Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
24 октября 2008 года

Уздечка для улыбки

/ Весь путь художника - это эксперимент, считает Вячеслав Кислов

На прошлой неделе в Национальной галерее РК открылась большая персональная выставка одного из самых, пожалуй, знаковых художников республики – Вячеслава Кислова. Выставка посвящена 70-летию автора. Вячеслав Кислов – график, живописец, прикладник. Член Союза художников СССР с 1970 года. Окончил Ивановское художественно-педагогическое училище. Неоднократный участник художественных выставок, в том числе и международных.

Возраст художника – понятие относительное. И все же первое, что бросается в глаза при встрече с Вячеславом Кисловым, – разительная дистанция между «юбилейными» цифрами и внешностью мастера. Причина тому, похоже, не только спортивный образ жизни, которого он придерживается, но и особое «человеческое» мировоззрение художника. В одной из творческих характеристик на Вячеслава Кислова можно прочитать: «Ему свойственно глубокое ощущение первооснов жизни, соединенное с простодушно-радостным мировосприятием, умением проникнуться родственной симпатией к любому предмету изображения...» Похоже, в точку. Знакомясь с каскадом образов героев Кислова, невольно вспоминаешь сочувственную чеховскую интонацию в обращении писателя к маленькому человеку.

Один из критиков как-то заметил, что секрет мастерства художника, работающего в стиле гротеска, – это своего рода уздечка, которая не дает улыбке сорваться до гомерического хохота. Это грань, на которой балансирует шаржист между добрым и злым. Грань, отделяющая шарж от карикатуры. Это сочувствие, пробивающееся сквозь вуаль иронии, – то, что прочитывается во всех работах Вячеслава Кислова: портретах, натюрмортах, жанровых композициях, скульптурах.

Удивительно, что художник может рассказать практически о каждой своей работе или о мотивах, побудивших к ее созданию. Причем независимо от времени написания, будь это хоть десятилетия назад. Вот, например, графический рисунок «Сучкоруб». Только платок, завязанный под самые глаза, выдает в заснеженной фигуре женщину. В свое время Вячеславу Николаевичу часто приходилось сталкиваться с этими сотрудницами леспромхозов, рабочий день которых начинался чуть свет. Но, слушая их прокуренную, грубоватую речь, он думал о том, что приходится этим бедным женщинам вставать ни свет ни заря, чтобы накормить детей, отвести их в детсад...

Совсем иные оттенки в живописной работе «Отдых в Затоне». Между остовами судоходной техники на замусоренном берегу реки, со временем превратившейся в лужу, загорают жители речного поселка. Тем не менее и тут прочитывается сопереживание:
к загубленному заводу, к погибающей реке...

На вопрос, есть ли у художника кумиры – представители графической или живописной школы, Вячеслав Кислов отвечает, что каждый художник должен идти только «от себя», руководствуясь своей интуицией. Тернистой дорогой самообразования будущий мастер пошел сразу после окончания училища, из которого, по его собственному признанию, он вышел человеком наивным, хотя и с приобретенными навыками рисования и создания шаржей. С тех пор его жизненным кредо стала заповедь: никогда не удовлетворяйся тем, чего достиг, иначе в тебе погибнет художник.

Достиг Вячеслав Николаевич немало. Его выставка – одна из самых крупных экспозиций, представленных на суд зрителей в последние годы. Бесконечный калейдоскоп шаржей, в том числе и на известных людей, размещен в фойе галереи. Здесь собран не только весь цвет творческой элиты республики, но представлены и государственные деятели. В их числе, например, бывший министр культуры Владимир Колегов, первый ректор Сыктывкарского университета Валентина Витязева...

Примечательно, что большинство портретов-шаржей, вошедших в этот своеобразный вернисаж, составили основу известного полотна Вячеслава Кислова «Художники Коми в экстерьере». Под экстерьером подразумевается перестроечное время, в которое художник поместил порядка восьмидесяти своих современников.

По признанию Вячеслава Кислова, как художник, он сложился в Ухте, где прожил 15 лет. В силу причин, связанных со здоровьем близкого человека, вынужден был поменять северный климат. Но в Закарпатье, куда переехал с семьей, Вячеслав Николаевич «продержался» только десять лет: не смог, как говорит сам, привыкнуть к абсолютно чужой для него психологии местных художников. Тем не менее большим плюсом южной жизни стало то, что именно в этот период он открыл в себе способность творить как монументалист и как художник по дереву одновременно. Вместе с другом они создали несколько совершенно невероятных по выразительности огромных дизайнерских панно. Эти работы были закуплены Союзом художников СССР, музеями Киева и Подольска... На выставке в галерее посетители могут оценить художественность этих панно по фотографиям.

Справедливости ради надо сказать, что работа с деревом была для Вячеслава Кислова не совсем уж и внове: художник нередко подрабатывал на строительстве изб.

Несколько лет назад Вячеслав Николаевич пришел к скульптуре. В небольших работах, представленных на экспозиции, все та же тема маленького человека: фигурка старика, находящегося в мучительном раздумье, что ему, нищему, оставить в завещание внукам («Пишущий завещание»), библейские мотивы...

Удивительно и по художественному замыслу, и по необычной технологии и огромное панно «Горка», сплетенное из корня лозы. Отдельными фрагментами из соломы в панно как бы вкраплены сценки из усть-цилемской жизни. Эту работу выкупил у мастера для Национальной галереи РК Глава республики Владимир Торлопов. «Горка» родилась после нескольких поездок Вячеслава Николаевича в старинное село на Печоре. Отсюда же и портрет мастера-ложечника из села Замежное. Имени этого человека Вячеслав Николаевич не помнит, между тем характер героя – одноногого ремесленника легко прочитывается и в лукавой старческой улыбке, и в предметах интерьера, например в иконках, соседствующих с изображением вождя мирового пролетариата...

Весь путь художника, по его признанию, – это эксперимент.
В живописных работах он много и подробно работает с колоритом, создаваемый образ рассчитывает до мелочей и довольствуется в конечном итоге лишь максимально достигнутым. Тем не менее Вячеслав Николаевич – один из редких сегодня художников, для которых созидание – практически единственное полнокровное занятие. Автор выставки, по мнению сотрудников галереи, сохранил себя как художник в чистом виде. Он практически никогда не выставляет свои работы на продажу, не умеет да и не желает этого делать. Тем не менее у Вячеслава Кислова есть свой постоянный покупатель. Время от времени в большинстве случаев живописные полотна художника покупает его друг, проживающий за границей. К некоторому огорчению мастера, этот покупатель, наделенный безукоризненным художественным чутьем, безошибочно выбирает самые дорогие для сердца автора работы.

Персональная выставка потеснила привычный осенний уклад художника. Обычно в эту пору Вячеслав Николаевич с супругой на месяц, а то и больше уезжает в свои заповедные охотничьи места. И это единственный период в году, когда «рабочим инструментом» художника становится не карандаш, резец или кисть.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №196 (3870) - 24 октября 2008 года

Есть идея, будет и поддержка / Начинается реализация культурных проектов с участием финской стороны

 №195 (3869) - 23 октября 2008 года

Прикосновение к святыням

 №194 (3868) - 22 октября 2008 года

Гимн для сородичей

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 196 (3870)
24 октября 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»