Из первых уст |
7 ноября 2008 года |
Сергей Гобанов: "Из потребителя хозяина не получится"
Сегодня государство переложило на собственника жилья бремя ответственности за его содержание. Такая практика ведения жилищной реформы прижилась в большинстве стран мира. А вот у нас люди, которые привыкли полагаться на то, что за них все должно сделать государство, очень сложно приспосабливаются к новым условиям общежития. О промежуточных результатах жилищной реформы, о том, насколько высок сегодня уровень жилищной грамотности нашего населения, мы беседуем с членом Общественной палаты РК юристом Сергеем Гобановым. – Если говорить о правовом просвещении в жилищных вопросах на уровне рядового владельца квартиры, то оно ограничено пониманием: «предоставили услугу – заплатил или не заплатил за нее». Говорить о внутренней культуре человека – хозяина своего жилья пока не приходится. Что вы хотите, если народ не думает о безопасности своей жизни, перебегая улицу на красный свет светофора! А что говорить о жилищной безопасности, когда в сознании нашего среднестатистического гражданина заложен механизм решения проблем сиюминутной важности, но не мысли о перспективах. Люди попросту не любят себя, живут по принципу «меня не трогайте, и так сойдет». Но это до той самой поры, пока не случится непредвиденная ситуация. – Сергей Леонидович, вы ведете речь о тех, кому жилье досталось даром. Но те, кто купил «квадраты» на свои кровные, по-другому относятся к жилью. Они ведь являются де-юре собственниками… – Не согласен. И в этом случае работает бессмертный булгаковский принцип про разруху в головах, а не в клозетах. Бережное отношение к собственности административными мерами не воспитаешь. Осознание, что подъезд, чердак, подвал и все, что там находится, – это тоже твое и ты несешь за функционирование дома ответственность, придет, но не сразу. Ведь годами людям внушалась мысль, что все кругом общее, а значит, ничье. Вот и пожинаем плоды такого просвещения. Именно поэтому не приживается повсеместно институт собственников в виде ТСЖ. Ведь даже собрать людей для обсуждения насущных вопросов бывает очень сложно, не говоря уже о культуре платежей и прочее. Путь становления гражданского общества тернист. Это в общем. А по коммуналке все просто. Когда трубы начнут лопаться, дом разваливаться, в подъезде будет царить непролазная грязь, сразу придет осознание, что нужно что-то делать. В этой ситуации в заложниках положения оказываются добросовестные люди, понимающие, что возникновения чрезвычайной ситуации можно было бы избежать. Но они вынуждены считаться с бездействием равнодушных соседей, наивно полагающих, что все возникающие сложности носят временный характер. Ведь они по сути лишь совладельцы общей собственности. И определяющим будет коллегиальное решение, в основе которого пока чувство коллективной безответственности. – Но можно же применить жесткие меры воздействия… – Безусловно. Если бы на законодательном уровне были закреплены механизмы выселения, штрафов за бездействие по отношению к разрушающейся собственности. Если бы действовала долговая тюрьма, в которую сажали бы должников за услуги ЖКХ, возможно, что подвижки и пошли бы. Пока же тот же председатель ТСЖ, руководитель управляющей компании бессилен по отношению к тем, кто не платит за поставленные услуги. К примеру, в нашем доме проживает потомок высокопоставленного в прошлом чиновника, который не платит за квартиру более полугода, причем вовсе не из-за отсутствия средств. Выселить его невозможно, у него по документам единственное имеющееся жилье. Есть и «бессребреники», у которых машина зарегистрирована на жену, квартира – на тещу, сам живет в достатке. А судебный пристав ничего не может сделать. В результате страдают те, кто добросовестно оплачивает счета по квартплате и содержит этих халявщиков. – С чего, на ваш взгляд, нужно начинать построение цивилизованных жилищных отношений? – Мне кажется, что с унификации документооборота, определяющего взаимоотношения собственников жилья и тех, кто этим жильем управляет. Сегодня в этом вопросе полная самодеятельность и неразбериха. Юридическая безграмотность в конечном счете приводит к возникновению парадоксальных ситуаций, которые кроме как в суде не разрешить. К примеру, в договоре на обслуживание управляющая компания Сыктывкара – ООО «Северное тепло» включила услугу «начисление и расщепление платежей». И люди платят за услугу, которой нет! Если бы существовал типовой документ, в котором четко были бы прописаны права и обязанности каждой из сторон, то суды бы были менее загружены. В итоге получается, что коммунальщики делают вид, что обслуживают, а жильцы – что платят. За примером далеко ходить не нужно. Мы готовимся к собранию собственников дома по улице Петрозаводской, 21 в Сыктывкаре. У них в счетах указана стоимость жилищной услуги в размере 1,5 рубля. И это при том, что по городу в среднем тариф составляет 14-16 рублей. Это экономически обоснованный тариф. Мы встречаемся с членами правления дома, говорим, что за полтора рубля через несколько лет дом превратится в руины, несмотря на то что пока здание новое. Жители с нашими доводами категорически не согласны, возражают против увеличения стоимости жилищной услуги. Мотив прост: зачем платить больше, ведь эти коммунальщики все равно ничего не делают. – Но ведь во многом здесь вина самих коммунальных служб, которые долгое время делали все возможное, чтобы ничего не делать, халтурили. И только за пол-литра или дополнительную плату можно было получить качественную услугу… – Не соглашусь. Увидев прекрасно выглядящую даму, никто не задается вопросом, во сколько ей обошлось «подрумянивание фасада». Так и с домом. Кто из рядовых жильцов контролирует, во сколько обходится содержание жилья в нормативном состоянии? Да это никого не интересует и не должно по идее волновать. Собственник жилья обращает внимание на внешний фактор – чисто ли во дворе или подъезде, горит ли лампочка на лестничной площадке. При этом цену содержания никто не рассматривает. А ответственность за состояние коммуникаций, лифтового, электрического, теплового хозяйств, фундамента и кровли целиком и полностью лежит на тех, кто управляет домом. Контроль за каждым видом работ требует профессионального подхода, иначе беды не миновать. Найти грамотного специалиста – значит, обеспечить жильцам безопасность проживания. А это дорогого стоит. Сегодня аварийные ситуации, благодаря в том числе и жесткому государственному контролю, происходят крайне редко. Но на изношенном оборудовании далеко не уедешь. И об этом нужно думать уже сегодня. В противном случае трофейного сознания прошлой эпохи нам не изжить. – Одним из тормозов процесса развития института ТСЖ является отказ юридических лиц разделять ответственность за содержание здания. Как с этим бороться? – Самое интересное, что активно сопротивляются именно госструктуры. Руководство магазина или парикмахерской нехотя, но принимает условия большинства жильцов дома. Решили люди, что нужно платить 20 рублей с квадратного метра жилплощади, чтобы дом простоял не один десяток лет, арендаторы в большинстве случаев соглашаются. Но если в доме находится библиотека, госучреждение, спортшкола, то здесь начинаются сложности юридического характера. Дело в том, что в бюджетах государственных, муниципальных организаций по закону не заложены средства на увеличение тарифа на содержание здания. Взять средства из одной статьи расходов и перевести в другую руководитель не может. Нет у него на это полномочий. Вот и не платит госучреждение в том объеме, что требуется. Чтобы снять противоречие, необходимо выходить с законодательной инициативой и вносить поправки. – В основе жилищной реформы заложен принцип самоопределения граждан в выборе того, кому доверить свое жилье. Не вступает ли с ним в противоречие передача «оптом», на конкурсной основе домов, жильцы которых так и не выбрали способ управления? – Действительно, сегодня немало жалоб от этой категории граждан. Конфликты возникают в силу того, что управляющие компании, взвалившие на свои плечи бремя обслуживания разных домов, не готовы оказывать услуги в требуемом объеме и качестве. И дело даже не в отсутствии специалистов или техники. Проблема в том, что разучились качественно работать и требовать профессионального исполнения работ от своих подчиненных. Менеджмент в коммуналке – больная тема. В этой сфере работают кадры старой закалки, а значит, о подвижках в повышении уровня сервиса говорить пока не приходится. Вот когда молодежь поймет, что жилищно-коммунальная сфера – достойная точка приложения сил, на которой можно заработать не только деньги, но и доброе имя, тогда ситуация изменится. Тогда можно будет говорить о реформе в действии. Пока же народ только начинает понимать, что жилищный бизнес выгоден. В результате возникают курьезы, когда в одном доме организуются два ТСЖ. И начинается нешуточная борьба за право обладания вентилем или трубой. В результате страдают жильцы. – То есть нужно начинать реформирование снизу? – Государство в плане правового обеспечения, создания условий для работы сделало больше чем возможно. Сегодня более 80% сыктывкарцев – собственники жилья. А львиную долю затрат на капремонт жилфонда взяло на себя государство. При этом даже те 5%, которые должны внести на ремонт граждане, собираются с трудом. Ведь предварительно нужно составить смету расходов на ремонт. Эта работа стоит денег, их нужно собрать. Вот здесь и начинаются проблемы. Один умник мне возразил: мол, зачем мне раскошеливаться, если я скоро перееду в другой дом? Понимая, что сбор средств растянется во времени, управляющие компании вкладывают собственные средства, а затем возмещают их за счет жильцов. Мышление граждан по сути ограничено стенами их жилища. При смене прописки никто из нас не интересуется, есть ли долги у дома, каковы будущие соседи. Осознание приходит позже, и государство здесь ни при чем. Тем не менее жалобы на нерадивых коммунальщиков люди пишут аж Президенту в надежде, что барин рассудит. А вот себе написать письмо и посмотреть на свои поступки со стороны никто не желает. Это происходит по большей части потому, что сознание собственника жилья сегодня ущербно, он инфантилен по характеру, так как понятие борьбы за собственность истреблено на генетическом уровне. Нужно искать корни проблемы в своих головах. В Жилищном кодексе РФ заложены основы института собственности. А вот пока появится настоящий хозяин, должно пройти немало времени. Это касается не только жильцов, но и управдомов, которые, не имея опыта управления, знаний в области жилищно-коммунальной сферы, чувствуют порой себя хозяевами положения. А ведь председатель ТСЖ – всего лишь представитель собственников, а не домовладелец. В результате такого поведения возникают перегибы, когда управдом без согласия собственников принимает решения. Такие конфликты сплошь и рядом, суды завалены исками граждан на недобросовестных управдомов. – Мы с вами говорим о благоустроенном жилье. А о какой жилищной реформе должен думать житель аварийного дома, который просыпается утром и радуется, что дом цел? Такого жилья в республике немало… – Большая часть даже такого жилья приватизирована. Я не видел ни одного дачника, который бы имел старый домишко и не мечтал бы его улучшить. Он ежегодно подлатывает, подкрашивает, наводит чистоту в доме, чинит покосившийся забор, невзирая на доходы. Как только, к примеру, дом переходит в собственность на двоих с соседом, начинается разруха. Понятно, что государство не в состоянии обеспечить всех и сразу комфортабельным жильем, это не его прямые функции. Государство должно заботиться о социально незащищенных людях. И пока человек не перестанет искать виноватых и не начнет предпринимать усилия для улучшения ситуации самостоятельно, дело с мертвой точки не сдвинется. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |