Из первых уст |
21 ноября 2008 года |
Николай Лаврега: "Приходится работать в условиях сквозняков"
В последнее время заметно активизировало работу антимонопольное ведомство республики. Существенно расширилось и поле деятельности Коми УФАС России. Возможно, это связано с разразившимся мировым финансовым кризисом, когда вопросы контроля за экономической ситуацией вышли на первый план. О том, с какого рода трудностями приходится сталкиваться в ходе работы, какие действия предпринимают антимонопольщики, чтобы противостоять прессингу со стороны бизнеса и власти, рассказывает руководитель Коми УФАС России Николай Лаврега. – Некой лакмусовой бумажкой, определяющей состояние экономики, являются цены на топливо. Этим летом цены на горючее стремительно галопировали. Сегодня рост цен приостановлен. Каким образом удалось навести порядок в этой сфере? – Действительно, за 17 лет работы на территории республики приходилось сталкиваться с самыми разными спорными вопросами. Если пять лет назад это были в основном проблемы, лежащие в сфере защиты прав потребителей, то сегодня спектр направлений деятельности значительно расширился. В основном это вопросы поведения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В частности, на слуху проблема взвинчивания цен на авиационный керосин, что не могло не сказаться на стоимости самих авиаперевозок. Эта проблема общероссийская. В свое время премьер-министр страны В.Путин дал указание разобраться в этой ситуации. Честно говоря, до этого мы плотно занимались ценами на солярку, бензин, авиатопливо не рассматривалось. Оказалось, что Коми входит в десятку самых, что называется, дорогих регионов по стоимости авиакеросина. В отличие от соседей у нас семь аэропортов, причем действующих. Большая часть из них убыточные. Тем не менее мы посчитали цену на керосин достаточно высокой. Было возбуждено дело против группы компаний, в число которых входят компании «ЛУКОЙЛ», «ЛУКОЙЛ-АЭРО», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». – Как же удалось доказать, что производители топлива действительно незаконно подняли цены? – Существует два метода – анализ цен на сопоставимом товарном рынке и анализ обоснованности расходов и прибыли при реализации товара. В первом случае доказательства очевидны, даже несмотря на высокий уровень затрат на хранение и доставку топлива, обслуживание аэропортов, к примеру, таких как Воркута и Усть-Цильма. Тем не менее метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товара более продуктивен при определении монопольно высокой цены. При этом мы принимаем во внимание тот факт, что в цену закладываются северные накрутки по выплате зарплаты работникам. Это существенная часть себестоимости топлива. Слушание по делу о монопольно высоких ценах на авиакеросин в период с апреля по август этого года проходило дважды. Кроме того, оно рассмотрено на заседании созданной при Прокуратуре РК рабочей группы по борьбе с картелями. Окончательное слушание по этому делу состоится 15 января следующего года. Но уже наметилась тенденция к снижению цен на авиакеросин в аэропортах Сыктывкара и Ухты – на 11,3%, Воркуты – на 9,5%. Упали цены и на некоторые марки бензина. Если мы докажем, что группа компаний, поставляющих топливо, воспользовалась своим доминирующим положением, повысила цену, получив сверхприбыль, то будет применено административное наказание в виде штрафа от 1 до 15% от оборота за предыдущий год. Это серьезная сумма. Но для нас не самоцель – наказание авиазаправщиков. Гораздо важнее достигнуть понижения цен на авиаперевозки в целом. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. – Поручение разобраться в ситуации повышения цен на авиакеросин дала ФАС России. Скажите, если бы не было директив вышестоящего руководства, какова вероятность, что этой проблемой занялись бы антимонопольщики республики? – Откровенно говоря, мы попросту не обращали внимания на ситуацию с ценообразованием на авиационный керосин, хотя деятельность транспортников находится в поле нашего пристального внимания. В частности, не так давно нам удалось по сигналу одного из жителей Воркуты урегулировать ситуацию диктата со стороны железнодорожников по отношению к поставщикам товаров в город. Что касается керосина, то, по сути, не было повода для разбирательств. Цены на керосин поднялись на территории всей страны, поэтому сопоставлять, к примеру, с соседними регионами не было возможности. – Сегодня нет резких скачков цен на продовольственные товары, как это было осенью