тому же курить в палатах для этих постояльцев – дело обычное. Одним словом, нагрянь с проверкой СЭС – мало не покажется. Еще один важный аспект: понятно, что при переходе пожилых граждан из сестринского дома ухода в Усть-Вымскую ЦРБ бюджет здравоохранения района уже был сверстан, к тому же с учетом секвестирования. На «социальных» постояльцев, естественно, расходы по больнице не учитывались. Все эти вопросы Татьяна Владимировна ставила перед министерством здравоохранения, на что получила ответ, что это задачи муниципалитета. Татьяна Владимировна с ужасом думает, что будет в конце года, когда дебет с кредитом в тех же вопросах питания может попросту не сойтись, ведь увеличение расходов на 25 процентов – не шутка… Кормить «социальных» пациентов за счет обычных больных главврач права не имеет. Но и не кормить – тоже нельзя.

СОВЕРШЕННО невнятна в данной истории и позиция муниципалитета. Татьяна Владимировна не раз ставила вопрос перед администрацией района решить вопрос с социальными койками. Хотя бы выделить для работы с бывшими пациентами дома сестринского ухода социальных работников, которые могли бы и пенсиями заниматься, покупая на них нужное для постояльцев, и восстановлением документов, что в ряде случаев тоже оказывается весьма актуальным. Ответ от усть-вымских властей получает один и тот же: не положено, незаконно…

По этой логике выходит, что Татьяна Булышева совершенно «незаконным» образом пытается помочь своим горе-обитателям. Вот Геннадий Мартынов, например, освободившийся в октябре из мест заключения. Решил бедолага подкалымить в Микуне по строительным работам. Нашли Мартынова в канаве, избитого, без единого документа, да еще и почти слепого: говорит, что повздорил с наркоманами, они ему какую-то кислоту в глаза и плеснули. Без документов операцию Мартынову не сделать, полгода Булышева занималась его паспортом, да еще и инвалидность оформила. А другому – гражданину Николаеву – не только паспорт восстановила и инвалидность оформила, но и с пропиской помогла. И нет никаких гарантий, что завтра в Усть-Вымской ЦРБ вновь не появится какой-нибудь «безымянный» гражданин…

– Вот и скажите, чем я занимаюсь? – с горечью и совершенно справедливо вопрошает Татьяна Владимировна. – Разве это функции главного врача больницы?

В свою очередь мы тоже решили выяснить, чьи функции выполняет руководитель медицинского учреждения, а заодно и поинтересоваться по поводу социальных работников в помощь ЦРБ. В конце концов вопрос с социально незащищенными людьми, находящимися в районе, это действительно по большей части функции муниципалитета. Но, увы, начальник управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Усть-Вымскому району Людмила Сухих ответила по телефону, что всю ответственность за социальных пациентов несет… больница. Кто же в конце концов разрубит этот гордиев узел, нам так и не удалось выяснить.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №105-106 (4019-4020) - 11 июня 2009

Праздничная программа столицы

Проезд на Архангельск закрыт

Пионеры из "Мечты" / В детских лагерях республики этим летом отдохнут более полутора тысяч школьников

Посмертная награда

Обратная связь

 №104 (4018) - 10 июня 2009 года

Интервенция в микромир / Изучению наночастиц посвящен международный семинар геологов в Сыктывкаре

Дом творчества просят покинуть "намоленное место" / За неисполнение приказа директор РДТ уже получил выговор

По русскому языку - зачет

Большой совет муниципалов

Уровень рождаемости стал рекордным за последние пятнадцать лет

Коми вошла в программу по борьбе с бесплодием

Приемные родители: работа или призвание? / Семья, где деньгами распоряжаются дети, - это уже не семья...

Слет юных туристов собрал в этом году только семь команд

Чтобы не заблудиться / Типовая инструкция по безопасному поведению в лесу

 №103 (4017) - 9 июня 2009 года

Девять лет ожидания / Не всем жильцам дома по улице Рабочей в Выльгорте удалось дожить до окончания капремонта...

Законотворчество при содействии прокуратуры

Ирину Брагину сменил Дмитрий Челпановский

Минимум по русскому

Накануне летней оздоровительной кампании

Награда от лесников

Дипломанты всероссийского конкурса

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 105 (4019)
11 июня 2009 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»