Из первых уст |
13 февраля 2009 года |
Рифкат Аминев: "Сертификат всегда предпочтительнее фальсификата"
Заходя в магазин, парикмахерскую, заселяясь в гостиницу, мы прежде всего ориентируемся на цену продукции или услуги. Причем чем дороже продукт, тем выше его качество, считает рядовой покупатель. Однако насколько цена этого товара соответствует качеству? Что мы знаем о документе, выдаваемом компетентными службами и подтверждающем, что товар или услуга действительно соответствуют стандартам качества, принятым в той или иной стране мира? Что вообще представляет собой потребительская культура? О том, почему у нас до сих пор не приживается такое понятие, мы беседует с Рифкатом Аминевым – руководителем ООО «Коми центр сертификации продукции и услуг», аккредитованного органа в Республике Коми. – Ежедневно, направляясь на работу и обратно, при отсутствии личного автомобиля мы пользуемся общественным транспортом, такси. При этом даже не задумываемся, прошла ли машина предрейсовый технический осмотр, а водитель – медицинскую проверку. Неизвестно, какова степень загруженности водителя. Ведь не секрет, что многие работают по вечерам в службах такси, используя личный автотранспорт, уже после того, как «отпашут» смену на служебном автомобиле. Трудовой кодекс запрещает работать в таком режиме, так как любая машина – средство повышенной опасности. Максимум водитель может находиться за рулем по 12 часов в течение двух дней подряд, затем полагается отдых. Но в погоне за прибылью требования закона нарушаются сплошь и рядом. В случае возникновения спорной ситуации по качеству оказываемых услуг такси фирмы попросту перерегистрируются и продолжают работать под другим названием. А значит, требовать возмещения обманутому потребителю попросту не с кого. Получается, что рынок услуг у нас есть, но регулируется только ценой в ходе конкурентной борьбы. Такой подход исключает контроль в части безопасности, что, на мой взгляд, недопустимо. Ведь даже цена на услуги такси зачастую является экономически необоснованной. Откуда она берется? Никто не знает. Хотя регулирование этих вопросов может быть возложено на органы местного самоуправления при наличии регионального закона. По такому пути пошли в Оренбургской области, Краснодарском крае, Москве, где перевозка пассажиров на различных видах транспорта упорядочена, находится в правовом поле, контролируется местными администрациями. Даже при отсутствии кассового аппарата в машинах такси требуется наличие эмблемы, соблюдение определенного цветового решения, чтобы было понятно, что это такси, а не случайный извозчик. – Но тот же частный извозчик не пойдет на сертификацию. Ведь он сам себе не враг и понимает, что после процедуры сертификации с него будет строжайший спрос на предмет соблюдения всех требований – исправна ли машина, придерживается ли водитель режима работы, годен ли он для работы по найму… – В этом вся проблема. Малый и средний бизнес, а именно на его долю приходится большая часть оказываемых сервисных услуг, не созрел пока, чтобы прийти и доказать, что его работа соответствует требованиям стандартов качества. – Может быть, причина в том, что в свое время сфера услуг была выведена из области обязательного подтверждения соответствия? Закон установил необходимость обязательной сертификации определенных видов продукции или их декларирования, добавив добровольную сертификацию услуг и продукции, не включенной в перечень обязательной сертификации. А дело добровольное у нас означает необязательное к исполнению. Разве не так? – Можно, конечно, сверху спустить требование о повсеместной сертификации услуг. Ведь в обязанности государства входит защита интересов граждан. Но думаю, что эффекта от введения обязаловки не будет. Мы с вами отчасти виноваты в царящем вокруг беспорядке, так как, заметив нарушение, ограничиваемся словами недовольства и не требуем должного исполнения требований от поставщика услуг. На Западе любое нарушение прав потребителя не остается без последствий, виновные наказываются в рамках закона. Замалчивать о несоблюдении требований нельзя. Но и здесь есть одно «но». Мне бы не хотелось, чтобы возникла ситуация «покупательского экстремизма», когда потребители, защищая свои интересы, пользуются пробелами в законодательстве и наносят финансовый ущерб бизнесу, взыскивая непомерные суммы штрафов. Ситуация изменится, когда инициативу будут проявлять все заинтересованные стороны – и государство, и уважающий себя потребитель. А бизнес мгновенно среагирует на изменившиеся требования закона и потребности общества. Ведь в противном случае услуги будут не востребованы. – Скажите, а в сфере производства продукции также работает принцип добровольности? – В свое время изменились принципы жизни, и ГОСТы были переведены в ранг добровольного применения. В итоге на фоне роста числа проверок количество выявленных нарушений в пищевой промышленности не снизилось. Возникла ситуация, когда в сознании отечественных производителей, в отличие от их западных коллег, укоренилась мысль о том, что соблюдение стандартов – вещь добровольная. При разработке национальных стандартов на пищевую продукцию, безусловно, был учтен принцип безопасности по всему циклу – «от поля до тарелки». Тем не менее традиционные пищевые технологии уступили место новым, стало практиковаться внесение в продукцию красителей, ароматизаторов, разрыхлителей и так далее. В настоящее время одним из регуляторов на рынке продовольственных товаров все больше является наличие сертификата соответствия. Предприниматель не выйдет на рынок с несертифицированной услугой, непродекларированной продукцией или услугой. Себе дороже. Так как конкуренты не допустят, да и покупатель сегодня стал разборчивее. Ужесточит требования и введение прямого закона – технического регламента отдельных видов продукции. – А в сфере общепита, особенно к столовым в школах и детсадах, требования ужесточились? – На моей памяти только в Усинске и Эжве заведующие детсадами заинтересовались, насколько сбалансирован рацион питания детей, насколько квалифицированно работает персонал кухни. После проведения проверки был выдан сертификат. Понятно, что не всем по силам хлопоты и затраты на это. Да и после получения документа придется вести неустанный контроль за соблюдением требований. Кому это нужно? Со своей стороны неоднократно писал обращения в адрес профильных министерств, главам администраций городов и районов, но тщетно. – Сегодня полумерой стало введение Роспотребнадзором запрета, к примеру, на продажу газированных напитков и чипсов в школьных буфетах. Хотя эффективнее было бы решить проблему комплексно, выделив на обязательную сертификацию школьных и детсадовских столовых деньги из бюджета. Ведь речь идет о здоровье детей... – Нагрузка школьников растет, а питание играет не последнюю роль в процессе усвоения материала. Обеды и завтраки должны быть горячими, приготовленными в нормальных условиях, а не разогретые полуфабрикаты сомнительной свежести. Открыть, закрыть столовую правомочен Роспотребнадзор, который может провести проверку ее деятельности в установленные сроки. Но работать должен прежде всего контроль за качеством и безопасностью услуг в самой организации. Допуск к организации питания в учебных заведениях осуществляется через конкурс, в ходе которого ИП или юрлицо должны подтвердить соответствие оказываемых услуг требованиям национальных стандартов. Случайные претенденты, не имеющие необходимых документов, должны отсеиваться. – Однако в республике бизнес-сообщество обходится, к примеру, без сертификатов соответствия, без сертификатов менеджмента качества, и ничего – работают... – Сегодня рестораны и гостиницы на территории республики не сертифицированы (или у них заканчивается срок действия документа), за исключением двух объектов. Та же история с парикмахерскими, из которых только две в Сыктывкаре имеют соответствующие документы. Причем любопытно, что руководство ОАО «Монди СЛПК» сертифицирует услуги своих объектов соцкультбыта – парикмахерской, ресторана, гостиницы, оздоровительного комплекса, турбазы и т.д. Хотя для них это не профильное производство. Но большинство парикмахерских, имеющих даже профессионалов высшего класса, победителей различных конкурсов, не хотят переходить на цивилизованные рельсы. Но при этом носят названия «люкс», «салон красоты». И клиент платит за статус, не подтвержденный ничем. В итоге нередко приходится видеть, как мастер, покурив и не помыв после этого руки, берется за стрижку, маникюр, выполняет косметические процедуры. Или, к примеру, откуда посетитель знает, придя в ресторан, что здесь одним и тем же ножом не резали мясо и рыбу? Или где подтверждение того, что обозначенная в меню котлета действительно приготовлена из натурального мяса? При сертификации эксперты четко отслеживают соблюдение всего технологического процесса. Та же песня в сфере ремонта, техобслуживания и продажи автомобилей и запчастей к ним. Повторюсь, зачем предпринимателю эта головная боль? Ведь придется вкладывать средства в оснащение, учебу персонала, чтобы доказать, что ресторан действительно высшего класса, парикмахерская не зря имеет приставку «люкс», а ремонтная мастерская – это действительно станция техобслуживания. – Над малым бизнесом и без того висит армия контролеров и надзорных служб, визиты которых обходятся предпринимателю дорого в плане финансовых и душевных затрат. Повесить на свою шею, причем добровольно, еще одного контролера, согласитесь, решится не каждый. – Контролер занимается инспектированием исключительно своего направления. Сертификация охватывает весь комплекс работ той или иной сервисной компании. Если выдан документ, значит, изъянов в работе нет ни на одном из участков, и предприятие оказывает услуги в соответствии со стандартами. В результате значительно упрощается общение с налоговиками, природоохранными и другими организациями. – Это касается и актуальной сегодня проблемы вывоза мусора? – Безусловно, в процессе обследования предприятия эксперт проверяет, каким образом утилизируются отходы предприятия. Зачастую предприниматель показывает договор на вывозку мусора, но при этом не прилагается ни одной квитанции об оплате этих услуг. Это означает, что к вопросу подходят формально, предпочитая вывозить мусор за город, устраивая несанкционированные свалки. Или подбрасывать отходы в контейнеры близ жилых домов, вывоз которых оплачиваем мы с вами. – Теоретически любую бумагу можно купить, в крайнем случае подделать. А вот доброе имя, заработанное честным трудом на рынке услуг, не купишь ни за какие деньги. Так может быть, лучшим арбитром в споре, кто лучше, является все же покупательский спрос? – Зачем платить деньги за фальсификат, если на эти же средства можно получить официальный документ у организации, причем зарегистрированной в регионе?! К примеру, сертификация производства салатов вместе с инспекционным контролем обойдется предпринимателю в расчете на килограмм продукции в одну десятитысячную копейки. В этом случае цель оправдывает вложенные средства. Во-первых, будет с кого спросить в случае возникновения конфликтной ситуации, к примеру, при несоответствии поставленной продукции или нарушении условий хранения. А ведь это вопросы не только имиджа предприятия, но и безопасности. Во-вторых, сертификат выдается на три года. За это время деньги вернутся. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |