Общество |
27 ноября 2008 года |
Возрождается вертолетный монтаж / Недавно в республике впервые выполнена замена опор ЛЭП при помощи вертолета Ми-8МТВ
В республике после долгого перерыва начали возрождаться уникальные воздушные операции: монтаж в труднодоступных местах с помощью вертолетов. Сейчас, по сути, открыта новая страница в истории вертолетного монтажа – впервые в республике для этого использовали вертолет Ми-8МТВ. Монтаж «летающими кранами» был когда-то очень популярен у нас на Севере. Многие помнят лауреата Государственной премии СССР, заслуженного пилота СССР Геннадия Мальцева. Он первым в Коми освоил сложнейший вид строительно-монтажных работ: вертолетный монтаж на «летающем кране» Ми-10К. Имя этого воздушного аса было известно тогда не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Подразделение тяжелых вертолетов Ми-10К из Ухты, возглавляемое Г.Мальцевым, участвовало в монтажных и ремонтных работах различных объектов по всему миру. Нашим вертолетчикам доводилось выполнять монтажные работы даже на Эйфелевой башне в Париже. И вот сейчас эти традиции продолжаются. Недавно по заявке энергетиков вертолет Ми-8МТВ ФГУП «Комиавиатранс» произвел замену опор ЛЭП на действующей линии электропередачи 110 кВ Микунь – Кослан в районе станции Вежайка. Работа выполнялась в болотистой местности, где использование наземной техники практически невозможно: она здесь просто тонет. Поэтому использование вертолета позволило энергетикам выполнить эти работы в срок и без больших затрат. Выполнить такую сложную, прямо скажем, ювелирную работу под силу только мастерам летного дела. Поэтому эту ответственную задачу впервые на данном типе вертолета выполнил экипаж, возглавляемый летным директором ФГУП «Комиавиатранс», пилотом первого класса Анатолием Самойловым. Если смотреть с земли, монтажные работы на вертолете – всегда завораживающее зрелище. Ми-8 плавно подходит к площадке, где расположены опоры ЛЭП, и зависает над ней на высоте трех метров. Рабочие крепят трос за вершину лежащей на земле опоры ЛЭП, и экипаж начинает медленно поднимать вертолет. Опора ЛЭП постепенно становится в вертикальное положение. Выполнив подъем опоры, вертолетчики бережно отрывают ее от земли. Затем аккуратно ведут винтокрылую машину со свободно висящей под днищем многотонной опорой к месту, где уже подготовлен фундамент со специальной ловушкой, на которую насаживается опора. Во время полета ветер все время раскачивает и вертолет, и груз. Представьте, насколько сложно пилотам управляться с перевозкой двухтонной 22-метровой опоры ЛЭП, свободно висящей на 15-метровом тросе. Командиру вертолета Анатолию Самойлову приходится не только постоянно бороться с болтанкой, но и стабилизировать постоянно раскачивающееся в разные стороны основание опоры так, чтобы с ювелирной точностью с высоты около 40 метров попасть в цель, на крохотный фундамент размером менее одного квадратного метра. Сделать это было непросто. Первый столб устанавливали почти час. На вертолете Ми-8МТВ, в отличие от специального вертолета-крана Ми-10К, выполнять монтажные работы гораздо сложнее. Пилот не видит, как ведет себя на внешней подвеске груз, который находится под «брюхом» вертолета. В этих условиях особенно важно взаимодействие между командиром вертолета и бортмехаником-оператором. Последний наблюдает за грузом на внешней подвеске через открытый в полу вертолета люк и докладывает командиру о «поведении» многотонной опоры ЛЭП. Такую сложную и ответственную работу впервые на данном типе вертолета выполнили лучшие пилоты ФГУП «Комиавиатранс». Среди них Анатолий Самойлов, старший пилот-инспектор Андрей Денисов, бортмеханик-инспектор Богдан Гатараняк и второй пилот вертолета Евгений Козырь. Допуск к данному виду работ получили также старший бортмеханик Печорского летного отряда Николай Саломатин и бортмеханик-инструктор Ухтинской отдельной авиаэскадрильи Валерий Зощук. Андрей ПАРХАЧЕВ. Фото из личного архива Анатолия САМОЙЛОВА. |