Домашний Очаг |
24 октября 2008 года |
Кризис трех лет
Термин «кризис трех лет» – название достаточно условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и в три с половиной, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит момент, когда прелестное чадо перестает самозабвенно разваливать кубики, вжикать машинками, трепать плюшевых мишек и взирать невинно восхищенными глазами на родителей и всех взрослых, беспрекословно выполняя любое их требование. Родители не раз жалуются, приходя к нам на прием: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!» С определенного момента в поведении малышей появляется упрямство, непокорность, резкий негативизм. Всякий раз, как кто-либо из взрослых пытается физически вмешаться в их программу поведения или заявляет, что так нельзя делать, он натыкается на ту или иную форму протеста. Например, подходя к дороге, по которой ездят автомобили, малыш вырывается из рук родителей и пускается наперерез идущему транспорту или в ответ на заявление бабушки, что она приготовила что-то вкусненькое специально для него, отказывается даже пробовать кушанье. Видя, что родители торопятся, дети начинают проявлять истовое стремление к самостоятельности: штанишки, носочки, шапочки, рукавички все им непременно нужно надеть на себя самим. Смысл такого протестного поведения достаточно ясен и прозрачен. Своими действиями малыши как бы заявляют: «Это вы хотели, вы решили, вам надо, а не мне! Я вовсе этого не хочу!» Многие родители пытаются преодолеть бунт-протест уговорами или сломить его силовым нажимом. В ход идут крики, шлепки, угрозы. Однако это не дает желаемого результата. Малыши встают в позицию «Кто кого?» и либо продолжают действовать по-своему, либо закатывают истерики. Положительный момент кризиса трех лет – появление самосознания детей. Именно поэтому его еще называют кризисом «самости». Пресловутое «Я сам хочу, я сам буду, я сам могу...» красной нитью проходит через взаимодействие ребенка со взрослыми. Чтобы поскорее избавиться от нежелательных проявлений кризиса, нужно постараться изменить свою позицию: бунт и капризы в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее-то и нужно предложить детям в качестве замены протеста. Вместо того чтобы подгонять малыша, упрекать его в медлительности и неумелости, а тем более навязывать ему свою помощь в ситуации утренних сборов, предложите ребенку собирать в садик куклу или мишку. Пусть именно им он завязывает шарф, одевает шапочку, а вы в это время поможете ему. Или можно создать другую игровую ситуацию и предложить ребенку соревнование на скорость, где вы одновременно будете выступать в роли судьи и в качестве болельщика, готового прийти на помощь своему любимцу. В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства, превращают его в целенаправленность и настойчивость своего поведения. Режиссура ребенком своих игровых действий дает взрослым возможность увидеть себя со стороны и вовремя скорректировать собственное поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному психическому и личностному развитию малышей. Ведь в ней помимо предметных действий (действий с предметами или игрушками) воспроизводятся социальные отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет жизни детей. Если взрослые своевременно отказываются от жесткого диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то негативные проявления кризиса быстро сходят на нет. Малыши осваивают ту сферу своей жизнедеятельности (игру и фантазию), где они могут целиком и полностью действовать по собственной программе. Родители и взрослые теперь выступают в качестве образца для подражания, а разнообразные социальные взаимоотношения людей становятся материалом, из которого строятся сюжеты детских игр. Стоит лишь проявить уважение к стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается сторицей оправдать все ожидания, стараясь стать истинным помощником взрослым. Не случайно, что в детском саду, где это качество всемерно поощряется, у ребят возникает гораздо меньше проблем и сложностей, чем в общении с членами семьи. Навязчивая опека, как и чрезмерная требовательность, способны превратить ребенка в баловня и капризулю. Любовь не должна быть слепой, она должна быть творящей благо. А благом для ребенка является непрерывное развитие, отказ от того, что было раньше, устремление в завтрашний день, основанное на тех ростках нового, что появилось в ходе предшествующего развития. |