Экономика |
22 апреля 2009 года |
О болевых точках малого бизнеса рассказали Главе республики представители бизнес-сообщества
На прошлой неделе Глава Коми Владимир Торлопов встретился с представителями малого и среднего бизнеса республики. Поговорить о проблемах изъявили желание свыше 20 бизнесменов. Встреча состоялась в Администрации Главы и Правительства РК. Объединить усилия В своем обращении к участникам непростого разговора В.Торлопов подчеркнул, что сегодня решение актуальных проблем малого предпринимательства во многом зависит от федеральных структур. Со своей стороны республиканское правительство и депутатский корпус поддерживают малый бизнес, так как от его работы во многом зависит социальный комфорт в регионе, подчеркнул Глава РК. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса республики отнесены к числу приоритетных направлений госполитики. Тому подтверждением служит сохранение объемов финансирования программы поддержки предпринимательства и потребкооперации в республике после проведенного недавно секвестра республиканского бюджета. В сегодняшних условиях и перед государством, и перед бизнес-сообществом стоит задача объединить усилия для эффективного решения проблем в экономике, сохранить достигнутые показатели работы малого бизнеса и обеспечить их прирост, подчеркнул В.Торлопов. Проблемы «мальков» очень схожи с трудностями, с которыми приходится сталкиваться и крупным предприятиям. Это сложности в получении банковских кредитов, увеличение арендной платы, снижение покупательской способности и сужение рынков сбыта продукции, наличие административных барьеров и прессинг контролирующих органов. В свою очередь президент Гильдии пекарей республики Татьяна Куделина предложила для поддержки такого социально значимого направления, как хлебопечение, принять отдельную программу развития. Аналогичный документ принят в Республике Марий Эл с объемом финансирования в 215 миллионов рублей. Эта программа нужна как воздух, заметила Т.Куделина. Ужесточились требования поставщиков сырья. И если раньше хлебопеки обращались с просьбой подсказать, где приобрести новое оборудование, то сегодня все чаще приходится слышать о планах продажи оборудования. Кроме того, при низком уровне рентабельности хлебопечения взять кредит на развитие практически невозможно. В.Торлопов пояснил, что следует уточнить информацию об опыте господдержки пекарей в Марий Эл и обсудить, насколько он применим у нас в республике. Кому помощь нужнее? За торговлю вступилась руководитель Ассоциации торговых организаций РК Галина Лапшина, которая посетовала, что торговля не получает ни рубля господдержки. Львиная доля средств помощи государства приходится на производителей и переработчиков сельхозпродукции. Несмотря на это, они жалуются, что не могут попасть в торговые сети. По мнению Г.Лапшиной, несмотря на серьезную господдержку, местный производитель «уступает по качеству» поставщикам товаров из других регионов. Так стоит ли поддерживать всех без исключения аграриев, поинтересовалась Г.Лапшина. Может быть, нужно делать ставку на крепкие хозяйства, которые стараются улучшить качество своей продукции? Посетовала представительница торговли и на недоступность кредитов, которые выдаются под 22-25%, а где-то и под 28%. Но кредиты приходится брать на создание товарных запасов. По словам присутствовавшего на совещании заместителя Главы РК, министра финансов республики Вячеслава Гайзера, основная цель поддержки сельхозпроизводителей заключается в создании условий для обеспечения продовольственной безопасности региона. Так как ни для кого не секрет, что из других регионов в республику завозится до 80% продуктов питания. Эту тенденцию необходимо переломить. После секвестра бюджета на поддержку АПК вместо запланированных 900 миллионов рублей заложено 700 миллионов. Эти средства будут направляться на покупку техники для производства овощей и картофеля открытого грунта. Всем подряд средства господдержки не раздаются, заметил В.Гайзер. Помощь оказывается настоящим хозяевам своего дела, тем, кто сохраняет поголовье, сдает молоко и мясо на переработку. Безусловно, необходимо поработать над поиском путей повышения спроса на произведенную в республике продукцию, искать компромисс между торговлей и производителями. Однако Г.Лапшина продолжила критиковать аграриев, заметив, что вовсе не в восторге от того, как организуется торговля на ярмарках выходного дня. Для покупателя, безусловно, большая удача приобрести свежий товар подешевле. Но порой сельчане игнорируют технические и санитарные нормы. Бывает, что неправильно рубят мясо. Самым злободневным оказался вопрос о проверках. С июля этого года федеральный закон разрешает проводить проверку деятельности бизнеса раз в три года. С одной стороны, предприниматели не первый год бьются за сокращение числа административных барьеров, к коим относятся и проверки контролирующих и надзорных органов. Ведь доходит до того, что мерилом работы проверяющих является не поиск бракованного товара, а сумма выписанных штрафов. Но, с другой стороны, ослабление контроля может повлечь за собой выброс на рынок большого количества фальсификата и контрафакта. Поэтому, по мнению Г.