Из первых уст |
11 июня 2009 года |
Ирина Котылева: "Музей никогда не станет прибыльным учреждением"
Принято считать, что о благополучии общества красноречивее всего говорит отношение к детям и старикам. К этому стоит еще добавить и отношение к культуре, к учреждениям, которые пропагандируют, популяризируют вечные ценности. Национальный музей Республики Коми – крупнейшее в регионе хранилище исторических памятников, одно из самых посещаемых мест досуга. Встречи, выставки, театрализованные представления, презентации... Но это лишь видимая, парадная часть деятельности этого учреждения культуры. В закулисье музейной жизни нас посвятила директор Национального музея РК Ирина Котылева. – Ирина Николаевна, какое, на ваш взгляд, мероприятие за последнее время стало в стенах музея самым значимым? – Если взять отрезок времени от прошлого мая до нынешнего, то, несомненно, заслуживает упоминания выпуск двух мультимедийных дисков. Один посвящен деятельности Стефана Пермского, второй – творчеству Виктора Савина. На компактных носителях сосредоточена многоуровневая информация, представлено большое количество памятников, множество архивных материалов. Создание и выпуск таких носителей стало новым этапом работы музея, которое потребовало и переосмысления нашей деятельности. Из выставочных проектов назвала бы «Финно-угорскую игрушку». На первом этапе мы сформировали коллекцию финно-угорской игрушки, на протяжении трех лет вели переписку с регионами, с мастерами, коллекционерами. Часть собранных материалов предстала на экспозиции, которая очень посещаема и востребована посетителями. В контексте вхождения в российское музейное сообщество считаю важным для нас событием и привозную выставку «Куликово поле». Эта экспозиция позволила нам укрепить контакты с Военно-историческим музеем-заповедником «Куликово поле», а также через его материалы показать и часть наших коллекций. Например, подчеркнуть взаимосвязь Сергия Радонежского, одного из вдохновителей великого сражения и победы русского оружия, с его сподвижником, святителем земли Коми Стефаном Пермским. – Вспоминается и масштабный проект «По пути Стефана Пермского», осуществляемый в Национальном музее в течение последних трех лет. В его рамках проходила уникальная экспедиция по местам, связанным с именем и деяниями святого, прошла целая серия выставок. В обозримом будущем планируются ли еще подобного масштаба проекты? – Совсем недавно нам предложили принять участие в очередном масштабном проекте. Пока его контуры достаточно размыты, а результаты просматриваются не очень четко. Можно лишь сказать, что он будет посвящен осмыслению на современном уровне древних легенд и преданий народа коми. На первом этапе он тоже включает экспедиции. Например, в Ижемский район. Затем собранные материалы будут наложены на современные кальки и, хочется верить, выльются в интересные выставки, в электронные издания. Предварительно этот проект мы назвали достаточно интригующе: «В поисках Яг-Морта». – Несмотря на компьютерный бум и стремительное развитие глобальных электронных сетей, прелесть музеев все равно составляют не медиа-проекты, а классические выставки с набором разных экспонатов. От этого, судя по музееведческим изданиям, не отказываются и крупнейшие музеи мира. И активно ищут новые, неожиданные формы подачи материалов. В Национальном музее РК проходит очень много выставок. Но каких-то уж очень впечатляющих, масштабных, креативных в его залах все-таки не так много. В связи с этим вспоминается разве что экспозиция «Пути мифов – пути народов», которая демонстрировалась уже много лет назад и была удостоена Государственной премии РК... – Главная причина недостатка таких экспозиций – отсутствие просторных залов. Хотя интересных идей у наших сотрудников немало. Например, мы бы очень хотели сделать экспозицию, в которой переплелись бы ландшафт и рукотворные памятники. Такая выставка наверняка лучше представила бы и историю народа. Подобные проекты уже реализованы и успешно действуют в Германии, Финляндии, у наших соседей в Ханты-Мансийске. Некоторые современные пути осмысления культуры и истории в лингвистическом аспекте мы попытаемся воплотить в новом