прошлого года. Тем не менее антимонопольщики решили взять под контроль тех предпринимателей, которые не прочь поживиться в ситуации кризиса, подняв цены, к примеру, на продукты питания… – Несмотря на то что сегодняшняя ситуация не является повторением экономических катаклизмов 1998 года, каждая страна пытается выстроить свою линию защиты в период кризиса. Это необходимо для того, чтобы не допустить возникновения умонастроений по типу «война все спишет». Самой уязвимой сегодня является ситуация на продовольственном рынке. Это своеобразный индикатор положения, когда недобросовестный бизнес пытается спекулировать на общественном резонансе в период кризиса. Поэтому и было принято решение контролировать ценообразование на рынке товаров первой необходимости. Был составлен реестр поставщиков продовольствия, чья доля присутствия на рынке превышает 5%. Это хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, частные предприниматели-оптовики. Рабочая группа по картельным соглашениям проверяет, не произошел ли сговор, который чреват в том числе уголовным наказанием. Пока случаев необоснованного роста цен в нашей республике не зафиксировано. – Скажите, а банки в ситуации общего кризиса не пытаются ловить рыбку в мутной воде? – Не скрою, в банковской сфере фиксируются случаи согласованных действий и недобросовестной конкуренции. В целом финансовая сфера у нас на контроле, отслеживается характер рекламных материалов банков. Это нужно, чтобы не случилось второго пришествия компаний типа «МММ». Также мы проверяем наличие цепочек сращивания финансового и промышленного капиталов. Такие прецеденты возникают, когда банки берут на себя функции финансирования различных сделок. Примеров согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, хоть отбавляй. В частности, коммерческий банк «Ренессанс Капитал» применил особую схему по продвижению своего кредитного продукта. Банк заключил с несколькими фирмами региона соглашения, по которым им была дана возможность предоставлять клиентам скидки на покупку товаров или услуг за счет кредитов «Ренессанс Капитала». – Одной из последних новостей о деятельности антимонопольной службы республики стала информация о штрафах, наложенных на чиновников. Должностные лица различных инстанций были привлечены к ответственности за нарушения законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Скажите, это разовая акция под эгидой борьбы с коррупцией в чиновничьей среде или системная работа по устранению случаев злоупотребления служебным положением? – Это ни в коем случае не запланированная заранее кампания по выявлению нарушителей. Публикация в СМИ этой информации – повод предупредить тех, кто не следует букве закона. Действительно 24 чиновника федерального, республиканского и муниципального уровней оштрафованы на сумму 830 тысяч рублей. Проверялись факты злоупотреблений в период с июля по октябрь этого года. Наказанные должностные лица являются представителями организаторов и заказчиков конкурсов и аукционов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, осуществляемых за счет бюджетных средств. Среди виновных специалисты министерств, ведомств, образовательных, научных учреждений. В перечне нарушений – проведение конкурсов вместо положенных аукционов, необнародование информации, неверное установление значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсной процедуре, незаконные ограничения к допуску к конкурсным процедурам соискателей. Такие ошибки происходят не из желания поживиться, а скорее из-за отсутствия должной квалификации членов комиссий и приводят к ограничению свободного доступа к ресурсам, создают почву для коррупционных действий. Причем представленная информация – это лишь часть айсберга, число нарушений в этой области неуклонно растет. Плановыми проверками удалось охватить лишь 10% от объема поступающих жалоб. Картина оказалась удручающей! Попытки свалить вину на несовершенство законодательства или пристрастную работу антимонопольщиков не имеют под собой основания. Следует помнить, что в 2009 году ужесточаются требования закона о госзакупках. Каждый член комиссии должен будет иметь удостоверение, подтверждающее наличие переподготовки в этой сфере деятельности. Незнание закона не освобождает от ответственности – законодателем предусмотрено наказание рублем от 30 до 50 тысяч рублей. Понятно, что меры по повышению правовой дееспособности комиссий по госзакупкам не нравятся большей части чиновников, которые в ответ на наши действия предпринимают