Лапшиной, нужно не просто упрощать порядок оформления разрешительных документов, но и менять отношение самих проверяющих, которые должны отслеживать соответствие качества товара. То есть проверки должны носить не карательный, а профилактический характер. Сегодня же происходит обратное – контролирующие органы заметно активизировались, так как не за горами срок ограничения числа проверок. Чиновники душат «мальков» Мешает работать предпринимателям затягивание процедуры сертификации новых видов продукции. По словам гендиректора ООО «Састор-С» Сергея Ильина, торговля срывает сроки оплаты за поставленную продукцию, поставщики сырья в свою очередь требуют расчета по факту поставки. Чтобы увеличить выручку, постоянно требуется работать над расширением ассортимента. К примеру, новый вид торта, да еще и приуроченный к какому-то празднику, является беспроигрышным вариантом в плане увеличения доходов. Однако получение сан-эпидзаключения, сертификационных документов растягивается на несколько месяцев – в основном из-за недостатка специалистов Роспотребнадзора РК. Возникают очереди на рассмотрение документов, время уходит на доработку документации. В итоге обращение в аналогичную структуру в соседнем регионе существенно экономит время, так как там нет дефицита в специалистах, процедура оформления производится в срок. Глава РК В.Торлопов попросил предпринимателей детально проинформировать его по этому вопросу, чтобы переговорить с руководством надзорного органа на предмет улучшения его работы. Юрист КРОО «ОПОРА России» Сергей Изъюров поднял вопрос контроля за соблюдением республиканского закона, по которому предприниматели получили право преимущественного выкупа производственных площадей. Сегодня законодатель увеличил срок выкупа до трех лет. Но сам порядок выкупа нуждается в упрощении, считает С.Изъюров. По его расчетам, в случае корректировки процедуры муниципальные бюджеты смогут получить свыше 6 миллиардов рублей дополнительных доходов. Кроме того, необходимо разграничить полномочия по установлению цены за аренду муниципальных помещений между районным и поселенческим уровнями власти. К примеру, в Сосногорском районе арендные платежи выросли в три раза. Если бы право устанавливать размер оплаты было у поселений, то, возможно, микробизнес, то есть мелкая торговля, не пострадал бы. Нужен контроль за административным прессингом со стороны районных властей по отношению к малому бизнесу. Надо установить персональную ответственность за факты ухудшения положения «мальков». Должен быть усилен и общественный контроль, убежден С.Изъюров. Эти и многие другие предложения вошли в протокол совещания. Кроме того, В.Торлопов пояснил, что на еженедельных селекторных совещаниях будет спрашивать с муниципалов, что делается для поддержки малого и среднего бизнеса на вверенных им территориях. Отказаться от «теневых» схем Коллега С.Изъюрова, заместитель руководителя КРОО «ОПОРА России» предприниматель Павел Поташов предложил сформировать программу развития волонтерства для выпускников школ, вузов и ссузов, которые бы могли на безвозмездной основе или за символическую плату пробовать свои силы на профессиональном поприще. Это в условиях надвигающейся безработицы для молодых кадров реальная возможность зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем. Также П.Поташов пожаловался на рост платы за аренду земельных участков. В условиях снижения покупательского спроса это дополнительное бремя для бизнеса. Открытым остается вопрос компенсации выпадающих доходов тем предпринимателям, которые арендуют не муниципальную, а коммерческую недвижимость. Для них не предусмотрена господдержка. Также не понятно, зачем вкладывать огромные федеральные средства в организацию общественных работ и переобучения высвобождающихся специалистов, когда гораздо эффективнее поощрять тех, кто создает новые рабочие места, считает П.Поташов. Понятно, что позицию федерального центра не изменить. В рамках программы разрешается финансировать четыре направления. Помимо общественных работ и переобучения есть еще создание условий для переезда на работу в другие регионы и организация самозанятости. Только вот средства на открытие своего дела предусмотрены, прямо скажем, смешные – 10 тысяч рублей. Но если скооперировать усилия, то вопрос решить можно, добавил предприниматель. В.Торлопов в финале дискуссии обратил внимание на то, что бизнес должен прийти к пониманию необходимости работать строго в рамках закона, четко осознавать свою социальную ответственность, отказаться от использования «теневых» схем, не искать способы ухода от налогообложения, забыть практику прошлых лет по выплате «серых» зарплат. Благо пока это явление не носит массового характера. Наша задача – консолидировать усилия, с тем чтобы создать максимально благоприятные условия для ведения прозрачного бизнеса, подытожил Глава республики. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото пресс-службы Главы и Правительства РК. |