литературном музее. – Случаются ли открытия в ваших фондах, которые удивляют, поражают самих сотрудников, вас? – Настоящим потрясением стала житийная икона Стефана Пермского, которая в наших фондах сохранилась чудом. Ветераны музея еще помнят, как эта внушительных размеров черная доска после списания служила дверной подпоркой. Но потом произошло настоящее чудо. Оказалось, что под толщей наслоений и копоти спрятана красота. Более того, удалось узнать, что икона была одной из самых почитаемых в Коми крае, настоящей святыней. Теперь она находится на реставрации в Москве, в институте Грабаря. Мы с волнением ждем результатов работы реставраторов. Если подтвердится, что она создана в конце XVI века, то тогда можно говорить о настоящем историческом открытии. Ведь наш экспонат станет первым житийным образом Стефана Пермского, появившимся в Коми крае. – Работа музея держится на трех китах: хранение, популяризация, сбор исторических памятников. Как в последние годы обстоит дело с пополнением музейных фондов, часто ли удается сотрудникам музея выезжать в экспедиции по районам? – К сожалению, музей не может сегодня составить конкуренцию многочисленным скупщикам, вывозящим предметы старины за пределы Коми. Тут много причин. Конечно, мы испытываем и финансовые трудности. Ведь сегодня пополнение, комплектование музейных фондов осуществляется лишь за счет средств самого музея. С другой стороны, мы связаны всевозможными инструкциями. Например, не можем расплатиться с человеком, желающим продать музею ценный экспонат, сразу. Законодательством определена процедура приобретения хранилищами предметов, каждый экспонат должен пройти через закупочную комиссию. Часто людей отпугивает и процедура оформления документов, когда требуется рассказать легенды, связанные с вещью, сообщить имена прежних владельцев. В других регионах тоже сталкиваются с подобными проблемами. Но в некоторых, как, например, в Великом Устюге, у музеев налажены деловые и партнерские связи с антикварными магазинами. Через них музеи и пополняют свои фонды интересными экспонатами. – Определены ли в Национальном музее приоритеты при сборе экспонатов? Какие лакуны в музейных хранилищах так и остаются невосполненными? – Списки предметов, которые мы бы с удовольствием приобрели, у нас, конечно, есть. Музейная работа часто вносит коррективы в некоторые планы и задумки. Нередко к нам приносят совершенно уникальные бытовые предметы, о существовании которых музейщики даже не подозревали. А не так давно нам предложили коллекцию шелковых платков XIX века. Надо ли говорить, что такие вещи, как изделия из шелка, дошедшие до нас через два столетия, бесценны. Мы не могли пройти мимо них, приобрели платки для музея. – Экспонаты из ткани, одежду, те же платки труднее всего и хранить. Тем более условия хранения экспонатов в Национальном музее далеки от стандартов... – Специальные условия хранения экспонатов в музеях обговорены даже в российском законодательстве. Для каждой вещи в хранилище требуется определенное пространство. Это же является залогом сохранности. У нас все сосредоточено в очень небольших, тесных помещениях, при этом не выдерживается определенный температурно-влажностный режим. Губительны для памятников регулярные отключения тепла весной и осенью. Особенно страдает от таких перепадов старинная мебель, необратимые процессы происходят с нумизматической коллекцией, с другими собраниями. Нельзя забывать, что главная миссия любого музея, в том числе и нашего, – сохранение исторического наследия для потомков. – Вы упомянули о реставрации иконы Стефана Пермского в Москве. Какие еще экспонаты из вашего музея на очереди, чтобы попасть в российские столицы на столы реставраторов? – Мы долго искали реставраторов, которые согласились бы взять в работу один из ценнейших экспонатов нашего музея – лыжу с головой лося. – Не тот ли это легендарный экспонат, который приписывают героям коми народного эпоса Йиркапу и Пере-богатырю? – Тот самый. Стоит напомнить, что эта лыжа – один из немногих деревянных археологических памятников. Археологи обнаружили ее в толще торфа в болотистой местности. В свое время ее уже реставрировали. Но условия хранения в нашем музее вновь заставили искать реставраторов для этой лыжи. К счастью, специалисты Государственного Эрмитажа согласились провести эту работу. Ведь памятник не имеет цены, ему даже не сотни – тысячи лет! – Национальный музей является методическим центром для музеев в городах и районах республики. Знакомство с экспозициями некоторых из них производит грустное впечатление. Они находятся в неприспособленных помещениях, в тесноте, годами не меняются выставки. А в некоторых районах, как, например, в Усть-Куломском, до сих пор районный музей так и не создан. – У нас в республике 18 муниципальных музеев, каждый из них является самостоятельным юридическим лицом. Ситуация с их нынешним состоянием осложнилась после принятия 131 федерального закона. Так получилось, что муниципальные музеи из культурного контекста оказались вычеркнуты, они как бы не существуют вовсе. Сейчас общественность пытается поправить этот казус, в Госдуму внесены предложения по изменению закона. Очень многое в деятельности муниципальных музеев зависит от районных и городских властей. В качестве положительного примера хочется привести музей в селе Небдино Корткеросского района. К прошедшему юбилею классика коми литературы Виктора Савина, уроженца этого села, здесь была создана новая экспозиция. Очень привлекательная, с неожиданными цветовыми решениями. Все финансовые затраты на реконструкцию помещений и создание выставки взяли на себя районная администрация, а часть средств выделила республика. С другой стороны, в музейной деятельности, как, наверное, и везде, все решают кадры. К примеру, в районный музей Удорского района пришла работать Надежда Михайловна Багаева, и все здесь изменилось. Не музейный специалист по основной профессии, она подхватила и нашу идею о поиске родовых знаков. Теперь вещи с родовыми пасами экспонируются в районном музее, а его руководитель уже смотрит дальше, наладила контакты с финским обществом Кастрена, подала заявку на грант по дальнейшему исследованию этого самобытного пласта коми истории. – Из уст чиновников разного ранга часто можно слышать обращение в адрес музейных работников: «Научитесь зарабатывать». Может ли музей стать прибыльным учреждением? – Не может в принципе. Ведь самая большая доля расходов в деятельности любого музея отводится на сохранение коллекций. Единственный путь зарабатывания музеем средств – поднятие цены на входной билет. Но это идет в разрез с принципами работы музея, в основу которых положена доступность и просветительская работа. Европейские страны уже давно поняли это, сделав вход в большинство музеев бесплатным. При этом власти взвалили на себя и все проблемы, связанные с жизнеобеспечением хранилищ памяти. – Удивительный факт: в Сыктывкаре до сих пор можно встретить людей, которые не знают о существовании Национального музея РК. Как вы прокомментируете эту метаморфозу? – Это не удивительно. Людей с толку сбивает прежде всего то обстоятельство, что наш музей расположен в шести зданиях, находящихся друг от друга на различном расстоянии. Хотя причина не только в этом. Периодически мы проводим мониторинг среди различных категорий горожан. И знаем, что некоторые из них ни разу не переступали наших порогов. Любопытно, что иногородние студенты сыктывкарских вузов лучше осведомлены о наших выставках, чем столичные. Хотя каждый из них, будучи школьником, наверняка посещал наши залы. Шире пропагандировать коллекции и весь музей как раз и призвана акция «Музейная ночь», которая проводится теперь каждый год. – Ирина Николаевна, какая у директора Национального музея РК самая заветная мечта? – Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Хотя в обозримом будущем, как уверяют вокруг, эта идея вряд ли осуществима. Национальному музею нужен современный комплекс, где бы могли расположиться и его фонды, и отделы истории, природы. В мечтах я вижу новое здание с комфортными условиями для посетителей, с уютным кафе, с лифтом для людей с ограниченными возможностями. Если общество хочет поднять престиж культуры, духовно-нравственных ценностей, то оно обязано обеспечить и достойное хранение национального достояния. Беседовала Анна СИВКОВА. |