попытки организации встречных проверок деятельности, в том числе и нашего ведомства. Но работать в условиях «сквозняков», то есть прессинга со стороны различных структур, для специалистов антимонопольной службы привычное дело. – Немалая часть дел, находящихся в разработке Коми УФАС России, связана с прецедентами в области рекламы. Сегодня реклама, в особенности напитков и табака, зачастую использует запрещенные приемы. Ролики по ТВ, баннеры по большей части несут информацию агрессивного характера и негативно влияют на сознание подрастающего поколения. Были ли в вашей практике случаи, когда антимонопольной службе удалось привлечь к ответственности недобросовестных заказчиков рекламы? – Пока существует реклама, мир будет делиться на тех, кому она нравится, кто считает ее действенным способом продвижения товаров и услуг, и недовольных, которых навязчивая реклама раздражает. Чтобы охватить весь фронт рекламного рынка, в ведомстве был создан особый отдел по контролю в области рекламы. Кроме того, с ноября этого года возобновляет свою работу экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Коми УФАС России, который будет функционировать в новом формате. Если раньше решения этого органа, в состав которого входят и представители общественных организаций, носило рекомендательный характер, то теперь они являются основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дел или отказе от этого антимонопольным органом. – Борьба со злоупотреблениями в области рекламы, на мой взгляд, укладывается в не очень-то эффективную схему – нашли, наказали нарушителя, и на этом все. А сама система, провоцирующая идти на нарушения, остается незыблемой. Вы согласны? – Назрел момент, когда нужно принимать действенные меры по отношению к тем, кто хочет нажиться на рекламе сомнительного характера. От этого страдают потребители, распространители рекламы. Нужно менять подходы к решению проблемы, делать ставку на упреждение возникновения конфликтных ситуаций. Для этого необходимо внедрять механизмы саморегуляции процесса через создание общественного формирования по борьбе со злоупотреблениями в сфере рекламного бизнеса. Нашей службой были предприняты попытки создать такой орган. Но эти инициативы не нашли поддержки со стороны СМИ, бизнеса республики. Хотя в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге успешно работают такие общественные институты. Там, где есть общественные органы саморегулирования в области рекламы, вырабатываются единые правила поведения изготовителей, распространителей рекламной продукции. У нас пока дикий рынок в этой сфере. – Управление жилфондом постепенно становится прибыльным бизнесом. А значит, появляются нечистые на руку деятели, предпринимающие попытки ограничить конкуренцию в области ЖКХ. Занимается ли антимонопольная служба разбором таких фактов? – Это одна из самых больных тем. Вот свежий пример. Было возбуждено дело в отношении воркутинской администрации и ООО «Воркутинская Тепловая Компания» по признакам нарушения закона о конкуренции. В антимонопольный орган за защитой своих прав обратилось воркутинское ООО «Комсомольское», которое оказывает услуги по управлению многоквартирными домами. Заявитель указал, что власти Воркуты совершили согласованные действия, как сказано в тексте жалобы, по захвату управления домами в интересах одной из фирм – ООО «Единая ЖКО». Это грубейшие нарушения прав жильцов на выбор способа управления путем вытеснения с рынка ряда предприятий. В случае если эти факты подтвердятся, должностным лицам, допустившим эти нарушения, грозит ответственность, вплоть до уголовной. Случай злоупотребления доминирующим положением выявлен и в Сыктывкаре. Возбуждено дело в отношении газовой компании. Пострадавшей стороной является ТСЖ «Парк». На фоне полного отсутствия в сознании каждого жителя ответственности за состояние своего жилища попытки реформировать сферу ЖКХ остаются безрезультатными. Переломить менталитет человека, который до сих пор считает, что кто-то что-то ему должен сделать, не удалось. Это прежде всего касается жителей неликвидных домов. В этом секторе основной владелец жилья – муниципалитет – формально подходит к выбору способа управления жилфондом, закрепляя за такого рода домами подконтрольные местным властям управляющие компании. Со следующего года мы планируем тщательно проверить эту сферу. И тогда тем, кто безответственно отнесся к реализации жилищной реформы на местах, мало не покажется. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |